Главная     Редакция     Архив     4(44)/2007  
 

Событие
(НА НОВОМ ЭТАПЕ)


Очаги культуры
(РУССКИЙ ПУТЬ)


Очаги культуры
(БИБЛИОТЕКА В НАГАТИНЕ)


Юбилеи
(НЕСКУЧНЫЙ САД НИНЫ ГРЯЗНОВОЙ)


Год ребёнка
(ШКОЛА «СТАРТ» - НАЧАЛО ПУТИ)


Год ребёнка
(ПРЕМЬЕРА В «ТЕАТРЕ ЛУНЫ»)


Московские легенды
(НА ГРАНИ ДВУХ СТОЛЕТИЙ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. АПРЕЛЬ)


Культ личностей
(ПОВЕЛИТЕЛЬ ЗВУКОВ)


Культ личностей
(ГЕОРГИЙ ШАПОШНИКОВ: «ГОТОВЬ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ!»)


Выставки
(МИНУЯ КОРИДОРЫ БЫТИЯ)


Выставки
(ОПРАВДАННЫЕ ОЖИДАНИЯ)


Искусство
(ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАНРА?)


Искусство
(МУДРОСТЬ МАСТЕРА)


РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. АПРЕЛЬ

Пётр БАРАНОВСКИЙ

Апрель, открывающий весну, в Древнем Риме назывался "aprilis". Сохраняя в своём наименовании связь с климатическими условиями, апрель у наших древних предков носил следующие названия: "цветень" (в украинском языке и в настоящее время он именуется "квгень"), "снегогон", "зажли снега", "заиграй овражки" и "берёзозол". Народное сознание "уточнило" для себя заимствованное латинское название с помощью поговорки: "В апреле земля преет".

