65-летие битвы за Москву
(ОГНЕННЫЙ СЛЕД ФРОНТОВОЙ)
Конференции
(«СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА»)
В округах
(УВАЖЕНИЕ К ТРАДИЦИИ И ЭНЕРГИЯ РОСТА)
Музеи
(«ВОЛШЕБНЫЕ МЕСТА, ГДЕ Я ЖИВУ ДУШОЙ...»)
Музеи
(ОТ ГЕРОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ДО «ТЕХНИЧЕСКИХ СКАЗОК» ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО)
Сорок сороков
(ХРАМЫ XVIII ВЕКА В МОСКВЕ)
Признание
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД «ПИЛАР»)
Юбилеи
(БАЛЕТУ «МОСКВА» 15 ЛЕТ)
Возрождение традиций
(НИКОЛИН ДЕНЬ, ЧТО ДЛИТСЯ ДОЛЬШЕ ВЕКА)
Возрождение традиций
(В ОЖИДАНИИ ПРАЗДНИКА)
Увлечения
(ФИЛОСОФСКОЕ ХОББИ, ИЛИ О ЧЁМ МОЛЧАТ КУКЛЫ)
Фестивали
(«ARTOGRAPHY/
АРТОГРАФИЯ»)
Конкурсы
(ПРАЗДНИК СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА)
Культ личностей
(МУДРЫМИ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА)
Искусство
(«ПОЛЁТ ПТИЦЫ», ИЛИ ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЛЮДМИЛЫ ГРАСС)
|
ОТ ГЕРОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ДО "ТЕХНИЧЕСКИХ СКАЗОК" ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО
К 100-летию Большой аудитории
Петр ДОРОШЕНКО
В начале наступившего XX! века мы уже вполне отчётливо можем осознавать, что человек стал техникозависимым существом, и эта зависимость со временем будет только возрастать Несомненно, будет возрастать и значение комплексного подхода к изучению столь важной и сложной человеческой проблемы, и здесь особая просветительская миссия Политехнического музея не останется незамеченной.
Рождению музея предшествовала во второй половине XIX века активная деятельность Императорского общества любителей естествознания и этнографии, видевшего свою главную задачу в том, чтобы содействовать развитию науки и распространению естественно-научных знаний.
Самым существенным шагом в этом направлении стала Политехническая выставка, открывшаяся в 1872 году в Москве. Она была приурочена к 200-летнему юбилею Петра I. Собранные по всей России экспонаты были размещены во временных постройках, специально возведённых для этой цели в Александровском саду и вдоль набережной Москвы-реки, а также в Манеже и на Кремлёвском плацу. К открытию экспозиций в столице была пущена первая конная рельсовая дорога. Само открытие выставки состоялось под звуки специально написанной П.И.Чайковским торжественной кантаты.
Первоначально Политехнический музей назывался Музеем прикладных знаний и размещался в помещении на Пречистенке. И только в 1877 году, когда по проекту архитектора И.А.Монигетти была возведена в русско-византийском стиле центральная часть здания на Новой площади, туда смогла переселиться непрерывно разрастающаяся коллекция. Достраивался музей ещё 30 лет архитекторами Н.А.Шохиным, А.Е.Вебером и князем Г.И.Макаевым. Политехнический музей можно сравнить с огромным кораблём, в "трюмах" которого находятся бесценные сокровища - почти вся отечественная история инженерной и научной мысли. Обнаружив в этом "ковчеге спасения" множество вещей, мы вступаем с ними в диалог. И здесь уже особое значение приобретает искусство музейной экспозиции, по многим признакам не только совпадающее с искусством театра, но и в чём-то его дополняющее. Поэтому Политехнический музей можно назвать ещё и Театром вещей, где "предметные субстанции" приобретают новое качество - представлять не только самих себя, но и своих создателей.
Эта "двойная роль" вещей расширяет также и наши представления о границах взаимодействия человека с той рукотворной реальностью, которая приобрела некоторую автономность. Поэтому музей, возвращающий почти из небытия "ненужные вещи", не только возвращает в современную культуру диалог с ушедшей культурой, но и помогает вернуть в человеческую среду обитания ту степень идеализма и бескорыстия, без которых не могут "в разум истины войти" ни "физики", ни "лирики".
Присматриваясь к этим вещам с эстетической и философской точек зрения, мы всматриваемся по сути в свой собственный внутренний мир, поскольку область "прикладных знаний" самым тесным образом связана с областью гуманитарных. То же самое доказал и спор "физиков" и "лириков" 60-х годов прошлого века. Разорвать глубокую внутреннюю связь между естественнонаучными и гуманитарными знаниями невозможно. Яркое подтверждение тому - универсальный гений М.В.Ломоносова, который, преуспев "в науках, художествах и индустриях", смотрел на природу не только как учёный, но и как истинный поэт, и потому глубоко веривший, что "природа есть Евангелие, благовествующее творческую силу, премудрость и величество". В удивительно ярком "Вечернем размышлении о Божием величестве при случае великого северного сияния" поэт-учёный говорит о природном явлении с таким вдохновением, что физическая картина мира предстаёт перед читателем как истинно поэтическое видение.
