Ратная память Москвы
(БУДНИ МПВО. ЗАЩИТНИКИ ЧИСТОГО НЕБА)
К 60-летию Великой Победы
(«ВЕЛИКАЯ ЖЕРТВА» НИКОЛАЯ БУРЕЙЧЕНКО)
Живопись
(МОСКВА ВАСИЛИЯ БУБНОВА)
Театр
(НА ОКРАИНЕ)
Театр
(«НАМ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ»)
Театр
(«КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ»?)
Улицы Москвы
(ПЯТНИЦКАЯ)
Выставка-ярмарка
(СЛАВЯНСКАЯ КНИЖНАЯ)
Рядом с нами
(ВСЕМОГУЩИЙ УПРАВИТЕЛЬ
БОГАТСТВОМ КНИЖНЫХ ПОЛОК)
Проблема
(КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)
Семейные традиции
(«СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД»)
Культ личностей
(ХУДОЖНИК В ОКЕАНЕ)
Кредо
(«СНИМАЕТ НЕ КАМЕРА, СНИМАЕТ СЕРДЦЕ»)
|
КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИИ
Виктор ДОНСКОЙ, Елена ЛАДЕНКОВА,
сотрудники Единого научно-методического центра Комитета по культуре города Москвы
Деловая культура - часть культуры общества и, следовательно, отражает его особенности, В каждом виде деятельности есть своя деловая культура.
Деловая культура имеет в России свою давнюю историю.
Деловое взаимодействие было преимущественно открытым, многое определяло честное слово купца. Сформировались весьма твёрдые, если не сказать жёсткие, правила. Предпринимательство развивалось как семейное дело, которое передавалось из поколения в поколение подчас не одно столетие. Такая практика была мощнейшим стимулом для создания особых этических норм бизнеса. Купеческие и промышленные династии пеклись о своём честном имени ничуть не меньше, чем дворянство. И само государство поощряло развитие торгово-промышленного сословия. Была введена оказавшая положительное влияние градация купцов по гильдиям в зависимости от их положения в обществе и размера капитала. Оказаться исключённым из гильдии считалось большим позором. Кстати, большинство из нас и не знает, что слово "разгильдяй" первоначально означало "человек, изгнанный из гильдии".
Сформировавшаяся столетиями деловая культура была разрушена в 1917 году. На её месте появились отношения нового характера. Они были связаны с государственной, общественной собственностью. Структура управления предполагала иерархическое строение и подчинение сверху донизу. Исполнительность, чувство долга чаще всего ценились выше, чем инициатива, активность, способность самостоятельно мыслить.
С конца 80-х годов прошлого столетия в стране началось возрождение предпринимательской деятельности и формирование новой деловой культуры. Однако этот процесс происходит в сложных экономических и социальных условиях. В настоящее время наблюдается углубление социального неравенства в оплате труда. Резкий разрыв в зарплате даже высококвалифицированных категорий работников, снижение уровня жизни подавляющей части населения отражаются на отсутствии мотивации к честному труду, особенно среди молодёжи. По данным Института профессионального самоопределения, 85% старшеклассников считают, что в современных условиях честным трудом нельзя обеспечить себе достойное существование, а 90% полагают, что соблюдение нравственных норм не обеспечивает престижности и успешности труда.
В Москве сформирован класс преуспевающих предпринимателей и квалифицированных профессионалов среднего звена управления и их помощников. Благодаря не только собственной предприимчивости, организаторским способностям, знанию своего дела, работоспособности, но и изворотливости, покровительству "сильных мира сего", а иногда и связям с преступным миром они сумели обеспечить себе безбедное существование. С одной стороны, это отражается на характере деловой культуры, с другой - выражает её особенности.
Деловая культура в широком понимании - это ценности и отношение к труду вообще, в узком - культура современного предпринимателя: руководителя, каждого работника, сотрудника фирмы, учреждения, организации. Глубинная структура культурных установок, образно говоря, и есть та самая невидимая рука, которая в любой культуре направляет экономическую деятельность. Именно культурные предпочтения и ценности составляют фундамент национальной идентичности и источник экономической мощи или слабости. Этика и культура стоят во главе угла при объяснении особенностей экономической жизни стран.
Г. Хофстед в своей книге "Влияние культуры: международные различия в отношении к труду" определяет четыре фактора различия в деловых культурах, существующих в мире.
Первый - это коллективизм-индивидуализм, по которому россияне располагают себя на первом полюсе, а европейцев - на втором. Второй фактор - устойчивость-развитие: одним культурам дороже безопасность, предсказуемость, устойчивость, другим - развитие, улучшение даже ценой риска. Третий - это восприятие неравенства; восточные общества весьма привычны к нему, а европейские - нет. Наконец, четвёртый - отношение к женщине (должна ли она работать, сколько может получать, каковы её трудовые права и т.п.).
Есть и другие важнейшие различия в деловых культурах:
по склонности искать универсальные законы развития или исключения из этих законов;
по способности разрушать созданное ради расчистки места для нового;
по способности свободно заимствовать что-либо из внешнего мира, причём этой способности противопоставлено стремление опираться в основном на собственные силы;
по склонности к последовательным или синхронным действиям (например, скандинавы и немцы любят делать дела одно за другим, испанцы и итальянцы легко делают несколько дел одновременно, россияне относятся скорее ко второму типу, но качества первого типа у нас в очень большой цене).
