Главная     Редакция     Архив     2(18)/2005  
 

Ратная память Москвы
(БУДНИ МПВО. ЗАЩИТНИКИ ЧИСТОГО НЕБА)


К 60-летию Великой Победы
(«ВЕЛИКАЯ ЖЕРТВА» НИКОЛАЯ БУРЕЙЧЕНКО)


Живопись
(МОСКВА ВАСИЛИЯ БУБНОВА)


Театр
(НА ОКРАИНЕ)


Театр
(«НАМ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ»)


Театр
(«КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ»?)


Улицы Москвы
(ПЯТНИЦКАЯ)


Выставка-ярмарка
(СЛАВЯНСКАЯ КНИЖНАЯ)


Рядом с нами
(ВСЕМОГУЩИЙ УПРАВИТЕЛЬ
БОГАТСТВОМ КНИЖНЫХ ПОЛОК)


Проблема
(КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)


Семейные традиции
(«СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД»)


Культ личностей
(ХУДОЖНИК В ОКЕАНЕ)


Кредо
(«СНИМАЕТ НЕ КАМЕРА, СНИМАЕТ СЕРДЦЕ»)


ПЯТНИЦКАЯ

Людмила ГУСАРОВА

Пятницкая улица находится между Водоотводным каналом и Добрынинской площадью и является главной магистралью Замоскворечья - очень своеобразного и богатого историей района нашей столицы.

