Главная     Редакция     Архив     2(42)/2007  
 

65-летие битвы за Москву
(ОГНЕННЫЙ СЛЕД ФРОНТОВОЙ)


Конференции
(«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА»)


В округах
(УВАЖЕНИЕ К ТРАДИЦИИ И ЭНЕРГИЯ РОСТА)


Музеи
(«ВОЛШЕБНЫЕ МЕСТА, ГДЕ Я ЖИВУ ДУШОЙ...»)


Музеи
(ОТ ГЕРОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ДО «ТЕХНИЧЕСКИХ СКАЗОК» ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО)


Сорок сороков
(ХРАМЫ XVIII ВЕКА В МОСКВЕ)


Признание
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД «ПИЛАР»)


Юбилеи
(БАЛЕТУ «МОСКВА» 15 ЛЕТ)


Возрождение традиций
(НИКОЛИН ДЕНЬ, ЧТО ДЛИТСЯ ДОЛЬШЕ ВЕКА)


Возрождение традиций
(В ОЖИДАНИИ ПРАЗДНИКА)

Увлечения
(ФИЛОСОФСКОЕ ХОББИ, ИЛИ О ЧЁМ МОЛЧАТ КУКЛЫ)


Фестивали
(«ARTOGRAPHY/
АРТОГРАФИЯ»)


Конкурсы
(ПРАЗДНИК СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА)


Культ личностей
(МУДРЫМИ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА)


Искусство
(«ПОЛЁТ ПТИЦЫ», ИЛИ ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЛЮДМИЛЫ ГРАСС)

ХРАМЫ XVIII ВЕКА В МОСКВЕ

Наталья СОСНОВСКАЯ

С конца XVII века начинаются большие и знаменательные для России события. С реформами Петра I меняются не только политическая ситуация, государственные учреждения, но и уклад жизни, одежда, быт и традиции. Изменился облик Москвы.

