Главная     Редакция     Редакция     Архив     12(28)/2005  
 

Событие
(ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)

Театр
(В ФЕСТИВАЛЬНОМ МИРЕ)

Театр
(ПРОФЕССИЯ - ВОЛШЕБНИК)

Форум
("МИР ПОСЛЕ ВОЙНЫ")

Состав ученого совета
(Московского института социально - культурных программ)

Очаг культуры
(ДОМ С ОКНАМИ В БУДУЩЕЕ)

Рядом с нами
("АЙБОЛИТ" ИЗ ДК "РУБЛЕВО")

Музеи
(КУСКОВО)

Музеи
(ПЕРВЫЙ МЕЦЕНАТСКИЙ)

Фестиваль
(19 ОКТЯБРЯ 2005 ГОДА)

Памяти великого поэта
("ГОРИ, ЗВЕЗДА МОЯ, НЕ ПАДАЙ...")

Юбилей
(ЕДИНСТВЕННОЕ В РОССИИ)

Зона отдыха
(ФИЛИ)

Культ личностей
(ОЛЕГ ГАЛАХОВ: "Современный композитор должен быть дерзким в своих творческих поисках")

Культ личностей
(СЛУЖЕНИЕ ВЫСОКИМ ИДЕАЛАМ)

Культ личностей
(АЛЕКСАНДР ВЛАСЕНКО: "Лицо Москвы не повторимо")

КУСКОВО

Елена ДРЁМОВА

Откроем путеводитель 1914 года:
       "От дачной платформы Нижегородской дороги до усадьбы версты две. Дорога идёт дачами, среди знакомого подмосковного пейзажа. Белые ворота ведут в густой парк. На пути вырисовывается длинное здание XVIII века - оранжерея. За ней неожиданно развёртывается длинная перспектива подстриженных деревьев, образующих бесконечные зелёные стены, ясная гладь газона и многочисленные белые статуи. Это какой-то особенный, преображённый, почти заколдованный мир. Мир всесильного человеческого творчества, сумевшего разрозненную природу подчинить высшей гармонии".

