Главная     Редакция     Архив     2(42)/2007  
 

65-летие битвы за Москву
(ОГНЕННЫЙ СЛЕД ФРОНТОВОЙ)


Конференции
(«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА»)


В округах
(УВАЖЕНИЕ К ТРАДИЦИИ И ЭНЕРГИЯ РОСТА)


Музеи
(«ВОЛШЕБНЫЕ МЕСТА, ГДЕ Я ЖИВУ ДУШОЙ...»)


Музеи
(ОТ ГЕРОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ДО «ТЕХНИЧЕСКИХ СКАЗОК» ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО)


Сорок сороков
(ХРАМЫ XVIII ВЕКА В МОСКВЕ)


Признание
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД «ПИЛАР»)


Юбилеи
(БАЛЕТУ «МОСКВА» 15 ЛЕТ)


Возрождение традиций
(НИКОЛИН ДЕНЬ, ЧТО ДЛИТСЯ ДОЛЬШЕ ВЕКА)


Возрождение традиций
(В ОЖИДАНИИ ПРАЗДНИКА)

Увлечения
(ФИЛОСОФСКОЕ ХОББИ, ИЛИ О ЧЁМ МОЛЧАТ КУКЛЫ)


Фестивали
(«ARTOGRAPHY/
АРТОГРАФИЯ»)


Конкурсы
(ПРАЗДНИК СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА)


Культ личностей
(МУДРЫМИ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА)


Искусство
(«ПОЛЁТ ПТИЦЫ», ИЛИ ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЛЮДМИЛЫ ГРАСС)

БАЛЕТУ "МОСКВА" 15 ЛЕТ

Елена АНТОНОВА

Культурную жизнь захлестнула волна официальных торжеств Рекламные шоу, презентации, юбилеи. Последние - наиболее притягательны, А потому о каких юбилеях мы только не наслышаны! И главная их задача - посредством пышного антуража привлечь внимание к себе любимым.

