События («МОСКОВСКАЯ СЕМЬЯ – ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»)
События (ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ)
Конкурсы (ВЕЧНО ЮНАЯ «ДОЛГОЖИТЕЛЬНИЦА»)
Очаги культуры (УКРАСИТ ДОСУГ «РАПСОДИЯ»)
Рядом с нами (ВЫСОКИЕ ЗАБОТЫ)
Рядом с нами (ПОЮЩАЯ СЕМЬЯ)
Наше наследие (СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ВОИН ФЁДОР УШАКОВ)
Музеи (НАРИСОВАТЬ МУЗЫКУ)
Театр (ЗОЛОТОЙ ГВОЗДЬ МОСКВЫ)
Фестивали (СТУДЕНЧЕСКИЙ РАЗМАХ)
Культ личностей («ГЛАВНОЕ ДЛЯ МЕНЯ – ТВОРЧЕСТВО»)
Культ личностей (ЖИЗНЬ И ЖИВОПИСЬ В ПОДАРОК)
|
ВЕЧНО ЮНАЯ «ДОЛГОЖИТЕЛЬНИЦА»
Настоящее и будущее Московской международной выставки-конкурса детского рисунка В«Золотая кисточка».
Московский международный конкурс детского рисунка «Золотая кисточка» существует уже 16 лет. Сама по себе цифра значительная. За это время многие торжественно заявленные конкурсы и фестивали канули в Лету. Однако весомость «Золотой кисточки» в культурной жизни Москвы и России выросла не только вследствие её завидного «долгожительства». За прошедшие годы сама культурная реальность принципиально изменилась. Конечно, в первую очередь речь идёт о массовом внедрении в нашу жизнь Интернета. В литературе, фотографии, музыке и многих других видах искусства у авторов появилась возможность свободной публикации в компьютерной сети своих произведений, оперативного получения читательских, зрительских откликов. Конечно, контакты «в сети» не могут полноценно заменить живого общения между «талантами и поклонниками». В наибольшей степени это касается живописи. Репродукция, даже самая качественная, не способна в полной мере передать всё многообразие оттенков, масштаб художественного полотна. В то время как, например, талантливое стихотворение, будучи распечатанным с авторской странички в Интернете, с той же силой воздействует на неравнодушного читателя, как и со страниц поэтического сборника.
Живопись, пожалуй, остаётся наиболее консервативным в хорошем смысле этого слова видом искусства. В самом его названии заложена обязательность «живого письма». Кисти, краски, холсты, выставочные залы, зрители – для полноты художественного процесса всё должно быть натуральным, «вживую». Поэтому роль выставок, конкурсов в деле становления творческой личности, самоидентификации её в безбрежном культурном пространстве неоценима.
В этом смысле «Золотая кисточка», бессменным организатором которой является Московский институт социально-культурных программ Департамента культуры города Москвы, с каждым годом становится всё более востребованным, общественно значимым проектом. Нет, наверное, ни одной московской художественной школы, студии, кружка, воспитанники которых не представляли бы своих работ на суд жюри конкурса. Постоянно участвуют в выставке юные художники из Подмосковья, среднерусских областей, Сибири, ближнего и дальнего зарубежья.
«Географическая копилка» конкурса пополняется из года в год. О том, насколько значимо для начинающих художников и их преподавателей в России и за её пределами участие в «Золотой кисточке», свидетельствует хотя бы такой пример: в 2008 г. в оргкомитет выставки-конкурса привезли несколько картин из находящейся на полуосадном положении тогда ещё не признанной международным сообществом Южной Осетии. Не секрет, что любое государство для утверждения своей дееспособности, значимости на международной арене добивается успехов не только в политической, но и в культурной, гуманитарной и других сферах общественной жизни.
Именно этот факт учитывали члены оргкомитета, когда принимали картины осетинских ребят на конкурс, несмотря на то, что отведённое Положением время на сбор картин уже закончилось. Тем более что представленные северокавказской республикой детские рисунки без всяких натяжек и скидок выглядели достойно среди прочих конкурсных работ.
Несомненно, Департамент культуры города Москвы, Московский институт социально-культурных программ сделали благое дело, поддержав юных художников братского осетинского народа.
Во все времена была актуальна проблема взаимоотношений «отцов и детей», преемственности мировоззренческих, культурных ценностей. Однако сегодня существует реальная опасность полной дезориентации молодого поколения по отношению к традиционной культурной реальности, исторически сложившейся на территории нашего государства.
Приведём выдержку из монографии «Российская культура. На рубеже, на грани, на перепутье?» (авторы В.К. и В.В. Сергеевы. М.: Серебряные нити, 2008): «Одной из характерных отличительных особенностей молодёжной культуры на современном этапе является её возросшая обособленность, отстранённость от официальной культуры, традиционных культурных ценностей. В ней всё более преобладают потребление над творчеством, пассивные формы потребления над активными, в то время как подлинное приобщение к культурным ценностям происходит лишь в процессе активной, самостоятельной культурной или творческой деятельности. В этих новых условиях гипертрофированно начали развиваться такие характеристики личности, как индивидуализм, эгоцентризм, стремление к получению максимума жизненных благ и удовольствий. Пропал интерес к общественно полезной деятельности».
