Главная     Редакция     Архив     2(18)/2005  
 

Ратная память Москвы
(БУДНИ МПВО. ЗАЩИТНИКИ ЧИСТОГО НЕБА)


К 60-летию Великой Победы
(«ВЕЛИКАЯ ЖЕРТВА» НИКОЛАЯ БУРЕЙЧЕНКО)


Живопись
(МОСКВА ВАСИЛИЯ БУБНОВА)


Театр
(НА ОКРАИНЕ)


Театр
(«НАМ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ»)


Театр
(«КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ»?)


Улицы Москвы
(ПЯТНИЦКАЯ)


Выставка-ярмарка
(СЛАВЯНСКАЯ КНИЖНАЯ)


Рядом с нами
(ВСЕМОГУЩИЙ УПРАВИТЕЛЬ
БОГАТСТВОМ КНИЖНЫХ ПОЛОК)


Проблема
(КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)


Семейные традиции
(«СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД»)


Культ личностей
(ХУДОЖНИК В ОКЕАНЕ)


Кредо
(«СНИМАЕТ НЕ КАМЕРА, СНИМАЕТ СЕРДЦЕ»)


"СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД"

Маргарита ЩЕПЕТОВА

Нет более милого торжества, чем свадебный обряд - начало и венец любви. Молодые люди создают в своей фантазии идеал, поэтизируют своего избранника задолго до свадьбы. Откуда же произошло название "свадьба"? Существуют различные толкования. Венера как покровительница брака и союза любви по латыни называлась Svada, что созвучно с нашей свадьбой. Возможно также, что это слово произошло от глагола "сводить", соединять в браке двух лиц или от древнего "свататься, сговариваться, соглашаться". Судьба посылает невесте жениха - суженого, происхождение этого слова и надо рассматривать от "судьбы".

