Главная     Редакция     Архив     12(28)/2005  
 

Событие
(ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)

Театр
(В ФЕСТИВАЛЬНОМ МИРЕ)

Театр
(ПРОФЕССИЯ - ВОЛШЕБНИК)

Форум
("МИР ПОСЛЕ ВОЙНЫ")

Состав ученого совета
(Московского института социально - культурных программ)

Очаг культуры
(ДОМ С ОКНАМИ В БУДУЩЕЕ)

Рядом с нами
("АЙБОЛИТ" ИЗ ДК "РУБЛЕВО")

Музеи
(КУСКОВО)

Музеи
(ПЕРВЫЙ МЕЦЕНАТСКИЙ)

Фестиваль
(19 ОКТЯБРЯ 2005 ГОДА)

Памяти великого поэта
("ГОРИ, ЗВЕЗДА МОЯ, НЕ ПАДАЙ...")

Юбилей
(ЕДИНСТВЕННОЕ В РОССИИ)

Зона отдыха
(ФИЛИ)

Культ личностей
(ОЛЕГ ГАЛАХОВ: "Современный композитор должен быть дерзким в своих творческих поисках")

Культ личностей
(СЛУЖЕНИЕ ВЫСОКИМ ИДЕАЛАМ)

Культ личностей
(АЛЕКСАНДР ВЛАСЕНКО: "Лицо Москвы не повторимо")

ДОМ ОКНАМИ В БУДУЩЕЕ

Светлана ГАЛАГАНОВА

Московский государственный технический университет имени Баумана отмечает своё 175-летие. За высотными зданиями его и научно-техническими достижениями не сразу разглядишь сравнительно небольшую постройку - одно из многочисленных владений Её Величества Культуры. У этого дома своя собственная история, не менее славная, чем у знаменитой alma mater.

