Главная     Редакция     Архив     2(18)/2005  
 

Ратная память Москвы
(БУДНИ МПВО. ЗАЩИТНИКИ ЧИСТОГО НЕБА)


К 60-летию Великой Победы
(«ВЕЛИКАЯ ЖЕРТВА» НИКОЛАЯ БУРЕЙЧЕНКО)


Живопись
(МОСКВА ВАСИЛИЯ БУБНОВА)


Театр
(НА ОКРАИНЕ)


Театр
(«НАМ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ»)


Театр
(«КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ»?)


Улицы Москвы
(ПЯТНИЦКАЯ)


Выставка-ярмарка
(СЛАВЯНСКАЯ КНИЖНАЯ)


Рядом с нами
(ВСЕМОГУЩИЙ УПРАВИТЕЛЬ
БОГАТСТВОМ КНИЖНЫХ ПОЛОК)


Проблема
(КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)


Семейные традиции
(«СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД»)


Культ личностей
(ХУДОЖНИК В ОКЕАНЕ)


Кредо
(«СНИМАЕТ НЕ КАМЕРА, СНИМАЕТ СЕРДЦЕ»)


"СНИМАЕТ НЕ КАМЕРА, СНИМАЕТ СЕРДЦЕ"

Ирина ДАЙНЕКО

Постоянные читатели нашего журнала почти в каждом номере видят снимки Бориса Сысоева. Прочитаем же интервью с ним и всмотримся в его другие работы.

- Таких творческих людей, как Вы, Борис, называют фотохудожниками.
     - "Фотохудожник", "кинохудожник", "телехудожник" - так, наверное, надо говорить в развитие темы "художник". Но никаким "фотохудожником" я себя не считаю. И вообще, сам термин придуман людьми, недооценивающими не только себя как фотографа, но и фотографию как искусство. Вроде как "я тоже творец, художник, только ещё немножечко и фотограф". На серьёзном уровне давно прекратились споры о том, является ли фотография искусством. Все мировые музеи имеют в своих коллекциях фотоработы. Фотография тоже стала искусством. В том числе и современная, цифровая, с использованием новейших или же, наоборот, уже забытых старых технологий. Хотя порой приходится слышать: "Вот раньше, в тёмной комнате да при красном фонаре творилось искусство, а сейчас всё компьютер делает. Подбери программу - и вперёд". Всё так. Но конечный результат всё же зависит от автора, как, впрочем, и в живописи. Ведь холст, краски, кисти у всех одинаковые, а картины разные. Так же и фото: есть хорошая, профессиональная фотография, а есть любительская, бытовая.
     Мне вообще кажется, что цифровая фотография приблизила наше искусство к его естеству, что ли. Она менее материальна и более эфемерна. Если негативно-позитивный процесс давал возможность в ходе технологического производства "пощупать" изображение, пусть и в негативном виде, то теперь оно до самого последнего момента, до собственно фотографии, остаётся нематериальным, оно виртуально и наблюдается только на дисплее фотоаппарата или же на экране компьютера. И реально фотограф здесь выступает самым настоящим творцом.
     Это совершенно не означает, что я отдаю предпочтение "цифре". Фотоаппарат - всего лишь инструмент, и выбирать его должен сам фотограф. Поэтому есть просто художники и фотографы, а есть Художники и Фотографы с большой буквы.
     - Какой тогда, скажите, пожалуйста, Ваш любимый жанр в этом искусстве?
     - Всё же портрет. Люблю приглядываться к людям, не спеша ловить момент, когда человек наиболее раскрывается. Большинство моих снимков сделано именно так, во время беседы, в непринуждённой обстановке. Официальные портреты на плакаты, обложки журналов также стараюсь снимать в ходе интервью, даже в студийном варианте. Или хотя бы после беседы, когда я для себя уже сделал какие-то выводы о характере человека, достоинствах или же недостатках его внешности, а порой и перипетиях судьбы.
     У меня был однажды такой случай. Выпало мне снимать в его собственной мастерской известного художника, академика живописи Иллариона Владимировича Голицына. Свобода творчества была полной: и беседовали, и смотрели работы хозяина, и даже немножко выпивали... Я наснимал много и чувствую, что-то есть. Но самым сильным вышел портрет, сделанный, когда убелённый сединами представитель древнейшего княжеского рода рассказывал о трагической судьбе своего отца. В этот момент лицо художника совместилось с огромным колесом и шестернями печатного графического станка и выразило нечеловеческую боль и скорбь не только за' судьбу своих погибших и репрессированных родственников, но и за всю Россию, пропущенную через войны, революции, страдания, словно через этот станок.
     Портрет есть дневник жизни человека, и умение прочесть его - удача. Но это всё азы нашей профессии, известные многим. Ансел Адаме говорил: "Снимает не камера, снимает сердце". К этому нечего добавить.
     Люблю также неспешный репортаж, эдакий всем известный жанр "Что вижу, то пою", люблю юмор в фото-графии, но не плоский. Мне повезло - фотография для меня и профессия, и хобби.
     Если фотографию сравнивать с кино и литературой, то кино - это, наверное, рассказ, повесть, а фото - это стих или даже удачный афоризм. Вообще профессионал в своём деле должен уметь сделать из ничего если не шедевр, то хотя бы что-то интересное. Ведь в любом деле есть выигрышные темы, ракурсы, выражения. Предметы, в конце концов. Их снимать довольно просто. А вот сними самый обычный ключ от номера на столе горничной или же столовую ложку в супе так, чтобы взгляд к этому снимку возвращался снова и снова. Сотворять из обычного и повседневного нечто стоящее -вот признак мастерства. Если ты можешь это делать постоянно, ты стал мастером. Хотя в фотографии, как нигде, велика роль Его Величества Случая, и ежели присутствуют все составляющие - родится шедевр. Но это уже отдельная песня.
     Вообще, критерий оценки работ для меня - их "выносливость". Ставлю несколько фотографий на полку в комнате и живу вместе с ними, убирая разонравившиеся. Постепенно остаются одна - две, остальные выношу.
     Всмотритесь в снимки Бориса Сысоева. Может, и вы проникнитесь их настроением и в памяти у вас останется что-то, согревающее ваше сердце.