Это одна из древнейших улиц Москвы. Она была проложена в Замоскворечье, когда здесь ещё стояли леса, доходившие до берега Москвы-реки. По улице проходила большая торговая дорога на Рязань и другие города юга России. Первое летописное упоминание об этой территории относится к 1365 г. Тогда она именовалась Заречье.
     Замоскворечье почти каждую весну заливалось паводковыми водами. С юга по этой местности к Кремлю часто устремлялись орды кочевников, уничтожая всё на своём пути. Но Замоскворечье упорно заселялось и застраивалось: в курных избах и лачугах поначалу обитали люди зависимые - холопы, смерды. По мере усиления русского государства Замоскворечье стало застраиваться основательней и плотнее. Здесь оседали ремесленники, торговцы. Иван Грозный поселил сюда же стрельцов. Царь Фёдор Иоаннович повелел в 1591 г. окружить Москву 14-вёрстным земляным валом, и Замоскворечье получило прикрытие от внешних врагов. В ХУШ в. оно стало заселяться купечеством и служилым дворянством, которое застраивало его пышными палатами и особняками.
     С развитием капитализма в Замоскворечье появляются промышленные предприятия, район заполняет рабочий люд.
     Пятницкую улицу по характеру застройки можно разделить на две части: до Климентьевского переулка и после него.
     В начале Пятницкой за Чугунным мостом через Водоотводный канал начинаются Овчинниковская набережная и два одноимённых переулка. Их названия напоминают об Овчинной слободе ХУП в., жители которой выделывали овчины и обрабатывали овечью шерсть для царского двора. Левая сторона Пятницкой улицы плотно застроена разнородными зданиями, по преимуществу торговыми. Трёхэтажный угловой дом № 1 принадлежал известным виноторговцам Смирновым, в первую мировую войну в нём был устроен лазарет, использованный в октябре 1917г. для раненых красноармейцев. После революции в доме помещались учреждения здравоохранения, в частности долгое время пребывал Институт гигиены имени Эрисмана. Дома №№ V и 11 - несомненно, особняки начала XIX в. Дом № 13, построенный в 1909 г., - яркий образец московского модерна, а дом № 19, украшенный тонкой узорчатой лепниной и коринфскими пилястрами, - творение неизвестного зодчего конца ХУШ в. За двухэтажным домом № 21, построенным после пожара 1812 г., линия домов прерывается.
     На противоположной стороне Пятницкой улицы уходит направо Черниговский переулок. Здесь всё дышит стариной: тесный, изогнутый тремя коленами проезд, узкие тротуары, стены древних храмов... Церковь Иоанна Предтечи "под бором" (дом № 2) находится на месте древней деревянной церкви, которая не сохранилась. Храм, который существует сейчас, построен в ХУ1 - ХУП вв.( предположительно его строил зодчий Алевиз Фрязин), а его трёхъярусная колокольня сооружена в 1753 г. Соседняя церковь Черниговских чудотворцев (дом № 3) возведена в ХУП в. в память о черниговском князе Михаиле и боярине Фёдоре, убитых при поездке в Золотую Орду. В них в советские времена находился ассортиментный зал НИИ стекла, работали выставки стекла и хрусталя. В наше время храмы возвращены Русской православной церкви, ведутся реставрационные работы. В конце переулка (дом № 3) - городская усадьба первой трети ХУШ в., после её перестройки в начале XX в. в ней размещалась гимназия Косицына. Рядом сохранились палаты ХУП в., входившие в состав усадьбы.
     Сразу за Черниговским переулком вдоль Пятницкой тянется фасад длинного двухэтажного дома (№ 6). Это палаты ХУП столетия, перестроенные в конце ХУШ в. В этом доме родился и провёл детство поэт, автор слов многих известных песен В.И.Лебедев-Кумач. Одноэтажный дом с мезонином № 12, как и два соседних, принадлежал купцу В.В. Варгину. Дом связан с именем великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, который в 1857 г. снимал в этом доме квартиру, где работал над повестью "Казаки" и другими произведениями. В 1985 г. здесь открыт филиал Государственного музея Л.Н.Толстого. Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве писателя в Москве в 1850-е - 1860-е гг. В 1857 - 1858 гг. Лев Николаевич жил в меблированных комнатах Варгина (дом № 16).
     Дома №№ 16 и 18 - образцы архитектуры послепожарной Москвы. Строительство в Замоскворечье широко развернулось после окончания Отечественной войны 1812 г. Особенно интересен дом № 18 (архитектор О.Бове). Зодчий объединил шестиколонным ионическим портиком второй и третий этажи, увенчал его фронтоном, придал зданию торжественные черты и сделал сравнительно небольшой жилой дом на редкость величественным и нарядным. Дом принадлежал известному горнозаводчику Демидову.