Устроители юбилеев часто и не подозревают, что первоначально этим словом называли прощение всех долгов и наказаний, что имело место у древних евреев каждые 50 лет. Радость этого дня впоследствии была распространена на празднование 50-летней годовщины любого знаменательного события, а уж потом стали отмечать 25-, 100-летние и кратные этим срокам даты. Когда же слышишь о юбилее события, которому от роду 15 или 85 лет, - это, как любой попзепзе, вызывает лишь усмешку, хотя сталкиваешься с таковым сплошь и рядом. Что на это сказать? И жить, и чувствовать спешим.
     Русский камерный балет "Москва", созданный по инициативе его художественного руководителя Николая Васина, существует 15 лет. В его составе - две не взаимодействующие между собой труппы - классическая и современного танца, где постоянно заняты 75 артистов балета. Однако в перспективе Васин допускает возможность создания спектаклей, в которых на равных будут задействованы артисты обеих трупп. Именно это может, на мой взгляд, быть той лакмусовой бумажкой, которая выделит лицо балета "Москва" среди множества хореографических коллективов столицы. Пока же отчётные концерты, посвящённые 15-летней годовщине создания балета и прошедшие в Театральном зале Московского международного Дома музыки, представляли достижения каждой труппы в отдельности. В первый вечер были показаны две постановки Группы современного танца, во второй - шедевры мирового балета в исполнении артистов классического жанра.
     К сожалению, все спектакли балета "Москва" идут под фонограмму, что значительно снижает эффект их воздействия. Балетный спектакль являет собой синтез музыки и танца, где оба искусства имеют паритетные начала. Взаимодействие этих начал всякий раз рождает новые оттенки переживаний, отражающие эмоциональный настрой артистов и зала. При танцах же под фонограмму музыка перестаёт быть полноценным партнёром. Внакладе остаются не только зрители, но и танцоры, которые, слыша раз и навсегда зафиксированные в музыке чувства, сами перестают быть творцами, невольно уподобляясь автоматам, повторяющим затверженные движения. Если "Москва" не хочет потеряться среди столичных балетных коллективов, надо уже сейчас решать проблему оркестрового сопровождения, адекватного его танцевальному мастерству.
     То, что танцевальный авангард, именуемый "contemporary dance", нашёл свою культурную нишу, стало очевидным на VI Международном фестивале современного танца. Организацию фестивалей осуществляет Центр современной хореографии, созданный с целью содействия развитию новаций в хореографическом искусстве. Возглавляет его также Николай Васин. Группа современного танца балета "Москва" выдвинула для показа на фестивале премьеру "Постфактум", которая произвела на меня тогда отталкивающее впечатление. Тем интереснее было познакомиться с лучшими спектаклями этой динамичной труппы. "Смотрины", одноактный балет-буфф в хореографии Ивана Фадеева на музыку Монк, Шопена, Минкуса, Визе, решивший показать, как "мы выбираем, нас выбирают" и что "это часто не совпадает", решены, как и положено в этом жанре, иронично и с юморком. Но его легковесность ближе итальянской комедии del arte, чем русскому юмору балаганных петрушек. А ведь сценки-то из нашей жизни! Тем не менее балет не лишён запоминающихся находок, ребята танцуют с задором и огоньком, да и смотрится он с улыбкой, что всё вместе даёт хорошее послевкусие. Балет "Взлом" в постановке (хореография, идея, свет, костюмы, бутафория) западного культового хореографа Пола Нортона (Нидерланды) на музыку постмодерниста Фреда Фриза (США) диаметрально противоположен первому. Постановка спектакля талантлива. К исполнению не придерёшься. Однако заложенная в его основу мысль, удесятерённая звучащей пэгйззтю деструктивной музыкой Фриза, что человек в современном обществе ~ инструмент и предмет манипуляции, так страшна и противоестественна, что спектакль становится сильнейшей антирекламой того образа жизни, который отразил Нортон и к которому на всех парах теперь устремляемся мы. "Это - очень смешно, но это также бесконечно трагично", - сказал о спектакле его создатель. Ожидать после таких слов приятного настроения могут только душевно глухие люди. Остаётся добавить, что исполнитель главной роли Роман Андрейкин удостоен Российской национальной премии "Золотая маска".
     Во второй вечер, где перед зрителями отчитывалась классическая труппа балета "Москва", исполнившая шедевры мировой классики, получить особое наслаждение было нельзя априори. Причина тому весьма банальна: избалованы мы нашими звёздами классики, кордебалетом Большого и Мариинского театров да и некоторых камерных балетных трупп тоже. Живое звучание оркестров в спектаклях этих коллективов льёт воду также на их мельницу. Потому ни скорректированными по необходимости редакциями танцевальных шедевров, ни костюмами, ни искусством кордебалета и солистов труппа поразить нас не могла. Отметить её мастерство можно лишь при условии, если в арсенале танцоров есть такие редкие качества, как артистизм, органичность, обаяние, теплота.
     Через призму этих свойств я и попытаюсь рассмотреть выступления труппы. Показанная первым номером хореографическая миниатюра на музыку "Классической симфонии" Прокофьева, этой на удивление светлой, моцартовской по духу музыки гения XX века, воплощённой в танце Юрием Жуковым, к сожалению, сильного впечатления не произвела. В следующем номере самые опытные танцоры труппы - народные артисты России Наталья Чеховская и Василий Полушин - сумели пластикой и движением так передать музыкальную поэму Листа "Утешение", что нежность и сострадание, обращённые к партнёру, излучаясь в зал, рождали редкостное чувство сопереживания. Живым, а потому милым и интересным зрителям показал себя в двух исполненных им номерах молодой лауреат международных конкурсов Алексей Борзов. А вот его партнёрша, заслуженная артистка России Елизавета Небесная, показалась не в меру рассудочной и холодной. Закончился вечер "Половецкими плясками" из оперы Бородина "Князь Игорь" в постановке Касьяна Голейзовского. Эта хореографическая картина, исполненная с неподдельным энтузиазмом, доказала поклонникам классической труппы балета "Москва", что у неё, говоря словами Гоголя, "есть ещё порох в пороховницах".
     В заключение скажу, что Камерный балет "Москва" с учётом его подросткового возраста и наличия в составе двух разноплановых танцевальных групп, способных при объединении усилий создавать ни на кого не похожие спектакли, может иметь долгое и успешное будущее, если над его реализацией труппа будет трудиться не покладая рук, ног и голов.