Главная     Редакция     Архив     4(20)/2005  
 

Программа
("КУЛЬТУРА МОСКВЫ 2005 - 2007")

Ратная память Москвы
("С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ, А ПОТОМ И С ПУЛЕМЁТОМ...")

Традиции
(ПОКА РУСЬ ПОЁТ - ОНА ЖИВЁТ)

Юбилей
(ПОЛВЕКА ПОЗАДИ. ЧТО ВПЕРЕДИ?)

Юбилей
(ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ "ТУРГЕНЕВКИ")

Конкурс
(ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ)

Фестиваль
("АКТИВНАЯ ЗОНА")

Из истории
(ВСЁ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Театр
(ОТ ЭСКИЗА ДО СПЕКТАКЛЯ)

Театр
(ИСКУССТВО ХХI ВЕКА)

Рядом с нами
("НЕ БЫЛО ДРУГОГО ПУТИ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО - МОЙ ПУТЬ!")

Зажги очаг
(НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ ИЗ ЖИЗНИ ДК "СТИМУЛ")

Культ личностей
("БЛАЖЕННЫХ СНОВ ВЗОШЛА ЗВЕЗДА...")

По периметру Москвы
(ГАЛЕРЕЯ ВИКТОРА ИВАНОВА)

ОТ ЭСКИЗА ДО СПЕКТАКЛЯ

Ольга ИГНАТЮК

В 1998 году Центральный Дом актера создал "Клуб завпостами" - заведующих постановочными частями московских театров. А спустя год этот клуб под руководством Марины Печориной начал устраивать ежегодные выставки "От эскиза до спектакля", на которых работники постановочных частей демонстрировали нам свое искусство Знаем ли мы, что сценическая среда, в которой играет актер, зависит именно от того, как выполнит замысел режиссёра и сценографа постановочная часть театра - художники-исполнители, бутафоры и гримёры, художники по свету и костюмеры?

В наше время, полное нестабильности, эта ежегодная выставка театральных эавпостами стала уже символом постоянства. Что бы ни было, но каждый год в середине февраля она торжественно открывается в Доме актёра - наполняя его особой театральной энергетикой. Нынешняя выставка "От эскиза до спектакля" уже 7-я.
      Естественно, что во время этих выставок Дом актёра преображается, превращаясь в причудливый интерьер всевозможных эпох, стилей, красок и форм, а служители всех московских театров идут сюда взглянуть на свои и чужие достижения. Открывается редкая возможность людям, творящим в безвестных театральных мастерских, больших и малых, показать себя всем сразу, покрасоваться на общем подаренном пространстве, блеснув фантазией и талантами.
      Поле этих выставок беспредельно, для разговора о них надо иметь в виду две постоянные величины: сценографа и изготовителя. Имена сценографов у всех на слуху, выставка же демонстрирует именно воплотителей идей, как правило, совокупно трудящихся виртуозов, имена которых длинным списком указываются под экспонатами. Ведь про театральных художников мы всё знаем, а про работников постановочных частей как раз не знаем ничего. Художник лишь даёт эскиз, а вот ты, завпостом, воплощай; трудись, лепи, рисуй, мудри, конструируй, изощряйся, блистай {если сможешь) и - оставайся в тени. Творческая жизнь мастеров за кулисья пленяет воображение каждого, пришедшего на выставку и желающего понять, из чего и как складывается сценографическая красота спектакля. К тому же заодно тут можно узнать обо всех новинках московских сезонов.
      В чём же "движение идей" этого проекта, существующего уже несколько лет? На прежних выставках несомненно главенствовала сфера костюма, представляемого театрами со всевозможной изобретательностью и пышностью. Теперь завпостами стремятся поведать о себе "научно и системно", являя миру технологию своего мастерства: как зарождается, разрабатывается, изготавливается и (лишь потом) эксплуатируется декорация спектакля. Замысел - эскиз чертежи и расчёты - разработка конструкции сцены - тайны монтировки - макет... Словом, вся тонкая и таинственная материя постановочного искусства - собственно, и создающая театр.

