Событие
(ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)
Театр
(В ФЕСТИВАЛЬНОМ МИРЕ)
Театр
(ПРОФЕССИЯ - ВОЛШЕБНИК)
Форум
("МИР ПОСЛЕ ВОЙНЫ")
Состав ученого совета
(Московского института социально - культурных программ)
Очаг культуры
(ДОМ С ОКНАМИ В БУДУЩЕЕ)
Рядом с нами
("АЙБОЛИТ" ИЗ ДК "РУБЛЕВО")
Музеи
(КУСКОВО)
Музеи
(ПЕРВЫЙ МЕЦЕНАТСКИЙ)
Фестиваль
(19 ОКТЯБРЯ 2005 ГОДА)
Памяти великого поэта
("ГОРИ, ЗВЕЗДА МОЯ, НЕ ПАДАЙ...")
Юбилей
(ЕДИНСТВЕННОЕ В РОССИИ)
Зона отдыха
(ФИЛИ)
Культ личностей
(ОЛЕГ ГАЛАХОВ: "Современный композитор должен быть дерзким в своих творческих поисках")
Культ личностей
(СЛУЖЕНИЕ ВЫСОКИМ ИДЕАЛАМ)
Культ личностей
(АЛЕКСАНДР ВЛАСЕНКО: "Лицо Москвы не повторимо")
|
Олег Галахов:
"Современный композитор должен быть дерзким в своих творческих поисках"
Виктор НАДЕЖДИН
Прошёл XXVII Международный фестиваль современной музыки "Московская осень". О его концепции и о многом другом нам рассказал председатель Союза московских композиторов и оргкомитета фестиваля, заслуженный деятель искусств России, композитор Олег Галахов, отметивший недавно своё 60-летие.
Его действительно можно назвать счастливым композитором, каким он сам себя ощущает. Музыку композитора Олега Галахова исполняли и издавали. Его произведения играли и играют выдающиеся музыканты современности. Это ли не счастье для композитора? Однако сочинение музыки - не единственное, чему Олег Борисович отдаёт все свои духовные и физические силы. Наряду с композиторским даром он обладает ещё и талантом организатора, руководителя, отдавая большую часть своего "композиторского времени" делам Союза композиторов Москвы. Кажется, что своеобразным девизом его жизни являются слова Льва Толстого о том, что "никакая художническая струя не увольняет от участия в общественной жизни".
Нынешний год - юбилейный для композитора. Пожалуй, трудно найти лучший повод, чтобы, с одной стороны, подвести какие-то творческие итоги, а с другой - быть может, напротив, что-то оценить по-новому.
- В моей жизни так счастливо сложилось, - вспоминает композитор, - что с самого начала, как только я серьёзно занимался музыкой, то оказывался рядом с какими-нибудь выдающимися людьми... Родился я в Донбассе, в городе Горловка. Мой отец был военнослужащим, а когда он ушёл в отставку, ему была предложена руководящая должность. Можно сказать, что он практически был хозяйственным руководителем города. И одним из его первых начинаний стало строительство музыкальной школы в Горловке. Так, по инициативе отца там была построена большая и красивая музыкальная школа в стиле "советский ампир" - с массивными колоннами, просторными холлами, достаточным количеством классов и концертным залом, где свободно размещался симфонический оркестр... Чтобы привлечь для работы в школе педагогов и обеспечить её необходимым преподавательским составом (профессиональных музыкантов в городе для этого было недостаточно), городские власти стали предоставлять жильё педагогам-музыкантам из других городов. У меня, например, была учительница, приехавшая из Одессы, Мария Израилевна Гринблат, в своё время закончившая школу Столярского. Пианистка и музыковед, она была образованнейшим человеком. И мне посчастливилось у неё учиться.
По настоятельной рекомендации Марии Израилевны, угадавшей в своём ученике незаурядные способности, Олег поступил в Донецкое музыкальное училище на фортепианное отделение. И почти сразу же начал параллельно заниматься и на теоретическом отделении.
...Однажды в училище к Галахову подошёл известный украинский композитор Альберт Водовозов и спросил, может ли он подбирать и импровизировать на рояле. Получив утвердительный ответ, он сыграл начало фортепианной прелюдии и предложил молодому музыканту дописать её и принести через неделю готовое сочинение. Стремясь справиться с этим заданием, Олег неожиданно для себя почувствовал, что буквально не может оторваться от такого интересного и увлекательного занятия, как сочинение музыки... С того момента он стал серьёзно относиться к своим занятиям композицией. Будущий композитор вдруг осознал, что по-другому стал слышать и воспринимать те произведения, которые он играл на фортепиано или анализировал на занятиях теорией музыки.
Но, пожалуй, окончательному решению стать композитором способствовала встреча с Родионом Щедриным, приехавшим в Донецк на свой авторский концерт (это было в 1964 году - И.Н.). На нём прозвучали такие сочинения Щедрина, как Первый концерт для фортепиано с оркестром в исполнении симфонического оркестра Донецкой филармонии и автора (как известно, Щедрин ещё и блистательный пианист), первая тетрадь цикла "Прелюдии и фуги" для фортепиано и другие пьесы, вошедшие впоследствии в знаменитый "Альбом для юношества".
