Главная     Редакция     Архив     2(18)/2005  
 

Ратная память Москвы
(БУДНИ МПВО. ЗАЩИТНИКИ ЧИСТОГО НЕБА)


К 60-летию Великой Победы
(«ВЕЛИКАЯ ЖЕРТВА» НИКОЛАЯ БУРЕЙЧЕНКО)


Живопись
(МОСКВА ВАСИЛИЯ БУБНОВА)


Театр
(НА ОКРАИНЕ)


Театр
(«НАМ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ»)


Театр
(«КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ»?)


Улицы Москвы
(ПЯТНИЦКАЯ)


Выставка-ярмарка
(СЛАВЯНСКАЯ КНИЖНАЯ)


Рядом с нами
(ВСЕМОГУЩИЙ УПРАВИТЕЛЬ
БОГАТСТВОМ КНИЖНЫХ ПОЛОК)


Проблема
(КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)


Семейные традиции
(«СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД»)


Культ личностей
(ХУДОЖНИК В ОКЕАНЕ)


Кредо
(«СНИМАЕТ НЕ КАМЕРА, СНИМАЕТ СЕРДЦЕ»)


"КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ"?

Ольга КОВРИГИНА, кандидат социологических наук

Современный российский театр остаётся важной частью культуры общества, хотя и на его долю приходятся далеко не позитивные перемены. В прессе всё чаще говорится о кризисе театра жизнеспособного и психологического. Так ли это на самом деле? Если да, то что же тогда является тому причиной? Вот мнения экспертов - известных режиссёров, артистов, драматургов, критиков.

