Главная     Редакция     Архив     2(18)/2005  
 

Ратная память Москвы
(БУДНИ МПВО. ЗАЩИТНИКИ ЧИСТОГО НЕБА)


К 60-летию Великой Победы
(«ВЕЛИКАЯ ЖЕРТВА» НИКОЛАЯ БУРЕЙЧЕНКО)


Живопись
(МОСКВА ВАСИЛИЯ БУБНОВА)


Театр
(НА ОКРАИНЕ)


Театр
(«НАМ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ»)


Театр
(«КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ»?)


Улицы Москвы
(ПЯТНИЦКАЯ)


Выставка-ярмарка
(СЛАВЯНСКАЯ КНИЖНАЯ)


Рядом с нами
(ВСЕМОГУЩИЙ УПРАВИТЕЛЬ
БОГАТСТВОМ КНИЖНЫХ ПОЛОК)


Проблема
(КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)


Семейные традиции
(«СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД»)


Культ личностей
(ХУДОЖНИК В ОКЕАНЕ)


Кредо
(«СНИМАЕТ НЕ КАМЕРА, СНИМАЕТ СЕРДЦЕ»)


"НАМ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ"

Наталья ВАИМУГИНА

Недавно на замечательном событии в культурной жизни нашей столицы - 30-летии Московского театра русской драмы "Камерная сцена", просматривая вместе со всем переполненным зрительным залом самодеятельный театральный любительский фильм "Нам 30 лет", я неожиданно для себя почувствовала свою причастность к жизни не только этого небольшого театрального коллектива, но и родство, идентичность жизненного пути огромной части молодёжи 60-х -70-х годов прошлого столетия.

