Главная     Редакция     Архив     3(67)/2009  
 

События
(«МОСКОВСКАЯ СЕМЬЯ – ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»)


События
(ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ)


Конкурсы
(ВЕЧНО ЮНАЯ «ДОЛГОЖИТЕЛЬНИЦА»)


Очаги культуры
(УКРАСИТ ДОСУГ «РАПСОДИЯ»)


Рядом с нами
(ВЫСОКИЕ ЗАБОТЫ)


Рядом с нами
(ПОЮЩАЯ СЕМЬЯ)


Наше наследие
(СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ВОИН ФЁДОР УШАКОВ)


Музеи
(НАРИСОВАТЬ МУЗЫКУ)


Театр
(ЗОЛОТОЙ ГВОЗДЬ МОСКВЫ)


Фестивали
(СТУДЕНЧЕСКИЙ РАЗМАХ)


Культ личностей
(«ГЛАВНОЕ ДЛЯ МЕНЯ – ТВОРЧЕСТВО»)


Культ личностей
(ЖИЗНЬ И ЖИВОПИСЬ В ПОДАРОК)


ПОЮЩАЯ СЕМЬЯ

В рамках семейного концертного абонемента «Юные таланты нового века», который ежегодно проходит в Культурном центре Украины в Москве под руководством Департамента культуры города Москвы и Творческого объединения по эстетическому воспитанию молодёжи «Музыкальная юность», состоялось выступление ансамбля «Благая весть» с программой «Поющая семья».