10 лет назад в Политехническом музее в одном из 65-ти залов, занимающих общую экспозиционную площадь 10,5 тыс. кв. метров, появилась "Игротеха" ("Игровая техника). Это зал занимательной науки, где можно почти всё трогать руками, участвуя в проведении простых и увлекательных экспериментов, постигая с помощью лекторов и интерактивной техники самую суть великих законов физики. Можно, например, сесть в хитроумную тележку, на которой находятся качели, и попробовать раскачаться, чтобы убедиться: качели являются "мотором", двигающим тележку в любом направлении - вперёд и назад. На 1-м Всемирном интеллектуальном фестивале 1998 года эта тележка, сконструированная методистом отдела игровой техники И.Кулагой, была названа "экологически чистым экипажем". В плане же научном эта "парадоксальная тележка" помогает усвоить "Закон сохранения положения центра масс в замкнутой механической системе". Человеку свойственно искать закономерности во всём, чтобы не только что-то создавать, но и благополучно отдыхать. Можно ли сесть на стул с гвоздями, вбитыми остриём вверх? К услугам посетителей в зале имеется именно такой стул, который только с виду кажется похожим на колючего ежа. На этот стул можно садиться запросто, потому что в тот момент, когда человек на него садится, в действие вступает физический закон, суть которого в том, что давление распределяется равномерно по площади. Параллельно с этим "материалом" во время сидения на гвоздях можно "закрепить" и литературный материал, вспомнив "особенного человека" Рахметова из романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?".
Здесь можно с помощью предметов вернуться даже на 2 тыс. лет назад, если взять в руки вещь, которая была "сделана" александрийским механиком Героном, жившим в I веке до н. э. В то время механика относилась к области искусства. Поэтому, создавая пожарный насос, механический театр марионеток, водяной орган, сифон и другие предметы, Герои был по сути и физиком, и лириком. В его сочинениях, дошедших до нас, можно встретить описание не только различных механизмов и приборов, но и механических игрушек, которые пробуждали творческую мысль и фантазию, т.е. совершали то же самое действие, что и произведение искусства.
Политехнический музей, оставаясь научным, просветительным, образовательным и культурно-досуговым центром, становится ещё и настоящим детским центром. Не случайно 65% его посетителей - дети. Вероятно, каждый ребёнок чувствует в себе огромное желание разбудить от "летаргического сна" музейные вещи, которые кажутся ему идеальными игрушками. Шиллер говорил, что "человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человек лишь тогда, когда он играет". Может быть, поэтому среди большого количества детских программ нет ни одной, которая оказалась бы "вне игры".
Эти программы удивительно разнообразны. Созданные для того чтобы ребёнок не только познавал окружающий мир, но и самого себя, и свои возможности, они помогают ему овладеть творческим мышлением. Например, в детском творческом центре "Леонардо" дети могут сами за какой-нибудь час занятий в исторических лабораториях музея пройти тот же путь, который прошли различные изобретатели, начиная с микроскопа простого и заканчивая компьютерным, прикоснувшись тем самым к основам робототехники. А в марте здесь происходит традиционный молодёжный фестиваль "Цифровые каникулы", к которому проявили интерес такие асы компьютерного мира, как "Майкрософт", "Интел", "Wacom", "АВВYY" и другие. В рамках фестиваля отмечаются Дни аниматора, фотографа, художника, видео и звука и т. д.
Во время зимних и рождественских каникул в Политехническом музее детей ожидают самая содержательная "Новогодняя ёлка" и вертепное представление. На Масленицу устраиваются весёлые кукольные спектакли с участием знаменитого Петрушки - любимого персонажа балаганов, которые существовали ещё в начале XX века. Всё это входит в развлекательно-познавательную программу "Технические сказки", где мир физических и природных явлений предстаёт как театрализованное представление, разыгранное самими детьми и взрослыми в естественных музейных "декорациях". Родители, пекущиеся о том, чтобы их ребёнок с самых ранних лет был устремлён в мир знаний и "открытий чудных", могут отметить день его рождения в стенах Политехнического музея. И тогда к детям придут два симпатичных "разбойника" - Дорогуша и Умник и попросят, чтобы дети помогли им найти настоящий клад, который спрятала мудрая царица Электра. После получения соответствующих "разбойничьих атрибутов" дети пойдут по залам музея в сопровождении Электры, Дорогуши и Умника на поиски клада, т.е. приобретения драгоценных знаний, которые, безусловно, помогут им в дальнейшей жизни находить ещё много нового и интересного.