     Следующий замечательный памятник улицы - монументальный шестиглавый храм св.Климента. Его можно назвать самым загадочным и самым впечатляющим памятником Замоскворечья. Поставленная с небольшим отступом от Пятницкой улицы, в глубине переулка, церковь сразу приковывает к себе внимание. По некоторым сведениям, храм был построен во времена императрицы Елизаветы Петровны канцлером А.П.Бетужевым-Рюминым в память о её восшествии на престол. Некоторые исследователи полагают, что средства дал табачный и винный откупщик, коллежский асессор Кузьма Матвеевич Матвеев, живший в этом приходе. Возможно, что участие в строительстве храма приняли оба. Имя архитектора тоже до сих пор остаётся неизвестным. Храм в стиле позднего барокко, как полагают некоторые исследователи, строил П.А.Трезини (другие считают, что А.П.Евлашов). Традиционное пятиглавие здесь решено сочетанием мощного центрального объёма, перекрытого куполом, с четырьмя круглыми высокими башнями под куполами. Нижний этаж рустован. Интерьер богато декорирован. Иконостас украшен деревянной скульптурой ХУП в. Постройка была завершена в 1774 г. Пурпурные стены и высокие, как башни, световые барабаны монументального храма украшены белоснежными сдвоенными коринфскими колоннами и декоративной лепниной. Окна обрамлены белокаменными наличниками, весь массив нижнего яруса сверху опоясывает ажурная железная решётка, с которой перекликается железная ограда церкви с вазами на столбах. Всё это архитектурное великолепие завершает могучее пятиглавие с центральным позолоченным куполом и четырьмя ярко-синими маковками в золотых звёздах. Это полное радости и красоты сооружение больше похоже на дворец, чем на храм. С 1934 г. храм занят под хранилище обменно-резервного фонда Российской государственной библиотеки. При храме в наши дни сформировалась община прихожан, проводятся службы, но храм находится в тяжёлом состоянии, необходима его скорейшая реставрация. По подсчетам специалистов, на неё требуется 100 - 125 млн. рублей. РПЦ ищет спонсоров и меценатов, собирает пожертвования. Место, где построен этот храм, памятно по событиям 1612г. Здесь стоял острожек (деревянное земляное укрепление заставы). В 1662 г. во время польско-шведской интервенции именно тут произошла героическая схватка отряда казаков с войском польского гетмана Хоткевича, после которой интервенты были вынуждены спасаться бегством. Этому историческому событию посвящена одна из сцен пьесы А.Н.Островского "Козьма Захарьич Минин-Сухорук". Дома №№ 30 и 40 характерны для Замоскворечья первой половины XIX в.: с амбарами, конюшнями, сараями (некоторые из этих хозяйственных построек сохранились до наших дней). Именно в таких домах обитали герои А.Н.Островского -богатые купцы, промотавшиеся господа, в них снимали квартиры бедные чиновники типа Жадова из "Доходного места".
     Отличными образцами архитектуры первой трети XIX в. являются хорошо сохранившиеся дома №№ 42, 44, 46. В последнем до 1918г. жил видный советский кинорежиссёр Я.А.Протазанов.
     С именем Якова Александровича Протазанова (1881 - 1945 гг.) тесно связана история русского дореволюционного кинематографа. Он снял около 80-ти фильмов. Наиболее известна экранизация произведения Л.Н.Толстого "Отец Сергий". С особой силой его яркое режиссёрское дарование проявилось в советский период. Среди фильмов, снятых Протазановым, до сих пор пользуются популярностью сатирические комедии "Закройщик из Торжка", "Праздник святого Йоргена",
      "Процесс о трёх миллионах". В 1937 г. Протазанов поставил фильм по произведению А.Н.Островского "Бесприданница", который стал одной из лучших советских экранизаций русской классической драматургии.
     Старинное здание под №48 в 1922г. занял Биологический институт имени К.А.Тимирязева, который возглавлял известный ученый С.Г.Навашин. Позднее, в 1950-е гг., в нём размещался Институт высшей нервной деятельности Академии наук СССР. Соседний особняк, находящийся в глубине участка, также занят академическим учреждением - Астрономическим советом. До революции здесь располагалось профессиональное училище купчихи Лепешинской.
     Особняк под № 50 в начале 1970-х гг. переоборудован для Автопромимпорта. Далее расположены бывшие купеческие дома XIX в. Пышно и затейливо оформленный особняк под № 64 (архитектор С.В.Шервуд) после 1917 г. занимал Замоскворецкий райком РКП(б). В нём состоял на партийном учёте В.И.Ленин. Ныне здесь помещаются мастерские института "Моспроект-3".
     Необычной конфигурацией и разрезом окон привлекает внимание дом № 70, построенный в 1911 г. архитектором М.Я.Андреевым для гимназии Приклонской. Зодчий постарался отойти от казённого стандартного облика, присущего дореволюционным учебным заведениям, и в значительной степени цель была достигнута. В июле 1941 г. в нём, в помещении школы № 532, формировались подразделения 17-й дивизии народного ополчения Москворецкого района.
