Главная     Редакция     Архив     4(20)/2005  
 

Программа
("КУЛЬТУРА МОСКВЫ 2005 - 2007")

Ратная память Москвы
("С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ, А ПОТОМ И С ПУЛЕМЁТОМ...")

Традиции
(ПОКА РУСЬ ПОЁТ - ОНА ЖИВЁТ)

Юбилей
(ПОЛВЕКА ПОЗАДИ. ЧТО ВПЕРЕДИ?)

Юбилей
(ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ "ТУРГЕНЕВКИ")

Конкурс
(ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ)

Фестиваль
("АКТИВНАЯ ЗОНА")

Из истории
(ВСЁ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Театр
(ОТ ЭСКИЗА ДО СПЕКТАКЛЯ)

Театр
(ИСКУССТВО ХХI ВЕКА)

Рядом с нами
("НЕ БЫЛО ДРУГОГО ПУТИ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО - МОЙ ПУТЬ!")

Зажги очаг
(НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ ИЗ ЖИЗНИ ДК "СТИМУЛ")

Культ личностей
("БЛАЖЕННЫХ СНОВ ВЗОШЛА ЗВЕЗДА...")

По периметру Москвы
(ГАЛЕРЕЯ ВИКТОРА ИВАНОВА)

"С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ, А ТО И С ПУЛЕМЁТОМ..."

Елена ДРЁМОВА

Летопись Великой Отечественной... Она рождалась благодаря людям, на первый взгляд, мирных профессий, чьи имена сегодня составляют золотой фонд отечественной литературы, фотоискусства, кинематографии -- прозаикам и поэтам, журналистам, режиссёрам и операторам, ставшим в те суровые годы военными корреспондентами, фоторепортёрами и кинодокументалистами. Они объявили себя мобилизованными и свой долг выполнили до конца, оставив грядущим поколениям Память... Память, запёчатлённую в строках фронтовых репортажей и очерков, на кадрах фото- и киноплёнок.
Оружием слова