Лидировал на выставке, как всегда, Малый театр, представив чеховский спектакль "Свадьба, свадьба, свадьба" в сценографии А. Глазунова и явив нам все звенья "образа постановки" - от макета, бутафории и мебели до самого костюма. В щегольских экспозициях Малого всегда виден его уровень, его творческая и техническая успешность. Всё, вплоть до мельчайшей детали, было выполнено с барственным шиком и основательностью - словно и не для сцены вовсе, а для настоящей жизни.
      Большой же театр в этот раз оказался скромнее, показав нам разработку оперы С.Прокофьева "Огненный ангел" с костюмами Т. Ногиновой, украшенными "гибким светом", действие которого, однако, так и не было осуществлено. Зато по-прежнему основателен был Театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, предложив любопытствующим знатокам целую сферу из своего костюмного мира, в том числе головные уборы А.Сердобовой к спектаклям разных лет, которые можно было лицезреть как в роскошном натуральном виде, так и на снимках.
      "Эрмитаж" был эффектен и самодостаточен в демонстрации "Анатомического театра инженера Евно Азефа", обнажив как раз всю его анатомию, с запёчатлённым процессом изготовления костюмов в статике и в носке, с присутствующей фигурой самого Азефа, пока ещё ни во что не одетого.
      Театры сатиры и "Модерн" соревновались в монтировочном искусстве, предложив нам спектакли "Хомо эректус" и "Старый дом" в утончённых монтировочных чертежах, превращающихся тут же в макеты, и уловив таинственный процесс воплощения замысла в декорацию. Рядом же сверкал белизной рукотворных деревьев "Вишнёвый сад" РАМТа, представивший конечный результат - "атмосферу действия", сочинённую С.Бенедиктовым.
      Любимовская "Таганка" делилась секретами своего вечноде-мократичного стиля в манекенах и одеждах В.Андреева к спектаклю "Идите и остановите прогресс". Театр "У Никитских ворот" в мольеровском "Скупом" являл иной принцип создания костюма, рождённого изысканной классической традицией и нежной фантазией К.Шима-новской. А Театральный центр "Вишнёвый сад" в своих "Русских водевилях" погружал в густую атмосферу лубочного народного костюма, данного в обстоятельных подробностях и разнообразии типов.
      Особым флангом, как обычно, шли театры, желавшие поведать о своих премьерах "всё-всё-всё". "Et Cetera" соблазнял "Дон Кихотом" в сценографии Э. Кочергина - эскизами, костюмами и фотографиями исполнителей рисуя весь сюжет, рождавший максимальное знание о спектакле. Так же поступил и Театр имени Гоголя: его художник Н.Яшина развернула целую панораму спектакля "Повар-вор, его жена, близнецы и зелёный любовник", своей живописностью пленяя нас, завоёвывая, зовя непременно прийти. Театр на Перовской, как всегда, выступал солидно, подробнейшим образом представляя свою премьеру "Село Степанчиково и его обитатели" и заняв свою привычную нишу на втором этаже. Художник В.Ахмедова не только рассказала "всё о спектакле" - от эскиза, макета и костюма до конкретных сцен, но и "всё о любимом театре", включая его облик, полиграфию, программки и "как проехать".
      В разделе "Бутафория и фактура" также было чем впечатлиться. Театр "Сопричастность" привёз почти настоящего серого ослика, на котором восседал Дон Хуан в спектакле "Молчанье - золото", не забыв и дорогой кожаный костюм Хуана в окружении шикарных дамских нарядов, в авторстве художника В.Фомина. "Интрига фактуры", что и говорить, срабатывала безотказно. Достижениями бутафорских цехов хвастались и ермоловцы в спектакле "Бешеные деньги", и Театр имени Рубена Симонова, явивший искусные вещицы самых разных постановок. А "Школа драматического искусства" звала на "Недосказки" в постановке Д.Крымова, интригуя странными сочетаниями актёра и маски, но не открывая до конца всех секретов приёма.
      Кукольное наше искусство, которому самое место на подобных форумах, было во всеоружии мастерства. Московский театр кукол ослепил солнечным мазком "Сказок Палеха", Образцовский же театр подавлял масштабностью самовыражения. "Кармен! Моя Кармен!", занявшая пол-этажа, явила собой целый мир кукольного волшебства, с бесконечной панорамой действующих лиц, костюмов и антуража, порождая на наших глазах новый жанр - "Музей одного спектакля". Впрочем, кому, как не ему, знаменитому Образцовскому театру, блистать и восхищать?