Главная     Редакция     Архив     4(44)/2007  
 

Событие
(НА НОВОМ ЭТАПЕ)


Очаги культуры
(РУССКИЙ ПУТЬ)


Очаги культуры
(БИБЛИОТЕКА В НАГАТИНЕ)


Юбилеи
(НЕСКУЧНЫЙ САД НИНЫ ГРЯЗНОВОЙ)


Год ребёнка
(ШКОЛА «СТАРТ» - НАЧАЛО ПУТИ)


Год ребёнка
(ПРЕМЬЕРА В «ТЕАТРЕ ЛУНЫ»)


Московские легенды
(НА ГРАНИ ДВУХ СТОЛЕТИЙ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. АПРЕЛЬ)


Культ личностей
(ПОВЕЛИТЕЛЬ ЗВУКОВ)


Культ личностей
(ГЕОРГИЙ ШАПОШНИКОВ: «ГОТОВЬ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ!»)


Выставки
(МИНУЯ КОРИДОРЫ БЫТИЯ)


Выставки
(ОПРАВДАННЫЕ ОЖИДАНИЯ)


Искусство
(ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАНРА?)


Искусство
(МУДРОСТЬ МАСТЕРА)


ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАНРА?

Наталья СТЕРКИНА

"Каждая историческая эпоха рождает свою жанровую систему, а в совокупности жанров обнаруживается художественный облик эпохи" - "Краткий словарь по эстетике", изданный более 20 лет назад, предлагает рассмотреть "жанр" с позиции определённого отрезка времени - "эпохи".

