Главная     Редакция     Архив     4(20)/2005  
 

Программа
("КУЛЬТУРА МОСКВЫ 2005 - 2007")

Ратная память Москвы
("С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ, А ПОТОМ И С ПУЛЕМЁТОМ...")

Традиции
(ПОКА РУСЬ ПОЁТ - ОНА ЖИВЁТ)

Юбилей
(ПОЛВЕКА ПОЗАДИ. ЧТО ВПЕРЕДИ?)

Юбилей
(ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ "ТУРГЕНЕВКИ")

Конкурс
(ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ)

Фестиваль
("АКТИВНАЯ ЗОНА")

Из истории
(ВСЁ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Театр
(ОТ ЭСКИЗА ДО СПЕКТАКЛЯ)

Театр
(ИСКУССТВО ХХI ВЕКА)

Рядом с нами
("НЕ БЫЛО ДРУГОГО ПУТИ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО - МОЙ ПУТЬ!")

Зажги очаг
(НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ ИЗ ЖИЗНИ ДК "СТИМУЛ")

Культ личностей
("БЛАЖЕННЫХ СНОВ ВЗОШЛА ЗВЕЗДА...")

По периметру Москвы
(ГАЛЕРЕЯ ВИКТОРА ИВАНОВА)

ПОЛВЕКА ПОЗАДИ. ЧТО ВПЕРЕДИ?

Московской городской писательской организации Союза писателей России исполнилось 50 лет

Владимир БОЯРИНОВ, первый заместитель председателя МГО СПР

В небольшой публикации, пожалуй, не след подробно останавливаться на биографии нашей организации, но отметить главные вехи её родословной я просто обязан.

