Главная     Редакция     Архив     12(28)/2005  
 

Событие
(ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)

Театр
(В ФЕСТИВАЛЬНОМ МИРЕ)

Театр
(ПРОФЕССИЯ - ВОЛШЕБНИК)

Форум
("МИР ПОСЛЕ ВОЙНЫ")

Состав ученого совета
(Московского института социально - культурных программ)

Очаг культуры
(ДОМ С ОКНАМИ В БУДУЩЕЕ)

Рядом с нами
("АЙБОЛИТ" ИЗ ДК "РУБЛЕВО")

Музеи
(КУСКОВО)

Музеи
(ПЕРВЫЙ МЕЦЕНАТСКИЙ)

Фестиваль
(19 ОКТЯБРЯ 2005 ГОДА)

Памяти великого поэта
("ГОРИ, ЗВЕЗДА МОЯ, НЕ ПАДАЙ...")

Юбилей
(ЕДИНСТВЕННОЕ В РОССИИ)

Зона отдыха
(ФИЛИ)

Культ личностей
(ОЛЕГ ГАЛАХОВ: "Современный композитор должен быть дерзким в своих творческих поисках")

Культ личностей
(СЛУЖЕНИЕ ВЫСОКИМ ИДЕАЛАМ)

Культ личностей
(АЛЕКСАНДР ВЛАСЕНКО: "Лицо Москвы не повторимо")

В ФЕСТИВАЛЬНОМ МИРЕ

Ольга ИГНАТЮК

Всевозможные фестивали давно являются одной из форм существования современного театра, а фестивальное движение уже вписано в историю нашей сцены конца XX - начала XXI веков. Сегодня в России действуют около ста различных фестивалей, количество их всё время растёт, являя на карте страны поистине броуновское движение, и без них кажется уже невозможной наша театральная действительность. Широкий диапазон этих фестивалей позволяет найти в них свою нишу самым разным театральным проектам. А фестивальными обзорами пестрят сейчас страницы любых журналов и газет - давая богатый материал будущим поколениям театроведов для изучения данного явления нашей культурной жизни.

В одной лишь Москве насчитывают в течение сезона около 30 фестивалей, и, кроме привычных фестивалей-гигантов, возникают всё новые и новые, в которых представляют себя миру самые разные идеи, театры, спектакли. Но ничто в нашем мире не случайно - в том числе и "новые" фестивали, эти новобранцы театральных сражений, отвоёвывающие своё место под солнцем, очевидно, не зря появившиеся и отразившие нечто насущное в театральной реке времени.
     
     ВИТЯЗЯ ЗЛАТОГО РАТЬ
     Да, процесс рождения новых фестивалей, естественно отражающий движение общественных идей, вероятно, бесконечен. Вот гордый "Золотой витязь", известный всем как кинофорум, а теперь пополнившийся своим родным братом - форумом театральным. Его девиз, провозглашённый Николаем Бурляевым: "За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека". Задача: "Содействие развитию духовно-национальных основ в творчестве славянских и православных народов". Вряд ли с этой мощной идеей стоило медлить так долго. А в нашем хаотично-международном театральном пространстве вычленить славянскую, православную и, в конце концов, чисто русскую линию давно пора. В чём сила исконного русского театра? В бессмертных традициях реализма, исповедального психологизма, духовности и нравственном примере и в том, что театр есть вечная кафедра... И есть ли сейчас такой театр?
     Ответом на сей вопрос стало само количество съезжающихся (уже два года подряд) на форум спектаклей, желавших вписаться в духовные, реалистические и православные каноны, - едущих в Москву из всевозможных краёв и являющих великое столпотворение видов театрального искусства. Крупные драматические театры из России, Беларуси, Сербии с русской и зарубежной классикой, детские и юношеские спектакли, якуты с собственным национальным эпосом, Север, Сибирь, Урал, Поволжье, болгарский хореографический театр, украинские марионетки и, конечно, Москва и Петербург со всеми видами театрального искусства - от драмы до кукол и моножанров. Что и говорить, столь бурный съезд участников раздвигал границы "Золотого витязя" далеко за пределами Москвы и России.
     Редкий фестиваль мог бы похвастаться подобным диапазоном репертуара. Который казался столь широк и хаотичен, что постоянно возникало ощущение избыточности и головокружения от всего происходящего, крайне трудно поддававшегося привычной систематизации. Фестиваль этот называли бурлящим, рвущимся из берегов, в чём-то неровным, безалаберным - но очень искренним и живым. И планы Николая Бурляева на следующий форум не менее масштабны.
     
