Главная     Редакция     Архив     4(44)/2007  
 

Событие
(НА НОВОМ ЭТАПЕ)


Очаги культуры
(РУССКИЙ ПУТЬ)


Очаги культуры
(БИБЛИОТЕКА В НАГАТИНЕ)


Юбилеи
(НЕСКУЧНЫЙ САД НИНЫ ГРЯЗНОВОЙ)


Год ребёнка
(ШКОЛА «СТАРТ» - НАЧАЛО ПУТИ)


Год ребёнка
(ПРЕМЬЕРА В «ТЕАТРЕ ЛУНЫ»)


Московские легенды
(НА ГРАНИ ДВУХ СТОЛЕТИЙ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. АПРЕЛЬ)


Культ личностей
(ПОВЕЛИТЕЛЬ ЗВУКОВ)


Культ личностей
(ГЕОРГИЙ ШАПОШНИКОВ: «ГОТОВЬ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ!»)


Выставки
(МИНУЯ КОРИДОРЫ БЫТИЯ)


Выставки
(ОПРАВДАННЫЕ ОЖИДАНИЯ)


Искусство
(ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАНРА?)


Искусство
(МУДРОСТЬ МАСТЕРА)


МИНУЯ КОРИДОРЫ БЫТИЯ

Оксана БУБЛИК

С 30 января по 10 февраля этого года в выставочном зале Галереи живописного искусства ТЖ МСХ на 1-й Тверской-Ямской прошла персональная выставка Валерия Никитина "Минуя коридоры бытия".