Полвека назад - 24 декабря 1954 года - было создано Московское отделение СП СССР- И только через четыре года возник Союз писателей России. Спустя ещё два десятка лет Московская организация вошла в эту структуру. Таким образом, у Союза писателей России оказался на руках приёмный ребёнок, большенький - старше самого опекуна и габаритнее его (по числу членов) в полтора раза. Писательское детище носило и носит женское имя, имеет богатырское сложение, боевой и неуступчивый характер и богатое приданое. При решении имущественного вопроса в название было вплетено ещё одно слово - "городская".
      Финансово мы отделены от государства. Не потому, что мы плохие, а потому, что отделены все писательские организации. Практика показывает: между властью и творческой организацией (не путать с личностью!) не бывает любви с первого взгляда, а уж тем более законного брака по взаимному согласию. Но вместе с тем законодательная и исполнительная власти, культурные и бескультурные министерства и ведомства, финансируемые на проекты, которые мы должны осваивать по призванию, уже не могут "увести" эти деньги в неизвестном направлении (не ельцинские времена!), и, проявляя настойчивость, мы всё чаще становимся участниками финансируемых мероприятий.
      За последнее время наиболее успешными проектами в этом направлении стали "Поэтическое Подмосковье" и "Подсолнушек".
      "Поэтическое Подмосковье" - конкурс литературных объединений. Делегации наших писателей менее чем за 8 месяцев побывали в 32 городах и весях Подмосковья. Было рассмотрено более 50 работ литературных коллективов - немалый труд, но и моральное удовлетворение от святого дела возрождения поэтического слова на выжженном коммерцией пространстве.
      Постоянно действующий фестиваль детского и юношеского литературного творчества "Подсолнушек" имеет более солидную биографию. Он был тем ключиком, с помощью которого мы открыли первые чиновничьи кабинеты, где нашли понимание. И находим. Мы благодарим С.В.Михалкова за то, что он стал почётным председателем фестиваля. Низкий поклон патриарху Алексию II. благословившему в своём тёплом напутствии наш "Подсолнушек". С Божьей помощью вышло уже 4 полновесных сборника лауреатов фестиваля.
      Я, эмоциональный человек, намеренно избегаю эмоций в каждом абзаце этой краткой статьи. Но про "Подсолнушек" всё-таки скажу: задуманный и осуществлённый нами фестиваль перерос в грандиозное шествие русских талантливых детей по сценическим площадкам Москвы и Подмосковья, а их произведения не сходят со страниц столичных, губернских, российских газет и журналов, звучат по радио и телевидению.
      Но прежде чем расправить крылья, прежде чем начать летать, надо было вывести организацию из штопора. Я никогда не забуду первые месяцы своей работы после избрания на должность оргсекретаря. 8о всей организации не оказалось ни единого ксерокса и факса, не говоря уже о компьютерах. Их не украли, их не было вообще никогда, а за окном заканчивался XX век. В мой кабинет пришла бухгалтер и тихим голосом призналась в том, что организация не платит налога на имущество уже в течение 2,5 лет. И я пошёл к налоговикам - "сдаваться".
      Аккурат к тому времени мы открыли журнал "Поэзия" и вышел его первый номер. Начальница одного из верхних кабинетов посмотрела на анонс журнала и удивлённо спросила: "Неужели существуют такие организации, которые всерьёз считают (имярек) поэтом?". "Существуют и считают", - ответил я, приняв оборонительную стойку. Она пролистала гроссбух, принесенный мной на покаяние, и уже приветливо сказала: "Хорошо считаете". Относилось ли это к гроссбуху или к поэзии - неизвестно. Но, безусловно, о силе поэтического слова говорит тот факт, что тогда удалось избежать наказания, измерявшегося в семизначных цифрах. Хотя налог на имущество за 2,5 года и причитающиеся пени мы всё же выплатили сполна.
      Именно тогда у нас исчезли иллюзии о том, что чиновники, не обременённые литературными талантами, могут за нас решить наши задачи. Не могут! Именно тогда мы поняли, что полагаться нужно только на самих себя, действовать дружно и решительно. Конечно, был элемент везения и не один. У руля организации, её председателем оставался Владимир Иванович Гусев. Его, прирождённого лидера, ничуть не пугали и даже не удивляли мои резкие движения. Потому что мы были не одни. Потому что к этому времени у нас образовалась боеспособная команда.
      Была поставлена задача, получить в собственность писательский дом по Большой Никитской. Задача по тем временам фантастическая!
      Не буду вас утомлять рассказами о наших тактических ухищрениях, трудностях, мнимой непробиваемости чиновничьих бастионов. Скажу только с нескрываемой гордостью и уже остывшей радостью: нами одержана блестящая победа! Дом наш.
      Теперь об издательской деятельности. Вот уже более 7 лет мы печатаем книги и брошюры на ризографе. Сразу оговорюсь, он предназначен для скоростных множительных работ, но никак не для деланья книг. Однако, если у вас нет 150 тысяч долларов для мини-типографии, а издавать труды писателей надо, то и ризограф "запоёт" на типографские темы, если в помощь ему подкупить степлер, резак, листоподборочную машину и привлечь к этому тех же писателей, а не пришлых оборотистых дельцов.