7 апреля Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. В ряду двунадесятых церковных праздников Благовещение занимает особое положение: именно с него начинается история спасения человеческого рода от вечной смерти. Благовещение - праздник, в котором воспевается и славится Чистая Дева, соделавшаяся за свою чистоту, смирение и непорочность Матерью Бога. Поскольку в этот день совершилось непорочное зачатие, он стоит в естественном соответствии с 7 января - днём Рождества Иисуса Христа. Праздник Благой вести, являющийся, как сказано в церковном Уставе, "главизной нашего спасения", то есть началом спасения, имеет общую природу с Воскресением Христовым как завершающим событием в спасении мира.
     Символика праздника Благовещения, запёчатлённая в стихирах, очень богатая. Матерь Божия сравнивается с "купиной" - терновым кустом, который горел в Синайской пустыне и не сгорал. Подобно этому кусту Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога. Сравнивается Она и с "лествицей", виденной Иаковом, -лестницей, которая опиралась на землю и достигала неба. Говорится и о том, что благодаря рождению Господа от Богородицы, небо соединяется с землёй, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и "церковью", то есть храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество.
     8 праздник Благовещения на Руси был добрый обычай выпускать птиц из клеток на волю в знак того, что всё живое радуется освобождению от греха. Этим праздновался заодно и приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу, и одновременно как бы приносилась бескровная жертва матери-природе. У деревенской детворы был целый репертуар так называемых "веснянок", посвящённых благовещенскому обычаю выпускания птиц на волю.
     В канун Благовещения суеверная деревня, готовясь к встрече великого праздника, сжигала старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели, окуривала дымом зимнюю одежду и по возможности - всё домашнее имущество, чтобы отогнать всякую нечисть, порождённую тёмными силами зимы - Мораны. В это время сжигали и бельё болящих людей, чтобы защититься от "сглаза" и "колдовства".
     В праздник Благовещения нашим древним предкам необходимо было проявлять особую бдительность, поскольку в этот день воры старались непременно что-нибудь украсть. Это было связано с общим поверьем: кто как проведёт этот праздник, так проведёт и весь год. Воры наивно верили, что именно в этот день они могут "настроиться" на постоянную удачу в своём нечестном деле.
     Среди крестьян существовало убеждение, что в день Благовещения лучше всего избегать бытовых и хозяйственных занятий: "На Благовещенье девка косу не плетёт", - говорили в старину. Более того, считалось, что в тот день недели, на который выпал праздник Благовещения, весь год необходимо было отдыхать.
     В 6-е воскресенье Великого поста (в этом году 1 апреля) празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на добровольные страдания. На Всенощной после прочтения Евангелия читается 50-й псалом и освящаются распускающиеся ветки вербы, почему этот праздник называют ещё Вербным воскресеньем. В глубокой древности на Востоке зелёными пальмовыми ветками, которые служили символами крепости и красоты, радости и торжества, приветствовали царей, возвращавшихся с победой. Освящённые ветки в Вербное воскресенье стали символом победы Иисуса Христа над смертью и свидетельствуют о будущем воскресении из мёртвых. Народ, встречая Его, восклицал: "Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне Царь Израилев!". Слово "осанна" означает "спаси, даруй спасение". Событие, воспоминаемое Церковью в этот день, называется также Царским Входом Спасителя. Церковь призывает своих верных чад взять не только вербу в руки, но и ветви своих добродетелей вместе с милостыней и молитвой, чтобы достойно принять Христа в дом своей души.
     В церковной практике было несколько театрализованных действ, которые, несмотря на свою неканоничность, сохранялись в ней на протяжении нескольких столетий. К таковым относится "Шествие на осляти", посвящённое Входу Господня в Иерусалим. Это был поистине народный праздник, в котором принимали участие патриарх и царь. Со всех концов земли ранним утром к стенам Кремля стекался народ, чтобы увидеть восседавшего на "осляти" патриарха и царя, ведшего "осля" за повод от Успенского собора до Лобного места и затем обратно через Спасские ворота в Кремль. Над Москвой в это время стоял гулкий благовест- звонили все сорок-сороков московских церквей. После литургии святого Иоанна Златоуста в Успенском соборе патриарх благословлял "праздничное древо", то есть вербу.
     На папертях многих храмов калики перехожие, слепцы убогие и простые люди пели, неизвестно когда сложившиеся песни о том, как "Се Царь твой, восседый на коня / Во Иерусалим входящу...". Это религиозно-обрядовое действие возникло из свободного творческого духа народа, который поклонялся Тому, кто обновляет нашу жизнь, как весна обновляет деревья и всю природу.
     Наши предки, принявшие христианство, продолжали отдавать лёгкую дань "магии" в своих обрядах, которыми обросли православные праздники. Так, вербе приписывалась особая сила влиять на будущий урожай. Кроме того, считалось, что она обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией скот и людей, а также предохраняет от заболеваний и очищает от нечистой силы. Поэтому, вернувшись из церкви, родители приступали к шутливой процедуре "избиения младенцев", легонько стегая их освящённой вербой и приговаривая: "Верба-хлёст! Бьёт до слёз. Верба красна - бьёт не напрасно". Это делалось с целью оделить детей здоровьем.
     В старину накануне Вербного воскресенья существовал удивительный обряд: россияне, без различия сословий и званий (от царя до простолюдина), отправлялись ломать вербу, в Москве, например, на берега Неглинки и в Китай-город.
     Светлое Христово Воскресение - Пасха -празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия. Поэтому Пасха является переходящим праздником и начинается между 4 апреля и 8 мая. Это поистине Праздник праздников (в нынешнем году он празднуется 8 апреля). Даже само время освящено светом Воскресения Христова - вся неделя с момента Воскресения Спасителя именуется Святой неделей, а церковный Богослужебный год - Пасхальным кругом, который начинается с прославления Воскресшего Христа и заканчивается Великой субботой. Поэтому верующие отмеряют течение лет от Пасхи до Пасхи. Это поистине центральное событие человеческой истории, которая вышла из тупика и обрела свой подлинный смысл благодаря искупительной жертве Иисуса Христа.
     Новозаветная Пасха именуется Христовой, сохраняя связь с ветхозаветной Пасхой. Слово "пасха" означает по-еврейски "переход" -так назывался иудейский праздник освобождения израильского народа от египетского рабства, чудесного избавления кровью закланного агнца (ягнёнка), который назывался пасхальным.
     Глубокая духовная суть Христовой Пасхи является тайной Божией мудрости, приобщиться к которой можно только через участие в церковной жизни. Поэтому к восприятию Пасхи верующие люди готовятся постепенно, они должны пройти через некое духовное испытание, именуемое Великим постом. Великий пост неотделим от великого праздника Пасхи. Кто это понимает, проходит через все искушения с радостью, чтобы в конце поста, в Страстную субботу, шествуя задолго до полуночи с зажжёнными свечами во время крестного хода, ответить перед дверью храма на возглас настоятеля "Христос воскресе!" с великой и неподдельной радостью истинного свидетеля: "Воистину воскресе!".
     После пасхальной литургии (иногда между заутреней и литургией) совершается освящение куличей, пасх, яиц и мяса для пасхальной трапезы верующих. Во все дни Светлой седмицы после литургии совершаются крестные ходы, во время которых священнослужители и верующие с запрестольным крестом, фонарём, иконами и хоругвями, с пением и колокольным звоном обходят вокруг храма, изображая хождение мироносиц и учеников Господа к Его Гробу в утро Воскресения. В знак того, что Воскресением Христовым всем людям открыт доступ на Небо, Царские врата остаются всю неделю открытыми.
     На протяжении всей истории христианства накануне православной Пасхи по молитвам православного архиерея ежегодно происходит самое большое чудо - схождение Небесного огня у Гроба Господня в Иерусалиме. Благодатный огонь поначалу не жжёт. Русские богомольцы, алчущие прикоснуться к этой святыне, совершают паломничество в Святую Землю.
     В больших городах, начиная с понедельника, для простого народа устраивались на Пасху качели, карусели, цирк и балаганы, где давали различные представления. Как правило, такие деревянные городки, возведённые на площадях, оставались ещё с Масленицы. Особенно весело было вокруг качелей, где собиралась молодёжь. Девушки пели специальные "качельные" запевки. Например: "На святой неделюшке / Повесили качелюшки. / Сначала покачаешься, / Потом и повенчаешься".
     На Святой неделе на улицах городов и посадов господствовала крайняя пестрота одежд и царило всеобщее удовольствие; всю неделю звонили в колокола, веруя, что звон утешает на том свете усопших.
     По свидетельству иностранцев, в эти светлые дни исчезало всякое различие в положении: обменивались христианским поцелуем (христосовались) рабы с боярами, мужчины с незнакомыми женщинами и девушками, друзья и враги. И, конечно, дарили друг другу пасхальные яйца. Своеобразный отклик пасхального торжества обнаруживается в народной пословице, относящейся ко всякой услуге: "Дорого яичко ко Христову дню!". Простодушная народная вера создавала много "апокрифов", связанных с Пасхой Христовой. Русские люди, истосковавшиеся по справедливости и правде на своей родной земле, передавали из уст в уста весть о том, что с первого дня Светлой недели Христос в сопровождении своих апостолов ходит по земле вплоть до Вознесения. Одеты эти небесные странники в нищенское рубище, а потому и невдомёк никому, кто они на самом деле. Ходят они, испытуют людское милосердие, награждают добрых и карают злых. Несомненно, что в этой наивной проповеди тоже был свет Христовой истины, помогающей людям исполнять главную Божественную заповедь -заповедь любви.