Привлечение одарённых детей и подростков к активной культурной деятельности, адаптация их к условиям творческого соревнования входят в число главных задач «Золотой кисточки». Ряд художественных студий и школ регулярно участвует в конкурсе, целенаправленно добиваясь победы в нём. Так, по словам преподавателя изостудии «Ивита» Ирины Витошинской, в течение пяти лет её подопечные участвовали в конкурсе, из года в год повышая уровень своего мастерства. Заслуженной наградой для всей студии стало первое место, которое занял Фёдор Пивоваров в младшей возрастной группе в 2008 г.
Такая заинтересованность со стороны участников обусловлена не большим размером призового фонда, а в первую очередь тем, что за прошедшие годы Московская международная выставка-конкурс детского рисунка «Золотая кисточка» стала своего рода брэндом в мире детского изобразительного творчества. Участие, а тем более победа в таком конкурсе является авторитетным признанием творческого потенциала юных дарований.
Это особенно заметно на фоне всё увеличивающегося числа фестивалей, конкурсов, премий, учреждаемых в интересах «отдельных групп лиц». Подобные конкурсы, как правило, быстро и помпезно возникают и так же быстро уходят в небытие. При этом жюри зачастую не очень озабочено объективностью своих решений.
Отбор картин на выставку в рамках конкурса «Золотая кисточка» и присуждение призовых мест осуществляются компетентными специалистами в сфере художественного творчества. Уже не первый год жюри «Золотой кисточки» возглавляет член Творческого союза художников России, отличник народного образования, старший преподаватель специальных дисциплин Высшей школы народных ремёсел Сергей Александрович Клишин. Членами жюри также являются искусствовед, главный хранитель Выставочного зала «Варшавка» Управления культуры ЮАО Москвы Нина Исааковна Оснас и художник-искусствовед, член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО Валерий Иванович Полухин. Профессионализм и неангажированность этих экспертов – залог объективной оценки поступивших на конкурс детских работ.
Нельзя не отметить и следующую особенность «Золотой кисточки»: самыми многочисленными, активными и постоянными её участниками традиционно являются детские и юношеские организации Москвы. Главным образом это объясняется чисто технической сложностью доставки картин из других городов. Однако надо учитывать и то, что организаторы конкурса уделяют первоочередное внимание работе именно с московской молодёжью. Тому имеются веские причины. Главная из них, что сегодня, когда в нашей стране традиционное, «почвенное» искусство практически загнано в резервацию российского культурного пространства, очень многое зависит от того, каким будет культурный, а в конечном счёте духовный климат в столице России. Вот как говорится об этом в уже упомянутой монографии В.К. и В.В. Сергеевых: «…Состояние культурной среды столичного мегаполиса противоречиво. С одной стороны, это город богатейших культурных традиций, ценностей и образов. С другой стороны, на её развитие оказывает воздействие экспансия западной масс-культуры, порождённой переходом западных стран от гуманистических постулатов ценностно-ориентированного общества к целевому рационализму.
Наибольшему воздействию масс-культуры подвержена молодёжь, не обладающая культурным иммунитетом старших поколений и не защищённая от различного рода антикультурных, лишающих духовности влияний…
…Проблема систематизации культурного развития актуальна не только для столичного мегаполиса, но и для культурной судьбы России, так как Москва является культурным образцом для всех регионов страны…».
Необходимо сказать ещё и о сложности формирования творческой личности в условиях мегаполиса. Существует мнение, которое разделяют некоторые авторитетные деятели искусства и науки, что в таком огромном мегаполисе, как Москва, не способна развиться гармоничная, творческая личность, ориентированная не на интеллектуально-формалистические заигрывания с искусством, а на подлинное, «нутряное» отображение мира через творчество. В частности, подобное мнение неоднократно высказывал выдающийся поэт современности Юрий Кузнецов.
Это утверждение спорно, однако доля истины в нём, несомненно, есть. Всякий талант в Москве испытывает мощное воздействие сверхурбанизированной, загрязнённой в шумовом, световом и других отношениях среды (на сегодняшний день существуют исследования, доказывающие, что агрессивная звуковая среда делает неспособным или малоспособным человеческое ухо воспринимать тончайшие оттенки классической музыки). Талант, с рождения не заряжённый мощной природной энергетикой, конечно, более склонен подпадать под влияние беспочвенных космополитических веяний в искусстве. Именно поэтому так важно ориентировать юных москвичей на традиционные культурные и духовные ценности. Организаторы «Золотой кисточки» осуществляют эту задачу, разрабатывая каждый год новые темы для участников конкурса. Помимо типичных для детской и подростковой аудитории тем семьи, детства, родной природы, практически каждый год в Положении конкурса присутствуют темы, призывающие к осмыслению классической русской литературы, важных событий российской истории, духовного опыта русской цивилизации.
