Главная     Редакция     Архив     12(28)/2005  
 

Событие
(ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)

Театр
(В ФЕСТИВАЛЬНОМ МИРЕ)

Театр
(ПРОФЕССИЯ - ВОЛШЕБНИК)

Форум
("МИР ПОСЛЕ ВОЙНЫ")

Состав ученого совета
(Московского института социально - культурных программ)

Очаг культуры
(ДОМ С ОКНАМИ В БУДУЩЕЕ)

Рядом с нами
("АЙБОЛИТ" ИЗ ДК "РУБЛЕВО")

Музеи
(КУСКОВО)

Музеи
(ПЕРВЫЙ МЕЦЕНАТСКИЙ)

Фестиваль
(19 ОКТЯБРЯ 2005 ГОДА)

Памяти великого поэта
("ГОРИ, ЗВЕЗДА МОЯ, НЕ ПАДАЙ...")

Юбилей
(ЕДИНСТВЕННОЕ В РОССИИ)

Зона отдыха
(ФИЛИ)

Культ личностей
(ОЛЕГ ГАЛАХОВ: "Современный композитор должен быть дерзким в своих творческих поисках")

Культ личностей
(СЛУЖЕНИЕ ВЫСОКИМ ИДЕАЛАМ)

Культ личностей
(АЛЕКСАНДР ВЛАСЕНКО: "Лицо Москвы не повторимо")

ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ

Наш корреспондент Елена ГОРБАТЮК побывала на традиционной встрече мэра и членов Правительства Москвы с руководителями творческих коллективов и театральной общественностью столицы в Московском театре "Et Cetera". Были подведены итоги уходящего года и определены планы на будущее.