Теперь, на протяжении вот уже нескольких десятилетий живописная дачная местность Кусково располагается в пределах городской черты, а сам комплекс строений усадьбы имеет статус музея и причислен к памятникам всемирного наследия.
     Первое упоминание о Кускове относится к 1510 году, когда боярин Василий Андреевич Шереметев, один из предков древнего и знаменитого рода, приобрёл у боярина Пушкина подмосковную деревню в 7-ми верстах от столицы. Небольшая усадьба с малопригодной для обработки почвой оказалась удобна для "охотных забав" и отдыха, так как скрывалась в густых лесах. Охотиться в окрестностях Кускова любили русские самодержцы Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович.
     В 1715 году усадьба перешла во владение Бориса Петровича Шереметева, выдающегося полководца, первого в истории России фельдмаршала, видного дипломата, сподвижника Петра I, за свои заслуги перед Отечеством получившего из рук императора графский титул. После смерти фельдмаршала усадьбой владеет его сын - граф Пётр Борисович Шереметев, генерал-аншеф, сенатор, камергер, приумноживший огромное состояние благодаря женитьбе на дочери князя, канцлера Алексея Михайловича Черкасского, представителя одного из знатных и богатых российских родов, -Варваре Алексеевне. Граф стал самым богатым помещиком России. Его состояние оценивалось в 1 миллион рублей золотом, земли раскинулись по 17-ти губерниям Российской Империи, а его талант весьма дипломатичного придворного позволял прекрасно существовать при 7-ми монархах российского государства - от Екатерины I до Екатерины II. С этого времени и начинается расцвет усадьбы. С начала XVIII столетия в России сложился определённый уклад придворной жизни, негласно вменявший каждому вельможе устройство летней резиденции. Она предназначалась не для жилья, а служила местом "увеселений" и приёма гостей. Просвещённый и дальновидный граф П.Б.Шереметев задумал удивить всех, начав грандиозное переустройство Кускова.
     Более 40 лет Кусково строилось, менялось и совершенствовалось трудом сотен специалистов, вольнонаёмных работников и крепостных мастеров графа, пока не предстало в конце XVIII века во всём блеске и великолепии. Заболоченная равнинная местность была тщательно осушена. На ней высадили регулярный (в переводе с французского - "постоянный", "традиционный") парк, именуемый часто "французским". За ним располагался "английский" парк, высаженный в подражание природному пейзажу, с деревьями, кустарниками, растениями, сохранёнными в своём естественном виде, и павильонами. Регулярный и пейзажный парки дополняли 18 прудов и каналов с причудливыми и изящными большими и малыми мостами.
     А центром усадьбы стал дворец, созданный на берегу Большого пруда, на месте старинных боярских шереметевских палат.
     Размеры усадьбы поражали гостей. Так, весь усадебный парк занимал площадь свыше 30 гектаров, что составляло территорию, равную Царскосельскому парку и почти в три раза большую, чем Летний сад в Санкт-Петербурге. А сама усадьба, по воспоминаниям современников, одновременно могла принять до 25-30 тысяч гостей.
     Главное здание усадьбы Кусково - Большой дворец (он сохранился) -строился не для проживания, а для светских развлечений и приёмов. Невеликий по сегодняшним меркам (всего 66 метров в длину), он казался белокаменным чудом архитектуры, хотя на самом деле выполнен из дерева. Среди 26-ти комнат и залов нет одинаковых: различны их пропорции, декор, цветовая гамма, предметы убранства, архитектурная композиция. Великолепие интерьеров дополнялось богатейшими собраниями живописи, скульптуры, предметов мебели, книг, часов, фарфора и стекла.
     На водной глади Большого пруда (тоже сохранился) гостям графа П.Б.Шереметева устраивалось катание на лодках, а два насыпных острова (сохранился только один) предназначались для спектаклей с фейерверками. Позади Большого пруда за высоким забором располагался зверинец (не сохранился), где содержались 20 немецких и 100 американских оленей, 12 чёрных сибирских волков, 6 американских свиней и множество зайцев.
     Органично вписалась в архитектурный ансамбль и старая церковь Спаса Нерукотворного бывшего села Вешняки (сохранилась). Она находилась рядом с дворцом. Её архитектурный облик был дополнен светским декором, фасад украшен скульптурой, а изящной формы крест не просто был установлен на куполе, а поддерживался фигурой парящего ангела.
     В регулярной и пейзажной частях парка располагалось множество сказочных по красоте беседок, павильонов, лабиринтов, пещер и знаменитый шереметевский Воздушный театр. Сохранившиеся ныне 5 павильонов донесли до нас эту сказку. Утончённый, истинно французский "Эрмитаж" (в переводе- "храм уединения") предназначался для приёма близкого круга гостей или секретных встреч без присутствия слуг. Здание было оборудовано специальными механизмами, которые поднимали сервированный стол и гостей с первого на второй, парадный, этаж. Отдохнуть или переговорить можно было в маленьких "кабинетиках", находившихся в боковых частях здания. "Голландский домик" в точности повторял помещения жилого дома зажиточного горожанина Северной Европы, "Итальянский домик" - виллу богатого итальянца. А павильон-беседка "Грот", признававшийся одним из шедевров "гротичного" искусства, олицетворял в своей архитектуре слияние и противоборство воды и камня, уводил гостей в прохладу и причудливый мир подводного царства.
     Воздушный, или Летний, кусковский театр (не сохранился) поражал зрителей и своим расположением, и талантливой игрой прославленной крепостной труппы графа П.Б.Шереметева. Он располагался недалеко от "Итальянского домика" на открытой площадке. Несколько рядов кустистых стриженых лип служили кулисами, а между ними устанавливались созданные крепостными театральными художниками декорации. Со всех сторон пространство театра окружали деревья разных пород, высаженные так, что обеспечивали хорошую акустику.
     Вот такой была на протяжении десятилетий подмосковная усадьба графа П.Б.Шереметева, о которой спустя годы напишет внук родной сестры графа Иван Долгорукий:
      "Земли лоскутик драгоценный -
      Кусково. Милый уголок,
      Эдема сколок сокращенный,
      В котором самый тяжкий рок
      В воскресный день позабывался
      И каждый чем-нибудь пленялся!".

     Время неумолимо... Отошёл в прошлое золотой век российского дворянства, а с ним - и роскошь летних загородных резиденций знатных российских вельмож.
     Сын графа П.Б.Шереметева Николай Петрович (1751 - 1809 гг.) поначалу поддерживал былую славу Кускова, но другая шереметевская усадьба - Останкино - целиком захватила его мысли и превратилась во дворец-театр, привлекавший уже не просто праздную богатую публику, а истинных знатоков и ценителей прекрасного.
     После Отечественной войны 1812 года разграбленная французскими войсками усадьба опустела и оставалась такой до 1871 года, когда представители нового поколения Шереметевых восстановили дворец с усадебными постройками, часть парка с павильонами, Большой и несколько малых прудов.
     В последующие десятилетия Москва расширялась, расстраивалась и всё больше захватывала окрестные земли. Пространства кусковской усадьбы значительно сократились - осталось лишь так называемое "ядро". Но сохранились гравюры, запечатлевшие панораму и архитектурные красоты усадьбы. Ныне их можно увидеть в постоянной экспозиции в залах дворца, на выставках в различных постройках всего усадебного комплекса, ставшего уже в наше время музеем.
     После масштабных реставрационных работ, проведённых в 1960-х годах минувшего столетия, "Государственный музей керамики и усадьба Кусково XVIII века" и по сей день предоставляет москвичам и гостям столицы возможность прикоснуться к частице русской культуры и русской истории, почувствовать себя наследниками её славного прошлого.