     В квартале между Пятницкой, Валовой, 2-м и 3-м Монетчиковыми переулками (названы по бывшей здесь слободе мастеров Кадашевского монетного двора) расположены корпуса 1-й Образцовой типографии. Она была создана в 1876 г. книгоиздателем И.Д.Сытиным, который печатал массовыми тиражами дешёвые издания русских и иностранных классиков, учебники, песенники, красочные лубки, энциклопедии. У видного издателя-просветителя в типографии бывали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.М.Горький. В 1912 - 1914 гг. в типографии работал наборщиком С.А.Есенин. В те годы он жил в соседнем Большом Строченовском переулке в доме № 24 (ныне в нём размещается Государственный музей Сергея Есенина).
     Прославившийся своими дешёвыми изданиями для народа, И.Д.Сытин продолжал участвовать в делах типографии и при советской власти. Сытинские печатники принимали активное участие в революции 1905 г., о чём напоминает мемориальная доска. Здание типографии сгорело в ходе революционных боёв. Нынешнее отстроено после 1905 г. по проекту архитектора А.Э.Эрихсона.
     Среди малоэтажной застройки Пятницкой улицы выделяются огромные здания. Жилой дом № 39, построенный в 1973 г., с магазином "Букур", в котором можно было купить приятные румынские вина, овощные консервы, компоты... В конце 1980-х гг. здесь размещался валютный магазин "Берёзка", в наши дни - крупное торговое предприятие "Трио-интерьер". Государственный комитет по телевидению и радиовещанию - дом № 25. Перед ним небольшая площадь, в центре которой круглый павильон станции метро "Новокузнецкая" (1943 - 1944 гг., архитекторы В.Г.Гельфрейх и И.Е.Рожин). Когда-то на этом месте стояла церковь Параскевы-Пятницы, которая и дала название улице (до этого улица называлась Большой). Церковь была построена в 1739 г. купцами Журавлёвыми, а колокольня пристроена 9-ю годами позже. Разрушена церковь в 1934 г. Здесь всегда многолюдно и оживлённо, территория густо заполнена ларьками, лотками и закусочными.
     На нечётной стороне улицы можно отметить дом № 41 - редакцию журнала "Иностранная литература". Здесь бывали его зарубежные авторы - Д.Присли, Ч. Сноу, Л.Ара-гон и др. Интересны ещё два памятника архитектуры: дома №№ 33 и 34. Дом № 33 - затейливый купеческий особняк конца XIX в., где жили выдающиеся учёные - президенты Академии наук СССР: геолог А.П.Карпинский и ботаник В.Л.Комаров. В 1950-х гг. в особняке разместился Институт истории искусств АН СССР, который возглавлял академик И.Э.Грабарь, а проживал Игорь Эммануилович в доме № 2. Теперь в доме № 33 находится Посольство Танзании. Рядом - дом № 35 в стиле классицизма, построенный богатой купеческой семьёй в конце ХУШ - начале XIX вв. С 1830-х гг. он был занят Пятницкой полицейской частью.
     Между Вишняковским и 1-м Новокузнецким переулками в годы первой мировой войны вырос массивный доходный дом № 53 (архитектор Ф.А.Ганешин), в 1940 г. достроенный двумя этажами. Другой многоэтажный дом № 59 появился уже в советское время, в 1937 г. В нём жил шахматист, чемпион мира 1963 - 1968 гг. Тигран Петросян. Нельзя не отметить, что Вишняковский переулок проходит по тем местам, где некогда стоял стрелецкий полк Вишнякова. На углу переулка под № 51 - очень своебразная церковь Троицы в Вишняках. Строивший её в 1822 - 1824 гг. замечательный зодчий А.Г.Григорьев был вынужден использовать часть стен церкви ХУП в., стоящей на этом месте. В советский период храм был закрыт. В 1990-е годы к закрытому ещё храму был переведён Свято-Тихоновский институт. 23 июня 1994 г. состоялся его первый выпуск. Выпускники получали дипломы из рук самого патриарха Московского и всея Руси Алексия П. Церковь была освящена 8 июня 1994г.
     Весьма оригинален решённый в готическом стиле пятиэтажный доходный дом под № 65 (1911 г., архитектор С.М.Гончаров).
     Этажность улицы к концу её постепенно возрастает. Дома №№ 74 и 76 строились в первую пятилетку: № 74 - для НИИ кожевенной промышленности, № 76 - для работников 1-й Образцовой типографии (после войны оба они были перестроены).
     Даже в советское время Пятницкая не утратила черт бойкой, шумной торговой артерии города. Она даже получила в свое время всесоюзную известность после выхода в кинопрокат фильма режиссёра А.М. Файнциммера "Трактир на Пятницкой" по одноимённой повести писателя Николая Леонова. Остросюжетный детектив переносил зрителей в годы нэпа. Фильм был лидером проката 1978 г.
     Сегодня Пятницкая улица сохранила свой торговый характер: на ней расположено несколько десятков магазинов, ресторанов, кафе, баров, пиццерий. Есть трактиры и даже корчма под названием "Тарас Бульба". Теснят друг друга арт-салоны, салоны мобильной связи, туристические фирмы. Уютно расположились офисы Альфа-банка, банка "Народный кредит", страховой компании "Ингосстрах" и др. На многих зданиях - охранные доски, которые сообщают, что эти дома являются памятниками архитектуры и охраняются государством. Не все малоэтажные здания - шедевры архитектуры, но все вместе они будут сохранены в заповедной зоне как фрагмент исторической застройки, памятный уголок некогда купеческого Замоскворечья.