     ПОСЛЕ ЕФРЕМОВА
     Фестиваль "ПостЕфремовское пространство" - детище дочери Олега Ефремова Анастасии Ефремовой, возглавившей Благотворительный фонд Олега Ефремова и с его помощью учредившей этот фестиваль. Цель его - поддержать развитие лучших традиций русской реалистической театральной школы, которой было посвящено творчество прославленных мастеров МХАТа, "Современника" и одним из адептов которой являлся сам Олег Ефремов.
     Размах фестивального движения сегодня, как известно, огромен. Но очевидно, что фестивальное соперничество столичных и провинциальных театров, а также соединение их в общих номинациях зачастую выглядят некорректно: слишком разнятся их возможности. Проект, начатый фондом Олега Ефремова, ориентирован исключительно на театры российской провинции и в том числе на то, чтобы познакомить столичного зрителя с яркими провинциальными актёрами и талантливыми режиссёрами, известность которых значительно скромнее их дарования. Словом, показать Москве потенциал русской провинции. Эта актуальная идея (в основе которой вечная мечта о всеобщей справедливости) привлекла массу единомышленников, а фестиваль обрёл популярность.
      "ПостЕфремовское пространство" идёт по системе поп stop в виде интерактивного и непрерывного процесса, охватывая широкие территории страны. На первый фестиваль в Москву приехали театры из Костромы, Новомосковска, Златоуста, Йошкар-Олы, Омска, Саратова и Тюмени. Спектаклей, достойных собраться на следующем фестивале, уже насчитывается большое количество. И у фестиваля сегодня нет никаких других проблем, кроме финансовых.
     
     НА РУССКОМ ОСТРОВЕ Ещё одно "русское направление" в палитре Москвы -фестиваль фольклорно-драматических театров "Русский остров", созданный Московским государственным историко-этнографическим театром под руководством Михаила Мизюкова. Удивительно, что до сих пор МГИ-ЭТ, существующий уже 18 лет, такого фестиваля не создал. Хотя кому как не ему, этому драматическому театру исторической ориентации, объединять вокруг себя единомышленников разных стран и народов?
     Сам Историко-этнографический театр, родившийся когда-то из выпускного курса Щепкинского училища, сочетает в своих спектаклях исконную народную драматургию, драматическую режиссуру, этнографический колорит, а также песенно-танцевальную народную стихию - имея абсолютно эксклюзивный "историко-этнографический" репертуар. Будучи единственным в Москве театром такого направления, он решил протянуть руку своим единомышленникам с просторов России и из-за рубежа, пригласив их на "Русский остров", проходящий уже два года подряд.
     Однако вся тонкость в том, что "Русский остров" - собрание не фольклорных ансамблей (в коих как раз недостатка не наблюдается), а именно драматических театров народной направленности, каковым является и сам МГИЭТ. И эта задача куда сложнее, поскольку именно такой жанр (сочетающий драматическое действие и фольклорный характер) наиболее труден и редок на нашей сцене. Но когда Киевский академический театр украинского фольклора играл на фестивале "Украинскую свадебку" (воссоздающую все этапы свадебного обряда украинцев), а Фольклорно-этнографический театр "Кресень" из Владимира показывал действо "От родин до свадебки", Театр фольклора Республики Коми играл национальный эпос "Серебро льна", Чукотско-эскимосский же театр "Эргырон" выступал со своими "Обрядовыми действами", ну а сами хозяева с мистерией "Русский календарь" - то у всех вокруг само собой исчезало беспокойство по поводу "сохранения культурных корней" своих народов.
     Всем ясно, что идея этого фестиваля - возвращение к истокам и восстановление традиций своего народа и насущность этой идеи вряд ли можно переоценить. Поэтому "Русский остров" намерен теперь стать центром объединения фольклорно-драматических коллективов самых разных стран и народов, знакомя зрителей с многообразным мировым культурным наследием.
     