В первую неделю войны из редакций московских газет, журналов и издательств на фронт ушло свыше 6 тысяч сотрудников.
      Редакции газет "Правда", "Известия", "Красная Звезда" и многих других с первых дней войны создали активные коллективы авторов из числа московских прозаиков и поэтов, критиков и литературоведов, лучших журналистов столицы.
      Перо военного корреспондента стало оружием многих литераторов, а работа в ТАСС, Совинформбюро, во фронтовой, армейской и дивизионной печати - основной. Жизнь подсказала наиболее оперативный жанр литературных произведений: фронтовая заметка, зарисовка, очерк, репортаж.
      "Солдаты слова" вместе с бойцами действующей армии и флота атаковали траншеи и дзоты, совершали рейды по вражеским тылам в составе партизанских соединений, ходили на кораблях и подводных лодках, высаживались с десантами. Так рождались ставшие знаменитыми произведения военкоров К.Симонова и А.Суркова, М.Шолохова и А.Фадеева, Л.Соболева и А.Гайдара, В.Ставского и П.Лидова, которыми в буквальном смысле слова жили фронт и тыл нашей страны, которые обошли полосы многих крупнейших газет США. Великобритании, Франции. О подвигах защитников нашей Родины в годы суровых испытаний, о работе тыла свидетельствовали фотоочерки называемых ныне асами отечественной фотографии Н.Грановского и С.Гурария. М.Калашникова и С.Струнникова, В.Устинова и Е.Халдея, Я.Халипа и Д.Бальтерманца, А.Шайхета и Л.Велигжанина...
      Вот лишь небольшой пример работы фронтовых военкоров. В тяжёлые для Москвы дни осени 1941 года, когда враг вплотную подошёл к городу, на столичном радио была сформирована редакция "Говорит Западный фронт", задачей которой ставилось полное освещение военных действий на подступах к столице. Военный корреспондент Московского радио капитан А.Фетисов в начале февраля 1942 года сделал звуковой репортаж-запись о наступлении Красной Армии. Этот репортаж транслировался не только радиостанциями нашей страны, но и передавался за рубежом. Крупнейшее агентство Великобритании "Рейтер" 6 февраля 1942 года передало по этому поводу специальное сообщение, в котором говорилось: "Жители Лондона и других городов Великобритании с глубоким волнением слушали вчера у репродукторов и радиоприемников трансляцию с передовых позиции, осуществлявшуюся через московскую радиостанцию. Вся трансляция продолжалась менее получаса, но уже через несколько минут после её начала собрались огромные толпы народа, что напоминало импровизированные митинги. Каждый прохожий спрашивал: "Что транслируют?" и, получив ответ: "Говорит русский фронт", как бы он ни спешил по своим делам, оставался у репродуктора".
      С каждым годом войны литераторы приобретали всё больший боевой и творческий опыт. Бесценный материал ложился в большие публицистические произведения, рассказы, повести, романы, поэтические сборники, пьесы. Так были созданы "Разные дни войны" К.Симонова, "Рассказы Ивана Сударева" А.Толстого, "Повесть о настоящем человеке" Е.Полевого, "Нашествие" Л.Леонова, "Декабрь под МОСКВОЙ" А.Суркова, "Москва за нами" Е.Петрова, "Фронт" А.Корнейчука... К примеру, можно составить едва ли не полную картину будней военной Москвы и героических дел её защитников, прочитав книги писателя Е.Воробьёва, в основу которых положены заметки, зарисовки, очерки, репортажи автора, сделанные в пору его работы корреспондентом газет Западного фронта...
      Более 200 литераторов не вернулось с полей сражений Великой Отечественной войны... Имена погибших высечены на мемориальных досках, установленных в зданиях Центрального Дома журналиста, Центрального Дома литераторов, Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, в зданиях редакций газет "Правда", "Красная Звезда", "Известия", "Вечерняя Москва" и "Московский комсомолец".
      У нового здания Центрального Дома журналиста на Никитском бульваре установлен памятник военным корреспондентам Великой Отечественной, запечатлевший бронзовую фигуру военкора на фоне чёрной гранитной колонны с отбитой вершиной - символа разрушений, принесённых войной. На колонне - слова известной песни военных лет: "С лейкой и блокнотом, а то и с пулемётом сквозь огонь и стужу мы прошли"... Авторы памятника - скульптор Л.Кербель и архитектор Е.Розанов.

"Солдаты с двумя автоматами"