Валерий Никитин окончил в 1975 году монументальное отделение Московского высшего художественно-промышленного училища имени С.Г.Строганова и прошёл серьёзную реалистическую школу в советские годы, создавая по заказам большие многофигурные полотна. Эта выставка - уже 3-я персональная у Валерия Тимофеевича, две предыдущие состоялись в 1992 и 2003 годах. Тогда художник демонстрировал, по выражению известного критика В.Мейланда, "живопись реалистичную и вместе с тем - страстную, тревожную, отличающуюся свободным, широким движением кисти, тонкостью цветовых отношений, вниманием к натуре одновременно с обобщённостью форм". На том этапе творчества художника натура, как пишет В.Мейланд, была источником эмоций, выплеснувшихся на холст потоком красочной стихии.
     Цвету Валерий Никитин придаёт особое значение, придерживаясь высказанного когда-то Суриковым утверждения, что, только будучи колористом, можно с полным правом именоваться художником. Валерий Никитин, безусловно, колорист, и колорист великолепный. Это доказывают чудесные, наполненные сочными красками натюрморты, созданные им в прежние годы, такие как "Осенний букет" (1982), "Сирень" (1982) и "Агава" (1990). Не ограничивая себя одним жанром, художник создавал необыкновенно выразительные портреты и автопортреты, например отправившийся в Германию "Автопортрет в треснутом зеркале" (1978) и работа 1989 года "Ванюша". Произведения Валерия Никитина находятся в картинных галереях Томска, Южно-Уральска, Рязанском областном художественном музее, частных коллекциях России и за рубежом, в том числе в Германии, США, Франции и Турции. В 2003 году художник стал лауреатом первой Премии имени П.П. Кончаловского.
     Как говорит сам Валерий Никитин, после юбилейной выставки 2003 года, приуроченной к 70-летию МОСХа, он ощутил потребность отойти от прежнего направления и открыть для себя новый путь в живописи, созвучный времени и собственным ощущениям. На нынешней выставке художник представил 86 работ, большинство из которых написаны в течение последних 2-х лет. Будучи не только живописцем, но и поэтом, Валерий Тимофеевич создал своё стихотворное кредо, которое вынесено в эпиграф этой статьи.
     Новая ступень творчества художника, суть которой воплощена в названии выставки, знаменуется уходом от реализма, а подчас и от фигуративности вообще. Художник стремится освободиться от власти "коридоров бытия", ловушек и условностей материального мира. "Сейчас я больше, чем прежде, занят своим внутренним миром, открыванием своей сущности", - говорит Валерий Никитин. Если раньше источником эмоций, побуждавших художника к созданию картин, была натура, то теперь может обойтись и без неё, многие нынешние свои работы он называет полностью порождением своей души. Художник по-прежнему иногда вводит различные вполне реальные предметы в свои композиции, но их значение в основном исключительно символично - это образы-знаки. Например, картина "Духовный прецедент"(2005) на первый взгляд может показаться натюрмортом, но создан он не с натуры. Картина интересно решена пластически, с разнообразным положением краски на холст. Сочетание выписанной разными оттенками красной драпировки и неожиданные, мощные серые мазки на заднем плане вдруг органично сочетаются и краски живут на холсте своей жизнью, придавая своими сочетаниями простому как будто сюжету (растение в горшке) загадочную сущность, которую невозможно объяснить однозначно.
     Большинство последних работ Валерия Никитина не предусматривают однозначной трактовки, о чём говорят уже их названия, начисто лишённые предметной конкретики и выражающие лишь реальность ощущений: "Экология духа", "Праздник общения", "Живописный фактор". Ещё один как будто натюрморт - "Опыт природной метафоры" (2006): два ярких персика на тревожно клубящемся чёрно-сине-сером фоне. В них можно увидеть две фигуры, идущие, выстаивающие рука об руку среди обвалов, крушений и мощного движения современного мира. Картина "Яблоко раздора", относящаяся к более раннему периоду (2002), но уже предвосхищающая сегодняшнее направление мысли художника, являет контраст спелого яблока и смятого, увядшего цветка, который символизирует внутренние противоречия, всю жизнь сопровождающие человека, борьбу различных сил в его душе. Прямо на полотне красной краской выведены сочинённые художником строки: "А человек есть яблоко раздора. Не бог он, и не царь, а тварь, творенье бога. И всё равно он яблоко раздора".
     Глядя на картину, название которой непосредственно созвучно названию выставки - "Вид из коридоров бытия" (2003), зритель ощущает себя стоящим у открытого окна, створки которого расположены на переднем плане. За окном виднеется пейзаж - земля, небо, деревья и храм в отдалении. Так представляет себе художник жизненные ценности, лежащие за пределами так называемых коридоров, непростой путь к высшим силам, ведь отдалённый храм необходимо ещё найти, дорасти до него душой. Тему выбора жизненного пути, который постоянно стоит перед человеком, перекликающуюся как с "Яблоком раздора", так и с "Видом из коридоров бытия", затрагивает и картина с чрезвычайно лаконичным и в то же время исчерпывающим сюжетом - "Ступени" (2005). Вверх или вниз, к небу или в преисподнюю - именно так пролегает дорога жизни.
     Показывая нам вид из коридоров бытия, художник не может пройти мимо пространства внутри них (картина 2006 года "Из интерьера коридоров бытия"). Представьте себе гнетущую и одновременно таинственную атмосферу тёмной прихожей, интерьер которой составляют смутно виднеющиеся стул и зеркало. Здесь и давление, оказываемое на нас материальным миром, и таинственность, окружающая каждое жизненное явление, потёмки, где мы блуждаем, пытаясь разгадать тайну жизни, понятной нам лишь до определённой степени, ограниченной материальным миром, который является лишь её прихожей.
     Если говорить об образах, знаках на картинах Валерия Никитина, то любимыми символами художника можно назвать фрукты, цветы и рыб. О ловушках бытия вспоминаешь, глядя на картину 2005 года "Встреча", где встретились две рыбы, сумев проскользнуть мимо раскинутых со всех сторон сетей. Контраст размеров между центральной парой и мелкими рыбками, легко проскальзывающими прямо сквозь сеть, напоминает ещё и о том, что соблазны "коридоров бытия" могут быть в первую очередь опасны для людей незаурядных.
     Одна из примечательных черт экспрессивных работ Валерия Тимофеевича - размашистые, беспокойные, с потёками красок мазки, которые он иногда выполняет прямо ладонью, буйное смешение цветов. Особенно это заметно на абстрактных, почти полностью лишённых внятных фигур полотнах, таких как "Экология духа" (2006), "В поисках среды обитания" (2006), "В поисках живописи" (2003), где зритель, свободный от попыток интерпретировать значение того или иного предметного образа, оказывается целиком во власти цвета, мазка и настроения, ими созданного. Бушующее красочное пространство "Экологии духа" ставит зрителя перед вопросом - ограничено ли оно пределами души самого художника или является выходом в некую субстанцию, которую можно назвать всеобщим или мировым духом, объединяющим всех людей.
     Трудно лучше передать суть впечатления, производимого работами мастера, чем это сделал критик В.Н.Карпунин: "У Валерия Никитина между движением мазка и движением чувств, строящих образы, почти нет зазора. ...Мазок движется, вибрирует, танцует в точном соответствии с импульсами той самой загадочной души, о природе которой нам известно так мало. ...Просторы чувств и просторы живописных пространств соревнуются в свободе волеизлияний. Предметы и образы зарождаются из непредсказуемой смеси свободных стихий". Возможность убедиться в справедливости такой оценки была у каждого посетителя выставки. Выставка вызвала очень много споров, но и это, наверное, высшая степень похвалы для художника - никто не остался равнодушным.
     Сейчас Валерий Никитин переживает новый всплеск интереса к своему творчеству. Готовится к изданию на двух языках альбом, в который войдут в основном его работы с прошедшей выставки. Художник заново открыт и находится "во времени", соответствуя европейскому уровню современного искусства, которое сам он называет "искусством нового чувствования" и которое характеризуется нефигуративным подходом, экспрессией, выражением прежде всего чувств, а не форм. При этом работы мастера не просто попадают "в струю", он совершенно индивидуален в своих творениях, можно даже сказать, уникален. По направлению его картины примыкают к нонконформизму, и именно в таком качестве некоторые из них отправятся будущим летом на выставку в Сеул, но на деле найти название тому, что он сейчас создаёт, трудно - его новый жанр так же неоднозначен, как и сюжеты его полотен. Причём мастер вовсе не утратил академических живописных навыков. Прекрасный портрет жены художника, Людмилы Ивановны, элементы пейзажа и натюрморта в его работах напоминают нам, что Валерий Тимофеевич по-прежнему прекрасно владеет формой и может написать что угодно, но радикально изменились его интересы и ощущения. Творческий потенциал В.Т.Никитина велик, и он намерен двигаться дальше, развивая новое направление своего искусства и совершая новые открытия в соответствии со стихотворением: "И уловляя ветры с цветущих берегов, благословляясь, где придётся, мы открываем земли новых островов, а сердце бьётся, бьётся, бьётся".