А почему не с точки зрения Вечности? Пейзаж, портрет, натюрморт... Объект изображения всегда ли определяет жанр?
     Станковая картина традиционно занимает значительное место в живописи. Попробуем обсудить с художниками, галерейщиками и ценителями последней место "жанровой" живописи в современном изобразительном искусстве.
     Вот один из наших собеседников, кандидат технических наук Сергей Петрович Рожнов. Он является хозяином частной галереи "Кириллица". С его точки зрения, жанровой картины как таковой сейчас не существует, и это его огорчает, потому что последние 15 лет, считает он, требуют своего бытописателя в области живописи. Ещё он думает, что должны были появиться художники, отразившие новейшие веяния в политической и социальной жизни художественными средствами. Среди картин, представленных в его коллекции, есть работы Виталия Степановича Грибкова, "шестидесятника", составителя и издателя журнала " Метки", - работы его последних лет коллекционер готов счесть условно "жанровыми".
     Чтобы как-то договориться о "терминах" со всеми собеседниками, мы решили задать несколько наводящих вопросов: работы В.Сурикова, П.Федотова - это жанр? Неожиданный ответ дал поэт В.Коллегорский: "Суриков - не жанровый художник, а исторический, а у Федотова - "психологические картинки". Однако упоминания признанных мастеров "жан-ровки" оказалось мало, чтобы выйти на разговор о современном положении условно "бытовой" картины.
     Тем не менее достаточно традиционной является точка зрения, что жанровые работы нынче не в почёте, что творчество вышеупомянутых мастеров интересно разглядывать в Третьяковке и зачем же теперь писать подобное. Но - сколько художников, столько и мнений... Равно сколько любителей живописи, столько и суждений...
     Екатерина Евгеньевна Григорьева - замечательный живописец. С ней необыкновенно интересно разговаривать, сидя у неё в мастерской, разглядывая её картины. Мы говорим о периоде соцреализма. Безусловно, тогда были талантливые работы, которые, если считать "жанр" развитием определённой темы на холсте, остались как образцы истинного искусства. Вот Лактионов - "Письмо с фронта" или всем известная картина "Опять двойка".
     - Получается, что жанровая картина - это та, которую можно "пересказать", в которой есть сюжет?
     Екатерина Евгеньевна соглашается с высказанным нами предположением применительно к этим работам, но добавляет, что всем художникам нужна тема. К тому же, как считает она, уходит "старая школа", тот профессионализм, который позволил бы писать, как Суриков. Это, как в театре, где в прошлое как бы тоже уходит школа Станиславского. Возможно, "жанр" ещё заявит о себе, ведь каждое время что-то приносит своё. Е.Е.Григорьеву занимает решение пространства на холсте - пластика. "Отношение куска к куску на холсте", - так говорит о своём видении пространства художница.
     В галерее "Замоскворечье" собирают произведения соцреализма. Эта галерея известна своими "богатыми" выставками женского и детского портрета. Её директор Л.М.Рыбникова говорит, что они, конечно, "собирают" бытовые картины, исторические, батальные. В частности, сейчас отмечается интерес к батальным полотнам современных художников. Если мы условились, что объект изображения определяет жанр, то необходимо учитывать, как этот объект видится внутренним зрением художника. Так, Данила Жиров, мастер левкаса, считает, что нужно вести разговор именно о внутреннем зрении, а не о конкретном "формальном" исполнении. Значит, встаёт вопрос о личности самого художника. Л.Н.Рабичев, художник и литератор старшего поколения, также - говорит о силе личности создающего картины и так же, как Е.Е.Григорьева, вспоминает яркие работы периода соцреализма, естественно, в связи не с идеологией, а с профессионализмом, умением проявить талант в выборе объекта. В своё время Рильке отметил, что "... русские художники в течение долгого времени писали "сюжеты". "Шестидесятники" же активно восстали против него...
     Попробуем взглянуть на проблему "жанра" и вообще на живопись с позиции "смежных" искусств - возможно, это придаст силы продолжить исследования. Итак, один итальянский кинокритик сказал: "Художник знает что-то о жизни, о сущности и проявляет это в такой форме, которая сама по себе образует совершенное целое - естественное, органически красивое и не насильственное". Упомянутый выше поэт В.Коллегорский, рассуждая на данную тему, предложил вспомнить, что существовало понятие "городское сословие", и, видимо, жанр как таковой был крепко связан с ним.
     Художник Елена Чулкова, руководитель детской студии, предлагая познакомиться с работами художника А.Демидова, отмечает, что в его полотнах, конечно, есть сюжет, но превалирует цветовое, "валерное" решение. Поэтому получается, что сюжет неважен - важна именно живопись.
     Так что же такое всё-таки жанр? На помощь приходит К.К.Рыбников, профессор математики, который высказывает суждение, что "жанр" модифицировался. Наверное, это сможет примирить всех.
     Сейчас ещё наблюдается и такая тенденция - переход от абстрактной живописи к сюжетной, как происходит у художника и литератора Анастасии Финской. Но вот что интересно: есть в Москве два художника, которых все наши собеседники единодушно по зрелом размышлении сочли жанровыми - это Натта Конышева и Дмитрий Гордеев, хотя сама Конышева на вопрос, считает ли она себя жанровым художником, ответила, что "ничего сказать не может". И, наверное, действительно лучше послушать, что же такое особенное находят современники в работах этих мастеров.
     Дмитрий Гордеев, член знаменитой "двадцатки", не раз выставлялся на Малой Грузинской, его почерк не спутаешь ни с кем: точно уловленный жест, поза, улыбка, гримаска. Городские жители в круговерти социума - городские сюжеты, конфликты, ярко выраженная характерность. Конышевские "сценки" запоминаются - парикмахерская, посиделки. Они фиксируют моменты современного бытия.
     Так что, выходит, мы нашли безусловных "жанристов" и можем сказать, что суриковская линия в современном искусстве - таки продолжается? Ответ всё же, как всегда, зависит только от индивидуальности художника. Сюжет неважен - а важен отклик на объект и тему. Время бросает вызов художнику постоянно, и художник, не успокаиваясь, находится в "поисках жанра", единственно созвучного его натуре.