Политехнический музей не только сохраняет предметную информацию о науке и технике в их историческом становлении, но и является подлинным центром культуры. И недаром в 1991 году он объявлен федеральной собственностью как особо ценный объект культуры. Слово "культура" здесь необходимо понимать в более обобщённом смысле, куда входит то, что создано на протяжении человеческой истории усилиями многих поколений.
Особо ценным предметом в пространстве культуры является книга. Ф.Бэкон сказал: "Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению". По своей роли и значению книга и музей стоят рядом. Поэтому научная библиотека, ставшая первым шагом на пути создания этого общероссийского центра науки и просвещения, является фактически музеем в музее. Здесь насчитывается 3,5 млн. книг, среди которых - труды классиков мировой и отечественной науки: И.Ньютона, А.Эйнштейна, Г.Лейбница, Н.И.Лобачевского, П.Л.Чебышева, Н.Е.Жуковского, Д.И.Менделеева, К.Э.Циолковского, С.И.Вавилова, М.В.Келдыша, И.И.Артоболевского. Кроме того, в фондах библиотеки имеются редкие и ценные издания - "Осмь книг об изобретении вещей" Вергилия Полидора Урбинского (1720), "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" (1755-1757), "Горный журнал" (с 1826 г.) и др. Широко представлена здесь и литература по технике, техническим и естественным наукам, экологии, экономике, промышленности, транспорту, связи, строительству и архитектуре, прикладному искусству, народным промыслам, библиотековедению, музееведению и т. д.
С самого начала Политехнический музей задумывался как общедоступное просветительское заведение. Поэтому после завершения строительства Большой аудитории (1907) - в нынешнем году ей исполняется 100 лет - она стала главной публичной аудиторией страны. Именно здесь выступали такие светила науки, как И.И.Мечников, Г.Я.Седов, Н.Е.Жуковский, К.А.Тимирязев, П.Н.Лебедев, В.И.Вернадский, П.Л. Капица, И.Е.Тамм, Н.Г.Басов, Нильс Бор и многие другие учёные, а также выдающиеся представители литературы и искусства - М.А.Волошин, И.Е.Репин, А.И.Куприн, К.И.Чуковский, С.В.Рахманинов, А.А.Блок, В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский, С.А. Есенин, А.В.Луначарский. Именно благодаря творческому вкладу выдающихся конструкторов, изобретателей, мыслителей, художников, артистов, поэтов и литераторов Большая аудитория в 1947 году становится Центральным лекторием общества "Знание", где можно было получить информацию в доступном изложении по любым отраслям человеческой деятельности.
В 60-е годы сюда на волне "оттепели" пришли Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и "арбатский бард" Булат Окуджава. Слушая их, люди получали тот "глоток свободы", без которого не может быть ни высокого уровня самосознания, ни гражданского общества. И сегодня здесь тоже проходят, правда, не столь эпатажно, поэтические вечера и музыкальные концерты, а также организуются благотворительные вечера под названием "Экология души", в которых принимают участие известные поэты, кинорежиссёры, артисты.
В настоящее время Политехнический музей продолжает свою просветительскую работу. В научном лектории ведущие учёные читают лекции о последних достижениях в области естественных наук, проводятся устный журнал "Новое в науке о человеке" и методологический семинар-диспут имени академика Н.Н.Моисеева, где затрагиваются проблемы развития цивилизации. Проблема развития нашей земной цивилизации - самая главная, на которой Политехнический музей делает особый акцент. Не случайно в аванзале, т.е. в самом начале экспозиции, мы видим два экспоната - паровой локомобиль конца XIX века и первую отечественную атомную бомбу образца 1951 года. Экспонаты подлинные, метафоричность этой "мизансцены" по-театральному лаконична. Рядом с бомбой - слова нобелевского лауреата по физике М.Борна, который после атомной бомбардировки японских городов осуждал дальнейшую разработку и использование ядерного оружия: "Если мои представления верны, то судьба рода человеческого неизбежно связана со спецификой самого человека, а он представляет собой такое создание, в котором перемешаны отныне инстинкты с интеллектуальной мощью". Это высказывание является своеобразным гуманитарным комментарием к тому, что мы называем научно-техническим прогрессом. И, может быть, совершая экскурсии по залам "Горное дело", "Металлургия", "Химия", "Транспорт", "Энергетика", "Оптика", "Автоматика и вычислительная техника", "Радиоэлектроника и связь", "Космонавтика" и вглядываясь в действующие макеты, модели, демонстрационные установки, художественные диорамы и бесчисленные музейные предметы, мы сможем, наконец, понять и автора "Слова о полку Игореве", сказавшего: "Шли гласы дивные от вещей".
|