Оттепель 60-х годов после бурных, подчас трагических, событий первой половины XX века стала менять народное сознание. Молодёжь, впоследствии называемая шестидесятниками и семидесятниками, стояла на распутье: "Быть или не быть?" или, что по-русски, "Жить или не жить?", как заметил режиссёр камерного театра Михаил Щепенко. В те времена сей вечный вопрос скорее сводился для каждого к проблеме ~ идти или не идти по начертанному партией и правительством пути. Одна часть атеистической молодёжи следовала за официальными призывами не задумываясь, но были и такие, которые занялись поисками новых, как им казалось, жизненных идей. К тому времени уже уставшее от плакатных призывов "Даёшь!" народное сознание потребовало, наконец, "Дай!" и потянулось кто к чисто материальным благам, породив вещизм, кто на Запад к так называемым западным ценностям, а кто и на Восток - к йоге, кабалистике, оккультизму. К сожалению, этот мощный всплеск духовности 60-х - 70-х годов для многих, успевших заразиться духом самовыражения, был сразу исчерпан, породив такое многообразие мировоззренческих течений в российском современном обществе, как экуменизм, западничество, язычество, оккультизм. Но иных русское "Жить!" вознесло к истокам, к тысячелетием выверенному нашим народом пути православия. Так и этот театральный коллектив, начав свой 30-летний путь как выразитель атеистического мировоззрения, "вернулся" на 80 лет назад, к основам русской и российской культур.
     Идеей основателя театра Михаила Григорьевича Щепенко было создание именно живого театра. Заложенные принципы: русская модель театра-общины, честное отношение к жизни, бескомпромиссное высказывание своих позиций, поиск истины, служение идее, а не стремление к самовыражению - легли в фундамент-основу будущего театра "Камерная сцена" и "выстроили" именно христианское мировоззрение театра. Созданный супружеской парой - выпускником Щукинского театрального училища Михаилом Щепенко и актрисой Тамарой Басниной - театральный кружок при МХТИ имени Менделеева перерос в "Театр-студию на улице Чехова" и уже в 1987 году получил профессиональный статус и название "Камерная сцена".
     Сегодня в труппе 21 актёр. Неизменны руководители, с которыми рука об руку трудятся такие преданные им "соискатели истины", как удостоенные в минувшем году звания "Заслуженный артист России" Аркадий Аверин, Валерий Андреев, Юлия Щепенко, Валерия Олефир, Алексей Савченко, чьи судьбы глубоко связаны с судьбой театра. При "Камерной сцене" действуют детская и юношеская театральные студии.
     Интересен репертуар театра: "Царь Федор Иоаннович" А.Толстого, "Куликово поле" И.Шмелёва, "Женитьба" Н. Гоголя, "Муромское чудо" Г.Юдина, "Ангел Скорбное понимание" В.Москаленко, "И виждь, и внемли..." М.Щепенко, "Беда от нежного сердца" В.Сологуба и М.Щепенко. Каждое театральное действо театра - это речение коллективного театрального разума: "Люди, смотрите и думайте", который ни в коем случае не навязывает своих идей, а старается реальными средствами показать правду жизни, призывает научиться отличать её от многочисленных замысловатых подмен, не умаляя достоинства ни одного из персонажей, даже заведомо отрицательных.
     Каждый артист театра живёт своей ролью, проигрывая "свою" правоту, по выражению актёра Валерия Андреева, так: "Я люблю удивлять зрителя, но не ради того, чтобы удивить, а ради правды жизни". В спектакле "Царь Фёдор Иоаннович" это чувствуется особенно. Так, М.Щепенко в роли сына Иоанна Грозного, Аркадий Аверин в роли Василия Шуйского, Алексей Савченко в роли будущего царя Бориса Годунова стараются каждый "отстоять" перед зрителем "свою" жизненную позицию, утвердиться в "личностной" правоте. А зрителю самому решать, что приоритетнее в жизни - служение Отечеству "духом", пребывая в бездействии, как царь Фёдор Иоаннович, или могучими государственными делами, считая возможным ради них попирать духовные ценности, как Борис Годунов, а может, прав ярый защитник народных устоев В.Шуйский в своём обречённом заговоре?
     А вот в весёлом водевиле "Беда от нежного сердца" особенно думать не приходится, все герои, и положительные, и заведомо отрицательные, хороши и непринуждённы, даже слишком. Но спектакль увлекает зрителя не "разумом", а "сердцем" - нравственным чувством, заставляя многих даже плакать и от умиления, и от радости. Добро побеждает! А разве в жизни не так? "Артисты и в жизни стараются жить по тем законам, которые проповедуют на сцене", - сказал на театральном юбилее М. Щепенко.
     На юбилейном празднестве много говорилось о том, что театр вошёл в полосу зрелости и готов к созданию собственной академической школы. Кажется, что эти утверждения преждевременны. И вот почему.
     Сам руководитель театра Михаил Григорьевич Щепенко, окончивший Свято-Тихоновский богословский институт, утверждает, что путь к вере - это прежде всего изменение образа жизни, и процесс этот длительный и многотрудный. Мастерская его вместе со многими и многими, пришедшими сегодня к православию, только начинает жить нормальной жизнью, и совершенно естественно, что пора зрелости ещё не так близка, как представляется и как хотелось бы.
     Думается, что у театра русской драмы "Камерная сцена" и у всех российских театров христианской направленности в перспективе вырисовываются по меньшей мере два пути: путь развития до миссионерского театра и путь создания академической школы духовного театра.
     По первому пути театральный коллектив уже шагает уверенно. Ведь творчество М.Г.Щепенко соединяет в себе своеобразным, присущим только ему образом две общепризнанные сегодня в мире реалистические театральные школы - русскую и западную: школу переживания и школу представления. Беря за основу в своём творчестве русскую реалистическую школу переживания Станиславского, автору постановок без владения навыками школы представления трудно было бы осуществить свои творческие задумки. В его спектаклях на крошечном пространстве разворачиваются события, вмещающие далеко не камерные объемы и временные интервалы. Владение мастерством, идущим от западной школы представления, которые он получил в Щукинском театральном училище, усиливает, украшает, делает более доходчивым для зрителей театральный язык постановок. Тяжёлый путь богоискательства сплотил, укрепил и обогатил коллектив, помог отточить сценическое искусство, научил устанавливать диалог со зрителем. Михаил Щепенко изнутри понимает состояние души сегодняшнего среднестатистического российского человека, ещё не нашедшего себя в современном мире, а значит, силой своего искусства вполне способен зажечь в нём искру веры.
     С другой стороны, русская академическая школа возникла в начале прошлого века. Выросшая из школы переживания Малого театра, обогащённая идеями Станиславского и Немировича-Данченко в знаменитом МХАТе, она являлась сугубо светской. Перед сегодняшней Россией, переболевшей атеизмом, но далеко ещё не излечившейся, стоит насущная проблема вернуться (буквально: стать верной) к прежнему своему великому духовному состоянию. В российское общество надо вернуть образ Христа Спасителя. Эта задача - миссионерская. "Моя жизнь - во Христе и в искусстве, и я стараюсь в меру своих сил и возможностей всё это соединить" - так звучит кредо главного режиссёра театра. Создание в России миссионерского христианского театра на базе школы Станиславского внесёт огромный вклад в развитие русского театрального искусства.
     Второй путь - самый тяжелый, так как он совершенно не изведан. Это едва намеченная школа духовного православного театра, создание принципиально новых театральных приёмов, нового изобразительного языка.
     И по какому бы пути-дороге ни пошёл одухотворённый православием русский драматический театр "Камерная сцена", всё самое важное и большое у него только начинается.