До начала строительства Санкт-Петербурга Пётр уделял древней столице огромное внимание. В 1699 году Москву постиг один из страшных пожаров, после которого Пётр приказал застраивать сгоревшие места каменными палатами, а неимущим людям - мазанками. С 1701 года "регулируется" Кремль, то есть освобождается от многих старых сооружений, а новые строят теперь не в глубине дворов, а по линии улиц. Крыть дома было предписано железом или гонтом. С 1702 года начинается строительство арсенала в стиле, совершенно чуждом ранней застройке Кремля. Вместо деревянных мостовых предписывается делать каменные.
     Конец XVII - начало XVIII века - переходный этап от древнерусского зодчества к архитектуре нового времени. Появляются храмы с ярко выраженными европейскими влияниями в архитектуре или же в стиле европейского барокко. При Петре I многие деревянные церкви перестраивают в камне, и появляется огромное количество легенд о том, как царь даёт средства на подобные возобновления.
     В 1709 - 1711 годах была построена церковь Иоанна Воина на Якиманке на месте деревянной, смытой наводнением в 1708 году. Согласно легенде, царь, увидев затопленный храм, прислал деньги на его восстановление. Особая, невиданная ранее декоративность, нарядная раскраска, элементы западной архитектуры - пилястры, валюты и балюстрада - отличают облик храма. Общий же стиль и очертания напоминают допетровское зодчество. Здесь соединилось старое и новое. В "Указателе московских церквей" 1915 года сказано, что главная икона этого храма - икона Всемилостивого Спаса Смоленского - была некогда надвратной иконой Фроловских (Спасских) ворот Кремля. Замечательно, что в доме священника при храме в 1848 году жил художник А.К.Саврасов. На колокольне остался хороший набор колоколов.
     Такого же архитектурного типа была и церковь Троицы "на Капельках" (1719), уничтоженная в 1930-е годы. С ней связана интересная старинная легенда. Церковь была деревянной и разрушалась. Смотрел за храмом только сторож, который очень радел о нём и придумал: в кабаке, находившемся неподалёку, он просил посетителей "слить несколько капелек на церковь". Проезжих удивляла столь странная просьба, и старик рассказывал им о бедственном положении храма. Мало кто оставался равнодушен, накапливались пожертвования. Ехал как-то раз мимо кабака сам Пётр I. Старик не узнал его и попросил, как и всех, о "капельках"... Внимательно выслушав его, царь уехал, но через несколько дней прислал средства для отстройки церкви.
     Однако символом Петровской эпохи в Москве считается церковь Архангела Гавриила, или Меншикова башня (Телеграфный переулок, 15а, близ Чистых прудов), построенная по приказу ближайшего царского сподвижника Александра Даниловича Меншикова. Постройкой этой церкви он хотел угодить царю, а кроме того, задумал возвести сооружение выше колокольни Ивана Великого. Выстроена была церковь в 1704 -1707 годах по проекту талантливого архитектора Ивана Зарудного в стиле европейского барокко. Высота в 84,2 метра действительно превзошла Ивановскую колокольню в Кремле. Уникальность архитектуры вызывала удивление и восхищение, но прозвали церковь Меншиковой башней неслучайно. Москвичами она воспринималась именно как светское сооружение. В артели Ивана Зарудного работали итальянские зодчие. Один из них, Д.Трезини, впоследствии уехал в Петербург и там прославился своими работами. Высокая ярусная башня поначалу венчалась 30-метровым шпилем и золочёной фигурой ангела. В верхней части здания были установлены часы с музыкой. В 1723 году молния ударила в шпиль церкви, возник пожар, башня сильно пострадала и долгое время, до 1773 года, простояла забытая и заброшенная. С конца XVIII века начинается восстановление, и облик её несколько изменился. Отличает это своеобразное здание богатый скульптурный декор, лепные декоративные элементы. На западной стене алтарного помещения живописное изображение часов - "обманка", чисто светская затея. В XIX веке в церкви обосновались масоны - "вольные каменщики", принадлежавшие ложе "Урания". В 1930-х храм был закрыт и вновь открыт в 1947 году.
     Подобных памятников в Москве очень мало, так как, по мнению авторов известного путеводителя "По Москве", "неумолимая судьба в корне подкосила расцветавший поздний московский стиль". Мысли Петра направились на новую столицу, и указом от 9 сентября 1714 года каменное строительство в России было запрещено, дабы обеспечить быстрое сооружение Санкт-Петербурга. В 1722 году указ Духовной коллегии упраздняет домовые церкви бояр, а указом от 11 марта 1723 года было запрещено сооружение вотчинных храмов. Всё это сказалось на облике города и культовом строительстве. Ко времени правления Анны Иоанновны относится не много памятников, но церкви строились и лишь из-за советской реконструкции до нас не дошли. Надо отметить, что, несмотря на перенос столицы в 1713 году из Москвы в Санкт-Петербург, коронация по-прежнему проходила в Успенском соборе Кремля, и Москва считалась "вторым стольным городом".
     Для царствования Елизаветы Петровны характерна пышная "растреллиевская" архитектура. Именно к елизаветинской эпохе относится сооружение одной из красивейших московских церквей в Замоскворечье - церкви Священномученика Климента, папы римского (1762 - 1769). Зодчий, построивший этот прекрасный храм, остался неизвестен. Иногда исследователи называют А.Евлашева. Это единственный храм елизаветинского барокко в Москве, по своему внешнему виду он уникален для города. Светскость постройки, пышная отделка придают храму удивительно праздничный облик. В советские времена в церкви хранились книги из Оптиной Пустыни, которые в 1990-х годах были переданы Московской духовной академии и в саму Пустынь.
     Вторая половина XVIII века - эпоха расцвета дворянства, золотой век. Светская жизнь, служба, карьерные устремления - всё это было в столице. Удаляясь на покой, знатные люди селились в Москве, и город преображался. Появляются великолепные усадьбы, парки, дворцы. Понятие о прекрасном меняется. На смену пышному, театральному барокко (весь придворный быт в елизаветинскую эпоху скорее напоминал маскарад) приходит классицизм - строгие античные образцы, красота покоя. Храмовая архитектура эпохи Екатерины II явила себя в красивых стройных формах. Ярким примером тому служит величественный храм Вознесения Господня "Большое Вознесение" у Никитских ворот. Проект его был составлен выдающимся зодчим В.Баженовым, а заканчивал постройку его знаменитый современник Матвей Казаков.
     По проекту архитектора М.Казакова был возведён также храм Святителя Филиппа, митрополита Московского, на 1-й Мещанской улице (1777 - 1788). А по проекту Баженова в 1787 году была построена церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Большой Ордынке.
     Именно классическими сооружениями завершается XVIII век в Москве. И никто не подозревал, что вскоре, уже в начале следующего столетия, городу вновь предстоит пережить настоящее перерождение в связи с войной 1812 года.