     ФЕСТИВАЛЬ В МУЗЕЕ
     Одна из проблем Москвы - это огромное количество маленьких театров, театров-невеличек, мало известных, никем не замечаемых и не учтённых, зачастую не имеющих средств на рекламу, а потому на театральной карте столицы не указанных, однако делающих своё культурное дело на окраинах города в его бесконечных спальных районах. Их, эти театры, ведь надо поддержать и объединить? Безусловно надо. Чем и занялась межрегиональная общественная организация "Музей Человека", находящаяся в Свиблове на территории библиотеки №110 Северо-Восточного округа Москвы. Представьте себе, что этот музей много лет подряд проводит собственные театральные фестивали - Чеховский, Пушкинский, "Античность и мы", "Серебряный век". А участники этих фестивалей - как раз великое множество "малых" московских театров, которые и составляют своими спектаклями непрерывный годовой фестивальный цикл. В "Музее Человека" две театральных площадки, поэтому есть возможность устроить показы всей обширной фестивальной программы.
     Словом, театры-невелички хотят явить себя миру - и являют, объединённые "Музеем Человека" в своеобразное "движение малых театров", разобщённых в огромном мегаполисе. Так музей стал местом их встречи и прекрасной возможностью познакомиться с такими же, как ты сам, и вообще проявить себя. Фестиваль, естественно, даёт рост и известность новым молодым коллективам - будучи сам абсолютно некоммерческим и крайне бедным. Впрочем, поддержку префектуры Северо-Восточного округа и лично префекта Ирины Рабер фестиваль ощущает всегда. Директор же "Музея Человека" Евгения Зикеева в пользе и дальнейшем развитии своих фестивалей не сомневается.
     В этом году здесь проходил фестиваль камерных спектаклей, посвящённых 100-летию со дня смерти А.П.Чехова, под названием "Вишнёвый сад". Фестиваль уже международный, поскольку и иностранцы, горячо любящие нашего классика, тоже приняли в нём участие. Играли здесь спектакли итальянский театр "На Доганке", Львовский академический театр им.М.Заньковецкой, Волоколамский народный театр, Московский театр "Монолог" Антонины Дружининой, Московская детская студия "Мир человека" под руководством Георгия Червинского, Театрально-творческая группа Галины Пикулевой и ещё многие. А следующий фестиваль будет называться "Волшебный мир кулис" и по обыкновению познакомит нас с новыми московскими коллективами.
     
     ФЕСТИВАЛЬ В УСАДЬБЕ
     Поиск фестивальных форм безграничен, и ежегодные "Мелиховские вёсны" - эксклюзивный тип "фестиваля в усадьбе". Идея "Мелиховской весны" - сама чеховская усадьба, вечно концептуальная: знаменитый подмосковный дом Чехова, где он написал свои лучшие пьесы и где играть их стало престижным. Тихое Мелихово считается теперь даже своеобразной театральной меккой и точкой притяжения для многих режиссёров. Сыграть Чехова у него дома стремятся многие и даже делают специально спектакли "для Мелихова".
     Впрочем, доехав до Мелихова, иногородние режиссёры предпочитают "прокрутить" свои спектакли ещё на нескольких близлежащих фестивалях, что получается компактно и целесообразно, поскольку в течение пары недель можно попасть и на фестиваль "Русская классика" в подмосковной Лобне, и на "ПостЕфремовское пространство", и на "Славянский венец" в самой Москве. Однако это можно понять - ведь сняться с места сегодня дорого, хлопотно и накладно.
     Мелиховский фестиваль - один из самых старых, но и один из самых бедных. Тут даже нет никакого жюри и никаких номинаций - всем, вместе с букетами цветущей мелиховской сирени, раздают одинаковые "дипломы участников". И вовсе не критерий отбора спектаклей тут важен, а экзотический факт "красивой акции на пленэре". Отбор спектаклей здесь в основном хаотичный и случайный по принципу дружб и многолетних знакомств.
     И всё же "Мелиховские вёсны" несомненно войдут в историю наглей сцены как особая синтетическая форма "театра в усадьбе". Ведь что такое Мелихово само по себе? Скромный музей, посещаемый экскурсантами в привычном музейном ритме. А что такое Мелихово, внутри которого гудит международный театральный фестиваль? Совсем другое дело. Именно фестиваль выделяет Мелихово из всех остальных музеев-усадеб, становясь уже многие годы его "изюминкой".
     
     ОБНИМИТЕСЬ, МИЛЛИОНЫ!
     Но, безусловно, самый актуальный фестиваль для Москвы - это "Фестиваль национальных театров", который объединяет театры разных народов, работающие в столице, но опять же мало известные широкому зрителю. Создал этот проект Центр международных культурных программ "Москва - город мира", проведший уже два аналогичных смотра с мощным девизом "Обнимитесь, миллионы!". И лишь благодаря этому фестивалю вы можете увидеть одновременно все национальные театры, существующие в столице. Ведь, кроме популярных в народе "Ромэна" и "Шалома", у нас есть, оказывается, и белорусский драматический театр, и литовский театр "Бичуляй", и польский театр, и молодёжный грузинский театр им.Э.Имнадзе, и татарский театр "Диляфруз", и украинская театральная студия "Смеричка", и театр индийского танца "Нирмала", но и это ещё не всё. На самом-то деле истинное количество национальных театров не поддаётся учёту, являя собой, по московскому обыкновению, привычный всеобщий хаос - обнять который, приведя к гармонии и порядку, намерен этот фестиваль. И уже многие театры успели показать здесь своё искусство, впечатляя красками национальной самобытности. А фестиваль этот по духу очень наш, русский - ведь только русскому человеку необходимо всемирное единение, чтобы успокоиться.