Открыл заседание председатель Комитета по культуре города Москвы С.И.Худяков. В его выступлении прозвучала характеристика прошедшего сезона как напряжённого, интересного, богатого событиями. За прошедший театрально-концертный год подготовлено более 150 новых театральных постановок и около 50 концертных премьер. Критика и театральная общественность отметили рождение ряда серьёзных творческих работ, таких, например, как "Упавший с неба" С.Прокофьева ("Геликон-опера"), "Три сестры" в постановке Ю.Любимова, "Три высокие женщины" С.Голомазова в театре им. Маяковского... Высокая зрительская активность способствовала работе таких театров, как "Современник", "Табакерка", "Мастерская под руководством Петра Фоменко", "Таганка" и ряда других. Досадно, что не вырос зрительский интерес к таким театрам, как "Бенефис", "Русский камерный балет "Москва", "Сопричастность", Театр музыки и драмы Стаса Намина.
     Зато большое внимание театралов привлекли работы молодых авторов и драматургов, некоторые студенческие спектакли. Это вселяет надежду на то, что сцена и дальше будет развивать традиции русского репертуарного театра как духовного и нравственного лидера и что это станет устойчивой тенденцией.
     Ещё одной отличительной чертой минувшего года стал интерес зрителей и слушателей к музыкальным жанрам. Оперные спектакли, концерты симфонической музыки всё более завоёвывают интерес зрителей.
     С.И.Худяков отметил, что сегодня столичные коллективы уже не замыкаются подмостками театральных зданий, всё чаще работая на открытых городских площадках для самой широкой публики. Особенно ярко это проявилось в год 60-летия Великой Победы. Комитет по культуре города Москвы и подведомственные ему организации провели около пяти тысяч мероприятий с широким участием артистов, музыкантов практически всех театров и концертных организаций города. Создатели спектаклей, работники театра в полной мере раскрыли патриотическую тему. Это говорит о том, что тема высокой нравственности, патриотизма, гражданственности сегодня актуальна для творческой интеллигенции Москвы и самих москвичей.
     Комитет по культуре города Москвы одной из своих задач видит в том, чтобы в следующем году достойно встретить другую знаменательную дату - 65-летие разгрома фашистских войск под Москвой. А в последующие годы тема воспитания высокой нравственности и патриотизма должна стать лейтмотивом деятельности всех учреждений культуры. В связи с этим планируется расширить работу по целевому заказу спектаклей и музыкальных произведений патриотической направленности.
     С.И.Худяков обратил внимание собравшихся на то, что в прошедшем сезоне особое внимание уделялось созданию условий для расширения детского и молодёжного репертуара. С этой целью создан Общественный совет по проблемам подрастающего поколения средствами театрального искусства. К работе совета привлечены творческие организации города, Департамент образования, Комитет общественных связей, Комитет по делам семьи и молодёжи. Сформирован репертуарный портфель для детской и юношеской аудитории, в перспективе запланировано издание театрального детского журнала, активизируется взаимодействие профессионального театра со школьными театрами.
     Комитет по культуре города Москвы планирует в конце нового сезона обсудить работу театров - бывших студий, возникших за последние десять-пятнадцать лет, в большинстве которых работает молодёжь. Пройдет общегородской фестиваль, который поможет проанализировать опыт студийного движения, чтобы найти верные пути содействия становлению молодых талантов.
     Культурная политика в столице строится планомерно. На это нацеливает принятая Правительством Москвы программа культурного развития города. В ней большое внимание уделено решению накопившихся проблем с творческой молодёжью. За последний сезон более 20 имён молодых драматургов и режиссёров представлено на столичных подмостках. Особая благодарность О.Табакову, Г.Волчек, В.Фокину, которые активно привлекают молодую режиссуру в свои театры.
     В следующем году будет отмечаться 250-летие профессионального театра в России, и театральная общественность Москвы должна достойно встретить эту дату.
     В ходе встречи выступили - художественный руководитель Московского театра им.Ермоловой В.А.Андреев, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры А.Н.Казанцев, театральный критик В.Я.Вульф, народный артист РФ, председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации, художественный руководитель Московского театра "Et Cetera" A.A. Калягин, генеральный директор Театрального музея им. А.А.Бахрушина Б.Н.Любимов, председатель Комитета по культуре Московской городской Думы Е.В.Герасимов, председатель Комитета по культуре Государственной Думы РФ И.Д.Кобзон.
     Художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры А.Н.Казанцев высказал в своём выступлении озабоченность тем, что государственная реформа бюджетной сферы не отражает в полной мере интересов развития национальной культуры и искусства, подчиняя перспективные цели и задачи в этой сфере сиюминутной конъюнктуре.
     Известный театральный критик В.Я.Вульф развил эту мысль, сделав акцент на необходимости государства находить средства для стимулирования творческого мастерства, поддержания талантов, ограничения воинствующей посредственности, наносящей большой, зачастую непоправимый вред духовному миру человека и общественности.
     Руководитель театра "Et Cetera" А.А.Калягин, поблагодарив от лица коллектива Правительство Москвы за великолепное новое здание, отметил, что как председатель Союза театральных деятелей он старается сделать всё, чтобы русская театральная школа развивалась, несмотря на сложности, связанные со сложившейся социально-экономической ситуацией. Эти вопросы, отметил он, будут серьёзно рассматриваться на Втором Всероссийском театральном форуме "Театр - время перемен", который состоится в феврале 2006 года.
     Председатель Комитета по культуре Московской городской Думы Е.В.Герасимов в своём выступлении отметил, что культура, искусство, в частности театр, играют важнейшую роль в формировании духовного мира человека. Особую значимость приобретают они в переломные моменты общественного развития, помогая выстоять в непростой ситуации, способствуя выбору новых оптимальных путей укрепления государственности, развитию демократии. Важнейшую роль в этом деле играет законотворческий процесс, который может как стимулировать развитие духовности, так и при недооценке данного фактора тормозить этот процесс, а значит, и поступательное развитие всех других отраслей.
     Председатель Комитета по культуре Государственной Думы РФ И.Д.Кобзон, отмечая тот факт, что Москва по сравнению с другими регионами России находится по своему культурному развитию далеко впереди, обратил внимание собравшихся на ответственность столичных работников культуры и искусства перед всем народом, перед страной, так как столица является культурной витриной для всей России, оставаясь в то же самое время наиболее незащищённой от "ветров" антикультуры, псевдокультуры, хлынувших в нашу страну в условиях открытого общества. И всем тем, от кого зависит судьба культуры в нашей стране, нужно подумать об обеспечении национальной культурной безопасности.
     В завершение выступил мэр Москвы Ю.М.Лужков. Он приветствовал участников встречи, проходившей в новом здании театра "Et Cetera". Co времени последней встречи год назад было решено немало проблем, отметил мэр Москвы. Удалось многое сделать. Ю.М.Лужков остановился на проблеме реформы театров. Во всём мире репертуарные театры поддерживаются государством. Театральное реформирование в РФ потерпело неудачу: в своей основе оказалась ошибочной ориентация на коммерциализацию театрального дела, что таит угрозу для развития культуры и искусства. В бюджете Москвы культурная сфера столицы занимает достойное место. Жизнь культуры и в следующем году будут определять конкретные программы, подкреплённые финансовыми вложениями в размере 15 миллиардов рублей, прирост инвестиционного потенциала - в размере 5 миллиардов.
     В 2006 году въедет в новое помещение театр Петра Фоменко, будет введён в строй на полную мощность Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, продолжится реконструкция ещё пяти театров. В целом же бюджет 2005 года по сравнению с минувшим вырос на 47 процентов, в следующем вырастет ещё на 20, а средняя заработная плата работников культуры поднимется до уровня зарплаты рабочего в московской промышленности. Мэр пообещал также поддержку театрам через адресное выделение льготного или бесплатного жилья в размере 150 тысяч квадратных метров для прибывающих в столицу талантливых деятелей культуры и искусства.