Надо заметить, что нынешний сезон 2008/2009 гг., восьмой в истории абонемента, посвящён Году семьи, и ни один другой коллектив из числа выступающих в этом концертном цикле не соответствует посвящению больше, чем «Благая весть» – ансамбль семьи Аветисян. Необычный коллектив состоит из девяти родных братьев и сестёр, которые поют под руководством своей матери Екатерины Аветисян – хорового дирижёра, композитора, преподавателя Московской детской музыкальной школы имени Гнесиных, почётного члена Всероссийского музыкального общества и профессора Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ.
     Мысль организовать семейный хор родилась у Симеона и Екатерины Аветисян в 1991 г. Музыкальность у их детей, что называется, в крови. Глава семьи окончил Ереванскую государственную консерваторию по классу альта и композиции, в годы учёбы успел попробовать себя в сочинительстве, создав несколько произведений. В дальнейшем Симеон Завенович выступал в составе Государственного симфонического оркестра Армении, Ансамбля песни и пляски Московского военного округа, занимался изготовлением и реставрацией музыкальных инструментов, что увлекло его ещё во времена студенчества. История «Благой вести» начиналась довольно прозаически – на семейной кухне, где напевали, занимаясь хозяйственными делами, мама и старшие дети. Решив дать детям хорошее музыкальное образование, Аветисяны отвели их в музыкальную школу имени Гнесиных, где сами и преподают.
     Сейчас самой старшей из молодых Аветисянов – Анне – 25 лет, а младшему – Жене – 11. Трое участников семейного ансамбля ещё учатся, остальные, закончив школу, поступили в высшие и средние музыкальные учебные заведения Москвы, а трое старших уже возвратились в школу в качестве преподавателей, присоединившись к родителям.
     Кроме собственной поющей семьи, Екатерина Арамовна руководит и детским хором МДМШ имени Гнесиных «Московские колокольчики». Основой репертуара обоих коллективов является духовная музыка. «Адресуется она сегодня практически всем – особенно молодым слушателям, – говорит Екатерина Аветисян. – В отличие от народной и светской музыки, где на первом месте стоит красота гармонии, мелодии и ритма, в духовной музыке главенствующую роль играет слово, а роль музыки – подчеркнуть смысл слова и донести его до слушателя. И донести так, что-бы оно дошло до сердца слушателя и проникло в его душу».
     Поскольку для непривычных слушателей восприятие такой музыки может оказаться довольно сложной задачей, концертные программы «Благой вести» строятся на чередовании светских, духовных и народных произведений, благодаря чему интерес аудитории на протяжении всего концерта не ослабевает и даже растёт. Репертуар ансамбля никто не смог бы упрекнуть в однообразии. Помимо старинных монастырских распевов и духовных кантат, в него входят песни народов мира и произведения композиторов, перечень которых впечатляет. Среди русских авторов достаточно назвать Чайковского, Римского-Корсакова, Глинку, Бортнянского, Танеева, Рахманинова, Озерова, Локтева, а из современных – Хачатуряна, Соловьёва-Седого, Подгайца. Здесь же Гендель, Монтеверди, Бах, Перголези, Моцарт, Пуленк и Гершвин. Включены в репертуар и сочинения самой Екатерины Аветисян. Конечно же, наряду с грамотно составленной программой, важнейшим фактором на пути к успеху является чрезвычайно высокий профессиональный уровень исполнителей. Участники ансамбля выработали свой уникальный стиль, который отличает исключительная тембровая монолитность голосов, строгий академизм сочетается в нём с импровизацией, вокально-смысловая выразительность – с высокой одухотворённостью.
     Всё это обеспечило ансамблю семьи Аветисян широкое признание как в России, так и за её пределами. «Благая весть» выступала с такими известными коллективами, как Московский камерный оркестр имени Гнесиных, Московский камерный оркестр «Времена года», Московский симфонический оркестр. Активная концертная деятельность приводила поющую семью в Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени Чайковского, Московский международный Дом музыки, Камерный зал Олимпийской деревни, Детский музыкальный театр имени Натальи Сац, ряд посольств, в том числе Франции и Армении, и на множество других площадок. На счету коллектива участие в радио- и телепередачах и многочисленные зарубежные гастроли, например в Германии, Италии, Австрии и Китае. Ансамбль стал лауреатом ряда национальных и международных хоровых конкурсов и фестивалей, где был удостоен самых высоких наград.
     Особая статья – выступления в церкви. Екатерина Аветисян подчёркивает, что «Благая весть» – не только концертный коллектив. В течение десяти лет, с 1991-го по 2001-й, ансамбль пел в храме Рождества Богородицы в Крылатском районе Москвы, где служит глава семьи Симеон Аветисян, рукоположенный в 1990 г., а с 2003 г. «Благая весть» участвует в воскресных и праздничных богослужениях храма святого Великомученика Георгия в Дедовске.
     О достижениях ансамбля семьи Аветисян можно рассказывать ещё и ещё. Но если символически сравнить его успехи с собранным урожаем, хотелось бы вернуться к корням, из которых главным, вероятно, является то, что отражено в названии коллектива – Семья. Участникам «Благой вести» нетрудно было достигнуть высочайшего уровня «спетости» в своём ансамбле не только благодаря таланту и трудолюбию но также, несомненно, и благодаря дружбе и сплочённости, отличающих их семью, которая в нынешнее не очень простое время могла бы послужить примером для многих российских семей. Сама Екатерина Аветисян считает ансамбль своим помощником в воспитании детей, а цели семейного коллектива формулирует просто: творчество и общение внутри семьи. Что ж, можно ли отрицать значимость общих интересов, которые помогают людям, а тем более близким, находить общий язык?
     Работа в ансамбле – дело нелёгкое: сегодня идёт запись нового диска, а через несколько дней надо уже уезжать на очередной зарубежный конкурс… Но пока что никто из детей, даже старших, не думает покидать его, и все увлечённо продолжают семейное дело. Здесь можно было бы заподозрить давление со стороны родителей, что иногда бывает в подобных ситуациях, но это не так. Отец Симеон и Екатерина Арамовна с самого начала старались, чтобы приобщение детей к музыке проходило легко и естественно, вызывая искренний интерес. И хотя супруги мечтают о продолжении семейной традиции, в чём им служит примером знаменитая музыкальная семья, имя которой носит школа, где они преподают, удерживать кого-то из детей в коллективе против желания родители не станут. Пока, впрочем, этого и не нужно. Родители понимают, что семейному кругу не так долго суждено существовать в том виде, как теперь: младшее поколение взрослеет, рано или поздно все обзаведутся собственными семьями и покинут родительское гнездо. Если вспоминать старые семейные традиции, это в первую очередь касается девочек, ведь в составе семейного ансамбля «слабый пол» преобладает: у Аветисянов три сына и шестеро дочерей. Каким видят Анна, Елена, Мариам, Лидия, Маргарита и Елизавета своё будущее? Сейчас сёстры находятся на разных этапах жизненного пути, но, видя достижения старших из них, можно предположить, что они найдут себя в том же, чему посвятила все свои силы их мать, – в семье, музыке и духовном просвещении.
     Конечно, каждый человек должен выбрать свою дорогу, но почему бы не пойти по стопам родителей, если это достойный путь? Такой путь отец Симеон и Екатерина Арамовна, несомненно, своим дочерям указали без всякого навязывания, просто собственным примером. Анна Аветисян – выпускница дирижёрскохорового факультета и аспирантка Российской академии музыки имени Гнесиных – руководит молодёжным хором МДМШ имени Гнесиных «Московские колокола», где поют выпускники школы и студенты московских музыкальных училищ. В ноябре позапрошлого года этот хор, представлявший Россию на II Международном хоровом конкурсе духовной и светской музыки на Мальте, был удостоен Золотого диплома и стал победителем в категории «смешанные хоры с аккомпанементом». Вторая сестра, Елена, при поступлении в РАМ имени Гнесиных выбрала профессию альтистки, а по воскресеньям регентует в Дедовском храме святого Георгия, где поёт семейный ансамбль. 21-летняя Мариам уже три года занимается преподаванием и дирижирует хором «Московские колокольчики», деля этот пост с сестрой Анной. Младшие девочки идут следом за сёстрами, совмещая учёбу и участие в семейном ансамбле с выступлениями тоже в составе хора «Московские колокольчики».
     Что и говорить, трудятся сёстры Аветисян много. Но если они унаследовали неиссякаемую энергию своей мамы, то раннее приобщение к профессии, занятость и разъезды не помешают им свить собственные семейные гнёзда, и, наверное, Симеону и Екатерине Аветисян суждено воплотить в жизнь свою мечту и увидеть со временем в составе «Благой вести» своих внуков.
     Название семейному коллективу супруги Аветисян выбрали, исходя из того, что оно соответствует русскому переводу их фамилии. Но можно сказать и так: сохранение института семьи, которое олицетворяет собой ансамбль, – это и есть настоящая благая весть для России.

Оксана БУБЛИК