Деловые культуры по-разному признают и статус работника: он соответствует либо его послужному списку, либо достигнутым успехам. Чему ты обязан своим служебным положением - выслуге лет или ярким достижениям? В России выслуга лет играет большую роль, а человек, выдвинувшийся слишком быстро благодаря своим успехам, до недавних пор считался выскочкой. Последнее различие - это противоречие между равенством и иерархией. Человеку одновременно необходимы и равенство стартовых возможностей по сравнению с другими, и сознание того, что даже в случае личной неудачи ему будет гарантировано определённое место в иерархии - хотя бы за прошлые заслуги.
В западноевропейской деловой культуре сформировались ценности, определяющие деятельность предпринимателей. К ним относятся: созидательность, независимость, взаимополезность. Какие ценности, образцы, оправдавшие себя в других странах, мы должны освоить, а какие - нет? Если Россия станет рыночной страной западного образца, мы тем не менее не должны утратить специфические черты российской деловой культуры. Важно развивать то позитивное, что есть у нас, изучить исторические традиции и построить свою современную деловую культуру.
Основу современных деловых отношений должны составлять такие нравственные нормы, как честность, добросовестность, умение превращать личный интерес в общественное благо, здоровое честолюбие, искренность, уверенность в собственных возможностях, забота о справедливом распределении прибыли между всеми, кто принимал участие в её создании, отсутствие культа денег и рассмотрение их как средства достижения цели, чистота репутации, надёжность, благожелательность, взаимное уважение руководства и подчинённых.
Исследования Единого научно-методического центра Комитета по культуре города Москвы и Института социально-политических исследований Российской академии наук позволяют сделать следующие выводы. Мировоззрение населения, особенно молодёжи, становится всё более индивидуальным. Значительная часть молодых специалистов не может выдержать конкурентной борьбы из-за отсутствия навыков работы в коллективе. Первое, что необходимо для счастья, по мнению участников опроса в возрасте до 30 лет, это деньги, второе - здоровье, третье - семья. Ложь в угоду личным интересам всё меньше относится к тем проступкам, которые нельзя оправдать. Экономические интересы, социальная обособленность, замкнутость прослеживаются более чем у 71% опрошенных. Профессиональный рост, карьера почти не связаны у них со стремлением своей деятельностью приносить пользу обществу, возможностью жить по совести, служить своему Отечеству. Среди ценностей доминируют: самореализация, материальный успех, благополучие родных, возможность занять достойное положение в обществе. Такие средства, как высокое положение родителей, родственников или влиятельных покровителей, наличие денег и умение себя защищать, для них столь же значимы.
Подобное положение складывалось под влиянием окружающей действительности, собственного опыта, опыта родных, друзей, реальной деловой культуры. Оценка качеств российских предпринимателей населением и экспертами показывает, что лидируют энергичность, инициативность, находчивость, хорошие организаторские способности. Среди негативных оценок - рвачество, стремление к лёгкой наживе, безразличие к общественным проблемам, интересам, непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах, потребительское отношение к людям, кичливость, самореклама, хвастовство.
Деловая корпоративная культура в тех или иных проявлениях существует практически в любой организации с момента её образования. Только в одних случаях это целая система, в других - листок на стене, рекомендующий курение в отведённых для этого местах. Но речь должна идти о нормах и ценностях, которые регулируют деятельность организации, поднимают её авторитет, увеличивают её привлекательность для сотрудников, партнёров, инвесторов и способствуют достижению, сохранению и развитию успеха в работе.
Практика свидетельствует, что выполнение рекомендаций по деловой культуре поведения способно помочь преобразить компанию, организацию, сплотить коллектив, создать в нём благоприятную психологическую атмосферу, развить у сотрудников лояльное отношение к организации, творческий подход к делу. Результатом должна стать система корпоративной культуры, позитивная среда, в которой проявятся и разовьются способности каждого сотрудника.
Подлинная культура человека не может быть заменена образованностью, точнее, обученностью, знаниями, умениями и навыками. Учебные заведения, общественные институты готовят профессионалов, но не всегда людей духовных, культурных. По мнению опрошенных студентов, институтская жизнь, кроме учёбы в регламентированные расписанием часы, почти ничем не заполнена. Лишь изредка проводятся музыкальные и литературные вечера, творческие конференции, лекции и доклады на актуальные темы. Не организуются вечера вопросов и ответов, дискуссии на актуальные темы, встречи с деятелями культуры и искусства, учёными. А ведь культурными людьми не рождаются, ими становятся посредством приобщения к лучшим достижениям мировой и отечественной культуры, искусства, традициям и новациям.
В Национальной программе "Российская деловая культура" названы принципы ведения дел в России:
1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли;
2. Уважай участников общего дела - это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств;
3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способа достижения деловых целей;
4. Всегда веди дело сообразно средствам;
5. Оправдывай доверие. В нём - основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного человека. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнёра;
6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надёжный партнёр тот, который тоже выиграет от сделки;
7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти;
8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов;
9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания;
10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе;
11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными всем;
12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они просто другие.
Для России вопрос деловой культуры отнюдь не частный, касающийся исключительно сферы бизнеса, ведения дел. Это - проблема экономического прогресса, нашего будущего. Страна, не способная выработать позитивную культуру деловых отношений и внедрить её в практику, обречена на экономическое прозябание.
|