      Мы показали пример, мы никогда не скрывали своей технологии, которую изобрели по наитию. У нас появились подражатели, но что-то не видно продолжателей. В чём же секрет? Он прост: нужно любить своё депо, любить книгу. Оказывается, без любви не поёт даже ризограф.
      На сегодняшний день количество книг и брошюр, изданных таким способом, давно перевалило за 500. Уже скончались первый ризограф и первый резак, сегодня работают их внуки.
      Малотиражные издания - не самоцель и уж, конечно, не способ зарабатывания денег. Это определитель жизнеспособности писательской организации Если выходят книги, появление которых отмечено Книжной палатой, Библиотекой имени Ленина, если по этому поводу устраиваются презентаций в залах ЦДЛ, а в печати появляются обзорные и критические статьи - значит, жива не только писательская организация, но и русская литература.
      Другое дело, что нас уже не устраивает ни качество изданий, ни их мизерные тиражи Мы не берем сегодня пятилетних обязательств, мы просто переходим на новый уровень, который финансово позволяет размещать свои заказы в достойных типографиях.
      И всё-таки главной задачей на ближайшие годы является не книгоиздание само по себе, не увеличение мероприятий, хотя асе это важно и нужно. Сегодня насущно необходимо занять свою экономическую нишу, перекинуть мосты во властные структуры, сделать приоритетными проекты, в которых примут участие писатели, могучие не только в самой литературе, но и в промышленности, финансах, политике, науке.
      В последние годы усилилось влияние МГО СП России на деятельность всех литфондов. Представители нашего руководства и актива входят в руководящие органы и Московского литфонда, и Российского. При нашей поддержке Московскому литфонду удалось добиться того, что писатели вновь могут пользоваться медицинским обслуживанием. В поликлинику Правительства Москвы на улице Заморенова уже встали на учёт до тысячи московских писателей. Российским литфондом не принимается ни одно кардинальное решение без согласования с МГО СП России. Не раз за последние годы слышали мы от председателя президиума литфонда России Ивана Переверзина слова признательности за участие в решении самых сложных вопросов.
      Все знают, как остро стоит сейчас вопрос о Международном литфонде. Идут суды, здание на ул.Усиевича, прямо как в военные времена, переходит из рук в руки И Московская организация вновь на передовой. Наши писатели участвуют и в судах, и в общественной охране зданий, и в обсуждении стратегии и тактики борьбы. По первому зову приходят на помощь руководству Международного литфонда Максим Замшев, Иван Голубничий, Андрей Облог, Владимир Сергеев, Павел Косяков, Олег Грисевич, Петр Алёшкин, Сергей Лебедев и многие другие.
      Деятельность МГО СП России не ограничивается только лишь участием в общественной и культурной жизни столицы Дела общероссийские, общенациональные всегда входили а сферу наших интересов. Особенно зримо проявилось это на XXII съезде Союза писателей России в Орле, на котором представительство МГО СП России было самым большим. По результатам съезда стало очевидно, что смычка между СП России и крупнейшей его организацией настолько крепка, что никакие "ветры перемен" не в состоянии её разрушить. Те, кто знакомился с итоговыми документами съезда, публиковавшимися в столичной и региональной прессе, наверняка знают, что председатель правления МГО СП России В.И.Гусев был избран на съезде сопредседателем Союза писателей России. Ваш покорный слуга, а также Лев Котюков, Максим Замшев, Иван Голубничий, Сергей Лебедев, Михаил Рассолов и другие наши товарищи стали секретарями правления СП России, Нина Шевцова, Сергеи Соколовский вошли в ревизионную комиссию, а в Высшем творческом совете отныне МГО СП России будет представлять Юрий Коноплянников. Но дело, конечно, не только в формальном представительстве. Комсомольский проспект и Большую Никитскую улицу связывают незримые, но очень прочные творческие нити, и мы всегда готовы прийти друт другу на помощь, вместе послужить интересам России и русской литературы. Надеюсь, так будет и впредь.
      В годы Ельцинского безвременья и коммерческого беспредела МГО СП России была вынуждена вести фактически окопное существование. Главной целью было сохранить то, что мы с таким трудом завоевали. Ни о каких контактах с московскими властями мы и не помышляли. Теперь времена не те. Уже несколько крупных проектов осуществлено совместно с городскими управами и префектурами. Я говорю о выступлениях наших позтов на открытых площадках в Дни города в 2003 и 2004 годах, о буклетах, приуроченных к дням исторического и культурного наследия и насыщенных стихами наших поэтов и информационными материалами организации, о мастер-классах в Северо-Восточном округе в рамках фестиваля "Подсолнушек", о выпуске совместно с Творческим союзом художников праздничного календаря к 60-летию Победы. В нескольких округах и районах при нашем активном участии прорабатывается программа "Наследники Победы-, посвящённая детскому творчеству. Сейчас мы находимся в стадии создания больших творческих проектов совместно с московской мэрией.
      Пора создавать положительный образ нашего города, великой мировой столицы, "Третьего Рима", если угодно. Мы уверены, что московские власти окажут нам всемерное содействие в этих начинаниях.