- Помимо авторского концерта Щедрина, состоялась встреча студентов и преподавателей музыкального училища с Родионом Константиновичем. Меня показали ему как композитора. Он дал мне свои рекомендации, посоветовал, на что следует обратить внимание, и оставил свой московский телефон, сказав: "Когда окончите училище, приезжайте в Москву поступать в консерваторию". Так я и сделал. И уже став студентом композиторского факультета Московской консерватории, написал заявление в класс Родиона Константиновича Щедрина, мечтая учиться именно у него. Для каждого из нас, кто учился у Щедрина, - Игоря Кефалиди, Юрия Маркина, Бориса Гецелева (он совершенствовался у него в аспирантуре), композитора из Болгарии Георгия Минчева и многих других - авторитет этого Музыканта (с большой буквы), выдающегося композитора, талантливого пианиста, замечательного педагога, наконец, энергичного музыкально-общественного деятеля, был и остаётся непререкаемым. Мы не пропускали ни одной премьеры его музыки.
Говоря об учителях Галахова, нельзя не назвать и Тихона Николаевича Хренникова. Когда Олег перешёл на 5-й курс консерватории, так случилось, что Родион Константинович Щедрин (так же, как и Андрей Яковлевич Эшпай) под давлением обстоятельств вынужден был покинуть стены вуза и, уходя, договорился о переводе своего ученика в класс Т.Н.Хренникова. По словам многочисленных учеников последнего, Тихон Николаевич, сам познавший все тайны композиторского мастерства, приучает своих учеников требовательно относиться к каждому такту сочиняемой музыки, учит профессионализму, мастерству и в то же время терпению и трудолюбию. Таким образом, готовясь к государственному экзамену, молодой композитор показывал сочинения двум своим наставникам - и Хренникову, и Щедрину.
К моменту окончания консерватории
Олегом Галаховым была написана кантата-поэма "Двадцать шесть" для
чтеца, меццо-сопрано, смешанного хора, органа и симфонического оркестра
на стихи Н.Асеева. Это сочинение было записано на грампластинку
в исполнении Государственного академического симфонического оркестра
и Государственной академической хоровой капеллы России им. А.Юрлова
и неоднократно звучало со сцены в нашей стране и за рубежом.
В своём творчестве Галахов обращается к различным приёмам современной композиторской техники, никогда не останавливаясь на достигнутом. Что касается жанровой системы творчества композитора, то в его "композиторском портфеле" есть сочинения различных жанров. Среди них - оратория "Исторические песни" для солистов, фольклорного и инструментального ансамблей (слова народные, собранные А.С.Пушкиным в Оренбургской области) и кантата "Песня о нашей земле" для большого детского хора и симфонического оркестра (помимо названной выше кантаты-поэмы), симфония "Новый сад" и "Голос" - обращение к Ахматовой" для меццо-сопрано, мужского хора, органа, скрипки и челесты (на стихи А.Ахматовой), музыкальная сказка "Самая красивая", "Японский триптих" для баса и фортепиано, Струнный квартет и другие камерно-инструментальные, вокальные, органные, хоровые произведения, музыка к кинофильмам и телеспектаклям.
- Современный композитор должен быть дерзким в своих творческих поисках, а также быть в курсе всех событий, всего того, что происходит в музыкальном мире, - считает Олег Борисович. - Даже то, что не близко его индивидуальности, он должен знать. Ему необходимо быть в высшей степени музыкально осведомленным. А то, что он не принимает в музыке других композиторов, не что иное, на мой взгляд, как выражение отличий его собственного стиля от стиля их музыки. Знать это необходимо в том числе и для того, чтобы оставаться самим собой... Ведь композитор, как говорил мой учитель Родион Щедрин, - не только чисто композиторский дар, ниспосланный ему свыше, а целый ряд и других способностей музыканта, его дополняющих. Он очень образно сравнивал это с набором цветных карандашей, который может состоять из 6-ти цветов, а может - из 12-ти, 24-х или даже 48-ми... И чем больше в тебе таких оттенков твоего таланта, тем лучше.
Вероятно, многие музыканты согласятся, что важным событием культурной жизни в нашей стране, инспирированным в том числе и Олегом Галаховым, стало рождение фестиваля "Московская осень". В 1979 году по инициативе Бориса Михайловича Терентьева, тогдашнего председателя Московского союза композиторов, и возник этот фестиваль. Галахов был в то время его заместителем. С тех пор ежегодно московские композиторы представляют своё творчество во всех жанрах.
- Конечно, за прошедшие десятилетия фестиваль переживал разные времена - и взлёты, и падения, и снова взлёты. В него верили и не верили, нередко критиковали. Но я считаю, что такой фестиваль необходим нам как воздух. Современная музыка (особенно в последние полтора десятилетия) представлена внутри фестиваля масштабными тематическими блоками. И то, что фактически с 1994 года фестиваль стал международным, т. е. начал приглашать исполнителей и композиторов из многих стран, бесспорно, большой шаг вперёд. По сути, это фестиваль премьер и главная его задача - организовывать первые исполнения произведений современных композиторов.
Можно без всякого преувеличения сказать, что во многом благодаря деятельности Олега Галахова Международный фестиваль современной музыки "Московская осень" не только жив, но и продолжает развиваться, вовлекая в свою орбиту и открывая слушателям новые имена. Поэтому, поздравляя композитора с юбилеем, хочется пожелать ему дальнейшей полнокровной творческой, общественной жизни и новых интересных произведений.
|