243 опера тора-документа листа запечатлели для нас хронику войны. Их называли "солдатами с двумя автоматами" потому, что в их арсенале, помимо боевого оружия, главным оставалось оружие профессиональное -кинокамера.
      Кинохроника во всех её видах была выдвинута на первый план. Работа фронтовых операторов - постоянный творческий поиск, отбор из огромного количества отснятого материала самого главного в суровых буднях Великой Отечественной.
      В первые месяцы войны Ленинградская, Киевская, Минская студии кинохроники оказались выведенными из строя. Оставалась Московская киностудия, которая стала организующим центром, сумела быстро укомплектовать фронтовые киногруппы и разослать их в действующую армию. И уже 25 июня 1941 года в 70-й номер "Союзкиножурнала" были включены первые фронтовые киносъёмки, а с начала июля 1941 года в нём уже была постоянная рубрика "Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны". Объединение хроникальных материалов в киножурналы и кинофильмы производилось в главном штабе - Центральной студии кинохроники в Москве.
      Для нужд киногрупп, снимавших боевые действия наших лётчиков, командованием ВВС было выделено большое количество специальных узкоплёночных киносъёмочных аппаратов. Вместе с авиаконструкторами были найдены наилучшие места для установки их на самолётах: аппараты были спарены с авиационным стрелковым оружием и включались одновременно с выстрелом.
      На фронтах Великой Отечественной войны работало около 250 кинооператоров. Основным ядром фронтовой кинохроники являлись операторы, закалённые на трудовых фронтах первых пятилеток, - Р.Кармен, М.Троневский, М.Ошурков, П.Палей. Но было и много талантливой молодёжи, впоследствии вошедшей в золотой фонд отечественной кинематографии, - В.Сущинский, Я.Лейбов, С.Стояновский, И.Беляков, Г.Бобров, П.Касаткин, Б.Небылицкий... Около полугода вела съёмки в партизанском соединении, действовавшем в тылу врага в Подмосковье, кинооператор М.Сухова. Не отрываясь ни на минуту от объектива камеры, снимал бой за освобождение..советскими войсками станции Чоп, длившийся 5 часов, кинооператор Б.Пумпянский...
      Каждому крупному сражению, имевшему этапное значение для хода Великой Отечественной войны, был посвящён отдельный полнометражный документальный фильм, а особо важным событиям - короткометражные фильмы или фронтовые выпуски.
      Так, дни и ночи героической обороны Москвы фиксировались на плёнку операторами Центральной студии кинохроники. С ноября 1941 года студия приступила к выпуску киножурнала "На защиту родной Москвы". Первые бои с фашистской авиацией в небе столицы изо дня в день снимала группа операторов во главе с режиссёром М.Слуцким. Результатом стал фильм "Наша Москва", созданный летом 1941 года. Тот же режиссёр повторил приём, подсказанный М.Горьким для довоенного фильма "День нового мира". 23 июня 1942 года 160 операторов зафиксировали основные события 356-го года войны на всех фронтах, а также работу тыла. Отснятые кадры были объединены в фильм "День войны".
      Первым публицистическим фильмом о войне стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" режиссёров И.Копалина и Л.Варламова, с триумфальным успехом прошедший по экранам всего мира (только в США его посмотрели более 7 миллионов зрителей) и удостоенный высшей награды Американской киноакадемии - премии "Оскар" как лучший зарубежный документальный фильм 1942 года.
      Последним документальным фильмом военных лет стала лента "Берлин" режиссёра Ю.Райлмана, созданная в 1945 году. Её демонстрацией открывался первый послевоенный международный кинофестиваль в Каннах. Французская газета "Патриот де Нис дю Сюд Эст" писала тогда: "Реализм "Берлина" граничит с галлюцинацией. Снимки с натуры смонтированы с удивительной простотой и создают впечатление реальности, которой достигло только советское кино... В "Берлине" победа достигается главным образом благодаря патриотизму, храбрости, выдержанности человека. "Берлин" дает нам чудесный урок кинематографического искусства, и несмолкаемые аплодисменты критиков и публики являются лучшим свидетельством этого".
      Всего за годы войны было выпущено 34 полнометражных документальных фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых выпуска и более 460 номеров "Союзкиножурнала" и журнала "Новости дня". 14 документальных фильмов - среди них "Разгром немецких войск под Москвой", "Ленинград в борьбе", "Берлин" - были удостоены Государственной премии СССР.
      За создание кинолетописи Великой Отечественной войны Центральная студия кинохроники в 1944 году была награждена орденом Красного Знамени. За документально-публицистическую .эпопею "Великая Отечественная", состоявшую из 20 полнометражных фильмов, большому коллективу её создателей во главе с художественным руководителем и главным режиссёром Р.Карменом, впоследстаии Героем Социалистического Труда, народным артистом СССР, в 1980 году была присуждена Ленинская премия.
      Свыше 40 фронтовых кинодокументалистов пали смертью храбрых в годы минувшей войны... Их имена начертаны на мемориальных досках в зданиях Центрального Дома кино, Центральной студии документальных фильмов, Центральной студии детских и юношеских фильмов имени М.Горького. Мраморный пилон с именами погибших документалистов киностудии "Мосфильм" высится на территории студии. А рядом -скульптурная композиция, представляющая собой бетонный блок рваной формы с горельефными изображениями героических эпизодов войны, выполненная скульптором Л.Берлиным, архитекторами Е.Стамо и М.Шапиро и установленная здесь в мае 1965 года.