С одной стороны, театры вполне востребованы и популярны, актёры их задействованы, особенно молодые, не только на театральной сцене, но и в кино. Всех их страна знает в лицо, так как они играют во многих российских телесериалах, пришедших на смену Изауре и Марианне. СМИ окрестили их "звёздами", что, естественно, подразумевает наличие не только красоты, но и таланта. С другой стороны, эксперты отметили, что профессиональный уровень молодых артистов по-прежнему не выходит за рамки среднего. Высоким его назвали 26%, средним - 59%, низким -15% участников опроса. Примерно таковы и оценки профессионального уровня молодых режиссёров и драматургов.
     Известно, что театральные вузы на сегодняшний день открыты для всех желающих продемонстрировать свой талант и творческие возможности. В принципе такое положение дел характерно для всей системы российского образования в целом. Появились многочисленные театры-студии, подготовительные группы, в науке - университеты, факультеты, колледжи и т.д., где первостепенное значение, к сожалению, имеет не талант, а финансовые возможности молодых людей. Материальная заинтересованность сыграла свою роль в отборе претендентов, что и явилось неким средним показателем степени подготовленности молодых актёров.
     Актёр должен учиться существовать разнопланово: от обычных бытовых сцен до патетических. Необходимо уметь создавать психологический образ, затем - типаж и пытаться избегать концертности композиции. На современной же сцене всё чаще преобладают спектакли, тяготеющие по композиции и актёрской технике скорее к "низовым" жанрам (водевилю, мюзиклу), нежели к высокой условности поэтического театра.
     Актёра нашего времени всё реже учат сочетанию оригинальной актёрской техники с особым актёрским мироощущением, исходящим, как правило, от личности мастера. На среднем уровне актёр постигает искусство высвобождения творческой энергии, без чего практически невозможно постигнуть науку о пространстве персонажа. Однако его-то учат труду, а нужно - творчеству.
     Молодым режиссёрам сначала приходится "набивать руку" на постановках классических произведений, так как современная драматургия хотя уже и не является новшеством, но все ещё не обозначила себя как нечто привлекательное и понятное как для самих режиссёров, так и для зрителей. Здесь нельзя забывать про тот факт, что российский зритель является хорошим знатоком классических постановок и очень требовательно относится к качеству новых. В то же время ему хочется увидеть нечто иное и захватывающее.
     Как известно, спектакли бывают режиссёрскими и актёрскими. В одних превалирует психологически тонкая режиссура, в других - талант актёров. Молодому режиссёру не хватает поиска крепкой, не тривиальной режиссёрской концепции для взаимодействия с партнёром. Зачастую у него нет чёткого представления о культурном контексте, исполнении приёма иронического отстранения.
     Многие молодые режиссёры пытаются собрать не актёрский коллектив, а группу единомышленников, редко - актёров одной творческой направленности, поэтому спектакль часто "служит эталоном жанровой архаики и заштампованности".
     Чтобы этого избежать, мастеру нужно научить актёра выстраивать последовательную смысловую и формальную динамику роли. Нельзя сказать, что пьесы молодых драматургов не востребованы. Просто они мало привлекательны в плане коммерческих сборов. Много времени уходит на "раскрутку" спектакля, получение в СМИ позитивных отзывов и т.д. Поэтому наши эксперты отметили трудности в стремлении молодых драматургов "найти себя".
     Таким образом, на сегодняшний день в российском театре наблюдается своего рода кризис, вызванный падением до уровня среднего профессионализма молодых актёров, режиссёров и драматургов.
     По окончании обучения молодые актёры ищут себе применение на театральной сцене. Но, как утверждает большинство наших экспертов, им чрезвычайно сложно "найти себя". Что же мешает их творческой реализации? Неужели качество театрального образования не соответствует уровню самого театра?
     На самом деле большую массу выпускников театральных вузов можно представить играющими многие роли у разных режиссёров в различных театрах страны. Следовательно, существует некая универсальная система воспитания актёра, соответствующая какой-то универсальной эстетике, которой придерживается "практикующий" театр. Это скорее всего связано с формированием коллектива из лиц и личностей, а не "типажей" и "фактур".
     Нынче сложно понять, что есть "актёрская школа". Ранее таких существовало несколько, например школа Кацмана, школа Корогородского, Владимирская школа. Сейчас же актёры растворяются в труппах, работают - часто одновременно - с разными режиссёрами.
     Выбор спектакля осуществляется художественным руководителем театра в расчёте на имеющихся в наличии "звёзд" и коммерческую выгоду. Как видно, коммерциализация также не обошла стороной и театры. Причём страдает от этого не только художественная ценность спектакля, но и стремление самих режиссёров к какому-либо эксперименту. Новаторство могут себе позволить лишь именитые, в то время как молодым достаточно трудно "найти себя" на театральной сцене, что подчеркивают 90,9% респондентов. Молодым режиссёрам необходимо чаще встречаться не только на столичной театральной сцене, но и на региональных - для сравнения педагогических методик и обмена опытом.
     Что же предлагается для профессионального и творческого роста театральной молодёжи? Эксперты прежде всего призывают к работе с мастерами актёрского дела, что в первую очередь приведёт к повышению качества образования. Немаловажное значение имеет и популяризация актёрской профессии. Необходима организация конкурсов и фестивалей среди театральных коллективов, где также имеют место проведение совместных мастер-классов, поддержание руководства театральных коллективов, кропотливое нарабатывание "авторской биографии", объективное внимание критики. Нужно устраивать больше "открытых уроков" молодых режиссёров и мэтров для выявления специфики и различий их педагогических методик.
     Профессионализм на сегодняшний день - это не самоцель, а средство выживания истинного таланта. Актёр - профессия творческая, требующая огромного труда и самоотрешения. Талант -зерно духовной внутренней культуры человека. Чтобы ему прорасти, нужно приложить много усилий и стараний. Талант необходимо поддерживать и стимулировать, создавать для его раскрытия благоприятные условия, поощрять и даже иногда ограничивать, так как для истинно творческих натур свойствен своего рода максимализм. Кто же, как не профессионалы-наставники, может вовремя поддеть нужную нить, надавить на чувственную струну?
     Театральные режиссёры находятся в постоянном поиске интересного материала. Работы молодых драматургов ещё могут найти своего читателя и своих режиссёров. Опытные наставники должны помочь им в этом.
     В театральной среде, как, возможно, во многих сферах жизнедеятельности, очень распространён принцип "каждый за себя", что является сильным тормозом на пути развития не только творческой личности, но и всего процесса в целом.
     В последнее время стало модным на российском ТВ вести поиски талантливых людей. Это различные конкурсы песен, стихов, литературных произведений. Может, и театрам стоит организовать что-нибудь подобное среди молодых театральных коллективов, что вызовет интерес у молодых и талантливых актёров и режиссёров, чей уровень уже не будет обозначен как средний?