История Дома культуры МГТУ началась в 1922 году, когда студентам разрешили организовать свой клуб, а на чердаке были обнаружены музыкальные инструменты - наследство Императорского московского технического училища. Сразу же объявились и музыканты, которых набралось на целых два оркестра - симфонический и духовой. Симфонический оркестр возглавил маэстро Сараджев - профессор Московской консерватории, один из инициаторов и активный участник дореволюционного "хождения в народ" музыкантов-просветителей. Симфонический оркестр Сараджева гастролировал по стране; его концерты проходили с неизменным аншлагом. Но, к сожалению, коллектив распался: его руководитель был назначен главным дирижёром Армянского театра оперы и балета. А духовой оркестр дожил до 1960-х годов. Под его музыку кружились пары на студенческих балах, шествовали весёлые колонны на праздничных демонстрациях, он провожал на фронт ополченцев, встречал победителей...
     Ещё одной музыкальной знаменитостью тех лет стал хор МВТУ под управлением Виктора Калинникова, младшего брата известного композитора. Он тоже был профессором Московской консерватории и тоже немало потрудился на ниве музыкального просвещения: в 1906 году вместе с другими энтузиастами организовал в Москве Народную консерваторию. Он ушёл из жизни в 1927 году и, как и Сараджев, оказался незаменимым - созданный им коллектив другие хоровики "вытянуть" не смогли.
     Но культура, как и природа, пустот не терпит: весной 1944 года, лишь только эвакуированные бауманцы вернулись из Ижевска, на доске объявлений появился небольшой листок, извещавший об организации в училище хорового кружка. К концу войны в хоре пело уже более 70 человек. В 1949 году его создательница К.Ф.Никольская передала своих питомцев в руки заслуженного работника культуры РСФСР Б.О.Дунаевского (брата Исаака Осиповича), а тот спустя 10 лет- молодому хормейстеру Владимиру Живову. Сегодня заслуженный деятель искусств России профессор В.Л.Живов руководит прославленным "Гаудеамусом", собственноручно созданным в 1968 году. Появились и новые оркестры: заслуженный артист РСФСР П.И.Алексеев, игравший когда-то у самого Василия Андреева, организовал оркестр русских народных инструментов; Н.Д.Мисаилов- солист Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А.В.Александрова- создал единственный в мире по составу инструментов Неаполитанский ансамбль, а другой "александровец" В.И.Медведев - ансамбль баянистов. У студентов появился свой театр под руководством народного артиста РСФСР И.А.Смысловского. Солист Ансамбля народного танца СССР Б.И. Ромазин организовал танцевальную студию. В середине 1950-х годов в клубе МВТУ работало уже более 10 коллективов - около 500 человек.
     После войны в жизнь вузовской самодеятельности вошли агитбригады. Во время зимних и летних каникул студенты разъезжали по сёлам и деревням, воинским частям и комсомольским стройкам. Давали концерты, выступали с лекциями. Агитбригада МВТУ родилась в 1950 году и сразу же двинулась в Казахстан, на целину. Её целинный дневник был издан "Молодой гвардией" в виде отдельной книги. А потом ребята побывали у строителей Братской и Красноярской ГЭС, у горняков Кемерова и рыбаков Камчатки, на кораблях Северного флота и среднеазиатских погранзаставах. Для московских ребят это было познанием своего народа, своей огромной страны - познанием жизни.
     Шли годы, новое время рождало новые коллективы, подсказывало новые формы работы. В училище пришли знаменитые КВНы, дискоклубы, клубы авторской песни, разнообразные ВИА. Появились кафе-клуб "Взлёт", творческое объединение "Дебют", литературная студия, театр пластики. Преподаватели МГТУ до сих пор вспоминают тогдашние "устные журналы", дававшие людям возможность непосредственного общения с писателями, учёными, журналистами в обход жёсткой политической цензуры.
     Сегодня Домом культуры МГТУ руководит заслуженный работник культуры России В.П.Баклаженко. В молодости этот красивый, весёлый человек был режиссёром. Работал в заводских ДК, потом во МХАТе с Олегом Ефремовым. Начало "бауманской антрепризы" Владимира Петровича совпало с началом радикальных социальных перемен, не лучшим образом отразившихся на сфере культуры. Наши художественные коллективы постигали новые, тревожные понятия - "окупаемость", "пиар", "спонсорская поддержка". ДК МГТУ вышел из бурных вод "перестройки" абсолютно сухим, окрепшим и помудревшим. Он не потерял ни одного из коллективов, наоборот, приобрёл множество новых.
     Такое необъяснимое, на первый взгляд, процветание зиждется на трёх "китах": отеческой заботе ректората, поддержке городских властей и неукротимой энергии директора. Я не знаю другого технического вуза, где приобщение коллектива (именно всего коллектива, а не только студентов) к гуманитарной культуре и художественному творчеству рассматривалось бы руководством как вполне равноценное и равноправное направление подготовки современного инженера, развития его личности. По собственной инициативе ректора, академика И.Б.Фёдорова, и под его личным патронажем разворачивает свою деятельность клуб "Интеллектуал" - общеуниверситетская музыкально-просветительская программа, привлекающая музыкантов-исполнителей с мировым именем. Здесь всех информируют по радио о бесплатных консерваторских концертах; здесь ректор специально напоминает членам учёного совета о предстоящем выступлении Неаполитанского ансамбля или "Гаудеамуса"; здесь по его распоряжению оплачиваются зарубежные поездки художественных коллективов. В МГТУ никогда не обсуждалась проблема "физиков" и "лириков"; вопросы типа "А зачем нам, технарям, всё это надо?" умные люди публично здесь не ставят.
     Владимир Баклаженко принял ДК в 1986 году, когда в стране начиналась "бархатная культурная революция". Самодеятельных коллективов с их семейным укладом революционные ветры в целом почти не покалечили. ДК МГТУ являл собой мощный бастион подлинной культуры. Здесь по-прежнему хранили традиции, здесь повышали уровень исполнительства. В результате хор "Гаудеамус" поёт сегодня в консерватории, Неаполитанский ансамбль приглашают на престижный международный фестиваль в Испанию, на премьерные спектакли студии "Голос" московские театралы устремляются, как когда-то на Таганку к Любимову. А студенческий театр эстрадных миниатюр "Нечто" под руководством Р.Нестюка пускать к широкой публике опасно: а вдруг после этого никто на профессиональных "смехачей" не пойдет?.. Чего только не появилось в Бауманке за последние 20 лет! И клуб знатоков, и две команды возрождённого КВН, и всероссийский фестиваль "Смешные люди", и вокальный ансамбль "Капли дождя" под руководством Ани Ляпиной, и две рок-группы, и студенческая филармония, и многое-многое другое.
     Когда у нас хотят похвалить самодеятельный коллектив, обычно пишут о его "вполне профессиональном" уровне. Такие "комплименты" свидетельствуют лишь о незнании реальной ситуации, сложившейся к концу прошлого века в мировом культурном сообществе. Суть перемен состоит в том, что всё самое интересное уже давно происходит именно в сфере amateur arts - в самодеятельности. Здесь ставятся смелые эксперименты, реализуются фантастические идеи, реанимируются, казалось бы, навсегда ушедшие традиции. Здесь кипит жизнь, которую в профессиональном искусстве часто душит "невидимая рука рынка". Дух подлинного творчества сегодня всё больше ощущается там, где творят не для кармана, а для души - своей и зрительской. Именно на самодеятельные фестивали съезжаются нынче все, кто питает неформальный интерес к искусству. Слово amateur в отношении профессиональной сцены за рубежом уже давно звучит как одна из высших похвал: оно означает живость, непосредственность исполнения, свежесть интерпретации, максимальную эмоциональную отдачу.
     Есть у самодеятельности и ещё одно преимущество: все коллективы "с традициями" - это коллективы-семьи, а их руководители - "мамы" и "папы", и строгие, и нежные, и заботливые. Они, как правило, знакомы с настоящими мамами и папами, а также мужьями и жёнами, друзьями и подружками; они подчас знают о своих питомцах больше, чем все родственники и знакомые. Здесь вместе проводят свободное время, здесь создаются семьи, которые потом приводят в коллектив своё подросшее потомство. Здесь устраивают "капустники", сочиняют стихи, песни, тексты которых бережно хранятся в студийных анналах для передачи новым поколениям. В самодеятельных коллективах, конечно, бывают и ссоры, и обиды, но тут нет врагов. Тут нечего делить, не за что и не с кем воевать. Когда я рассматривала "семейные" фото ДК МГТУ, поняла, что он давно стал для многих настоящим домом - местом, где тебя любят и ждут просто потому, что ты родной, близкий человек. Сюда приходят за подлинностью чувств, отношений, дел.
     Известное суждение, что "красота спасёт мир", к сожалению, не уточняет, кто же будет спасать саму красоту. Многие зарубежные теоретики культуры считают, что спасателями будут amateur workers - всемирная самодеятельная рать, ибо она disinterested -"не заинтересована", бескорыстна. Только на этой ниве, утверждают культурологи, может вырасти сегодня "экологически чистый" духовный хлеб; только он способен пробиться сквозь информационный мусор эпохи. За рубежом полагают, что подлинная культура должна, как древние христиане, на время уйти в "катакомбы", укрыться для накопления сил в самодеятельных культурных резервациях. Нам проще: у нас они уже есть. Так и называются -Дома культуры. Нам бы только их сохранить. В том числе и этот, окнами на Яузу и Лефортовский парк, - дом окнами в будущее.