В частности, в 2008 г. участникам была предложена тема «Тропинка к роднику». По этой теме принимались рисунки, отображающие духовное взросление ребёнка, его первые соприкосновения с вечными культурными и религиозными ценностями и святынями.
Надо признаться, что для оргкомитета стало приятной неожиданностью большое число конкурсных рисунков на духовные темы. Конечно, ныне верующие люди перестали быть «белыми воронами», как ещё каких-нибудь 20 лет назад. Мало того, демонстрировать свою приверженность к традиционным религиям стало хорошим тоном в обществе. И всё-таки одно дело перекреститься перед иконой «из приличия» или «на всякий случай», как многие делают сегодня, и совсем другое – написать прочувствованную картину на религиозную тематику. В детских работах всякая фальшь особенно заметна: юные художники, к счастью, ещё не умеют ретушировать её с помощью технического мастерства. Тем радостнее было видеть такие полные тихой светящейся веры детские картины, как «Семейное событие» Александры Комаровой, «Остановись, мгновение!» Алёны Кузмичёвой, «Остров спасения» Сони Сычёвой и многие другие. Такой отклик, с одной стороны, в корне опровергает тезис о бездуховности и всеобщей зацикленности на материальных благах подрастающего поколения, а с другой – заставляет задуматься о дальнейшем развитии деятельности организаторов конкурса по приобщению юных художников к религиозным и духовным ценностям.
«Золотая кисточка» никогда не заявляла себя как проект для детей из социально неблагополучных семей или для детей с ограниченными возможностями. Однако к этим категориям участников у рабочей группы и членов жюри конкурса всегда было особое отношение. Ведь таким детям особенно трудно адаптироваться к современной действительности. Реализация своих способностей через творчество для них порой единственный способ как-то проявить себя в общественной жизни, почувствовать свою необходимость и значимость в большом мире.
Специальные конкурсы для такого рода детей, безусловно, имеют право на существование, их организаторы делают нужное и благородное дело. Но всё же представляется, что дети-инвалиды и дети-сироты в большей степени чувствуют себя счастливыми и востребованными, когда им удаётся проявить себя на равных с «обычными» сверстниками.
Показательны в этом смысле слова одного из преподавателей Удельнинской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сказанные им после того, как две работы воспитанников интерната были отобраны жюри для выставки в Центральном Доме художников: «Для наших воспитанников такое достижение то же, что для обычных ребят – полёт в космос».
В современном стремительно виртуализирующемся мире дети уже с пяти-шести лет нередко оказываются зависимыми от компьютерных игр, от низкопробной мультипликационной продукции. По мнению специалистов, это приводит к психическим отклонениям в поведении детей, к искажению восприятия ими окружающего мира.
Например, руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН кандидат социологических наук Наталья Маркова утверждает, что у детей, которые чрезмерно увлекаются компьютерными играми, зарубежными мультфильмами изменяется даже цветовая картина мира. Они видят его в грязно-коричневых, чёрных красках. Рисуя, дети переносят своё видение на бумагу. И, конечно, такое творчество не способствует душевному и нравственному здоровью у их сверстников.
По словам члена жюри Валерия Полухина, с наплывом «чернухи» приходилось не раз сталкиваться и оргкомитету «Золотой кисточки». Однако в целом среди присланных на конкурс работ преобладают всё-таки рисунки с положительной созидательной энергетикой. И, конечно, во многом это происходит благодаря преподавателям детских художественных школ и студий. Именно хороший педагог помогает ребёнку сбросить «тину» негатива, которым опутывает его сознание попкультура, и вернуться к незамутнённому восприятию мира.
Будущее «Золотой кисточки» видится как в сохранении традиционных, показавших свою продуктивность, так и в поисках новых, отвечающих современным реалиям методов работы с подрастающими поколениями художников. Видимо, целесообразны также дальнейшая популяризация конкурса, проведение мастер-классов, как для юных художников, так и для их преподавателей освоение новых культурных пространств, например Интернета, где могли бы размещаться наиболее яркие работы участников «Золотой кисточки». Сегодня уже можно с уверенностью говорить о том, что конкурс детского рисунка, организуемый Московским институтом социально-культурных программ, занимает важное место в культурной жизни Москвы и всей России. Завоёванный за более чем полтора десятилетия статус проекта ко многому обязывает его организаторов.
Алексей ПОЛУБОТА
С 1 марта с. г. начинается приём картин на выставку-конкурс «Золотая кисточка-2009».
Адрес оргкомитета выставки-конкурса: 125167, г. Москва, Красноармейская ул., 11, стр. 2. Тел.: (8-495) 223-64-29, доб. 3-21, 3-23
|