Слово "невеста" означает "неизвестная", "неведомая" и указывает на тот очень старинный русский обычай, когда девушку жених мог видеть только после венца, в качестве новобрачной, точно так же и невеста - своего суженого, так как обычно молодые люди сочетались браком по воле родительской. В старину венчание называли Судом Божьим, видели в этом обряде сочетание жениха и невесты заведомо навеки. Акт венчания основан на любви и согласии, на семейном счастье. В таинстве брака жених и невеста, соединённые любовью и взаимным согласием, получают благодать Божью, освещающую их брачный союз.
     Церемония венчания всегда была парадной и торжественной. Богатые горожане старались нанять для церковного обряда лучший хор певчих. Горожане сходились смотреть на церковное венчание, как на красивое и величественное зрелище. Поэтому нередко на венчальную церемонию богатых горожан гостей приглашали по специальным билетам, чтобы ограничить наплыв посторонних лиц. Любопытная публика обычно оставалась на паперти, заслоняя вход в церковь. Родители новобрачных, по давней традиции, в церковь не ездили, а указ Петра Первого от 5 января 1724 года по поводу принуждённых браков даже запрещал им под страхом строгого наказания присутствовать при венчании. По городской традиции, если свадьба совершалась весной или осенью, путь молодым от церкви до свадебного поезда забрасывали цветами. В купеческих свадьбах для жениха и невесты обязательно стелили ковровую дорожку, а через паперть и всю церковь до самого аналоя расстилали атласную или бархатную, по которой жених вёл свою невесту; на этой же дорожке стояли во время венчания.
     Обряд венчания включал целый ряд традиционных моментов: чтение священной молитвы, церковное песнопение, благословление общей чаши, троекратное вкушение из неё новобрачными разбавленного водою вина, возложение священником покрова и венцов на голову жениха и невесты, отчего вошло в пословицу "Венец - всему делу конец". Затем три раза во имя Святой Троицы новобрачные обводились вокруг аналоя по кругу, знаменуя при этом нерасторжимость, вечность брачного союза, так как круг бесконечен. Потом брались со Святого престола перстни и возлагались на руки брачующихся в знак их взаимного согласия.
     После венчания все возвращались к свадебному поезду, который к этому времени уже был украшен цветами, лентами и колокольчиками. Дворянство и купечество специально приобретало для такого случая дорогие валдайские колокольчики, которые славились своим красивым звуком. У купцов свадебный поезд украшала дальняя родственница со стороны жениха. У дворян, крупных чиновников и богатых горожан это делал кучер за дополнительную плату, у городской бедноты - дружка. Для крестьянского свадебного поезда, согласно обычаю, обязательно брали чужих лошадей, числом нечётным. В городе существовала та же традиция. Даже богачи, имевшие свои конюшни, для свадебного поезда старались нанять чужих лошадей. Свадебный "поезд", возвращаясь из церкви, сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу и только после этого направлялся в дом, где проходило свадебное веселье.
     В середине XIX - начале XX веков у всех социально-сословных групп городского общества свадебное веселье называлось не иначе как балом. По российским законам, юноши, достигшие 18 лет, и девушки 16 лет могли вступать в брак, но в городах это обычно происходило в более позднем возрасте молодых людей, чем в сёлах. В этнографических исследованиях находим интересные факты. В мещанском сословии наибольшее количество браков заключалось мужчинами в возрасте 21 - 25 лет, женщинами - от 19 до 25. Разница составляла два - три года. В среде мещанства был распространён взгляд, что мужчина должен жениться, когда у него в руках есть ремесло и он может прокормить семью. В купеческой среде считалось, что женитьба хороша лишь после того, как налажено дело и пущен в оборот наследственный капитал. Абсолютный брачный возраст у мужчин приходился обычно на 28 - 35 лет, у женщин - на 17 -20. В этой категории женихов и невест существовал самый большой возрастной разрыв, доходивший до 10 и более лет. В дворянском сословии бытовало мнение, что в брак следует вступать после того, как выслужишься и получишь свою долю от наследственного состояния семьи. В служилом дворянстве не принято было жениться, не достигнув известного чина и без разрешения начальства на брак. Основное количество браков заключалось мужчинами-дворянами в возрасте от 26 до 30 лет. Женщины дворянского происхождения вступали в брак позже, чем других сословий, их брачный возраст приходился на 21~25 лет. Разница в возрасте женихов и невест, как и у купечества, была значительной.
     Святой апостол Павел говорил: "Жених и невеста должны вступать в брак в сознании его святости, высоты и в сознании ответственности совершаемого шага для них обоих и для потомства. А потому им следует искать друг в друге прежде всего не внешних преимуществ, не обстановку жизни - например, богатства, знатности, красоты, а главным образом преимуществ внутренних, дающих внутреннюю связь супружеской жизни и основу счастья, каковы: религиозность, доброта сердца, серьёзность, ум и прочее, для того же жениху и невесте нужно присмотреться и хорошо узнать друг друга".
     Самым удобным и благоприятным временем, к которому горожане приурочивали большинство своих свадеб, были осенние и зимние "мясоеды". Как известно, осенний "мясоед" начинался с Успения - 15 августа и продолжался до Рождественского поста, то есть длился в течение 13 недель, зимний - начинался с Рождества и продолжался 8 недель до Масленицы. Горожане нередко называли его "свадебником", так как в это время по обычаю совершали сватовство.
     В больших городах России, например в средневековой Москве, были сильнее, чем в деревнях, замкнутость и разобщённость людей. Поэтому существовал обычай - "показ невест", или "смотры". Таким образом, информация для московских женихов об имеющихся невестах черпалась на гуляньях, позволяющих, как говорится, показать "товар лицом" и тем самым способствовавших созданию новой семьи. Богатые купцы, имевшие свои выезды, особенно пышно оформляли масленичные катания, во время которых показывали горожанам своих дочерей-невест. После полудня на центральную улицу или площадь начинали съезжаться участники катаний со своими семьями. Каждая купеческая семья приезжала на двух - трёх санях-розвальнях, устланных коврами, на которых лежали атласные подушки для сиденья. Лошади, запряжённые в сани, украшались лентами и бубенцами, их спины были покрыты расшитыми бархатными попонами. Маршрут "поезда" пролегал лишь по главным улицам города, которые были заселены в основном буржуазно-дворянскими семьями. Однако поглядеть на эту церемонию стекалось много народа, приходили и жители слобод. Сначала сам "поезд" медленно и торжественно объезжал центр города, но постепенно скорость его нарастала, и последний круг "поезд" буквально пролетал по улицам. В этот момент всякое иное движение по мостовым прекращалось, так как это было опасно для жизни. Некоторые купцы, чтобы показать народу свои богатство и щедрость, бросали деньги в толпу. Молодые люди жадно следили за катающимися, обменивались с ними поклонами и вполголоса критиковали. В летнее время своеобразными смотрами невест были хороводы вопреки известной пословице "Ищи жену в огороде, а не в хороводе".
     Дошедший до нас из глубины веков прекрасный обряд венчания вновь возродился в России. В Москве каждый день, по данным Московской патриархии, происходит 25 -30 венчаний и один брак в день освящается в самом главном храме -храме Христа Спасителя, с любовью восстановленном русскими людьми. Мы наблюдаем связующую нить времен, присутствуя на венчании в наши дни и вспоминая величественные старинные обряды соединения любящих сердец.
     Свадебный кортеж, как раньше в средневековой Москве свадебный поезд, летит на Красную площадь, Поклонную и Воробьёвы горы, по традиционным местам гулянья молодожёнов и их гостей. С Воробьёвых гор открывается прекрасный вид на древнюю, но вечно молодую столицу. И звучит над нашей прекрасной Москвой самый мирный в мире звон венчальных колоколов.