Программа
("КУЛЬТУРА МОСКВЫ 2005 - 2007")
Ратная память Москвы
("С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ, А ПОТОМ И С ПУЛЕМЁТОМ...")
Традиции
(ПОКА РУСЬ ПОЁТ - ОНА ЖИВЁТ)
Юбилей
(ПОЛВЕКА ПОЗАДИ. ЧТО ВПЕРЕДИ?)
Юбилей
(ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ "ТУРГЕНЕВКИ")
Конкурс
(ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ)
Фестиваль
("АКТИВНАЯ ЗОНА")
Из истории
(ВСЁ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)
Театр
(ОТ ЭСКИЗА ДО СПЕКТАКЛЯ)
Театр
(ИСКУССТВО ХХI ВЕКА)
Рядом с нами
("НЕ БЫЛО ДРУГОГО ПУТИ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО - МОЙ ПУТЬ!")
Зажги очаг
(НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ ИЗ ЖИЗНИ ДК "СТИМУЛ")
Культ личностей
("БЛАЖЕННЫХ СНОВ ВЗОШЛА ЗВЕЗДА...")
По периметру Москвы
(ГАЛЕРЕЯ ВИКТОРА ИВАНОВА)
|
ИСКУССТВО XXI ВЕКА
Татьяна ЕГОРОВА, доктор искусствоведения
После театрального бума 90-х годов трудно кого-либо удивить известием об открытии нового театра. Однако премьерный показ на Малой сцене Детского музыкального театра Натальи Сац оригинальной постановки "Жутко свирепый дракон" Московским государственным театром "Киноспектакль", безусловно, стал настоящим и неординарным событием в культурной жизни нашего мегаполиса, ознаменовавшим рождение принципиально новой зрелищной формы. Она представляет собой искусство XXI века, основанное на синтезе традиционного театра с игровым кинодействием, виртуальным изображением, компьютерной графикой и другими современными технологиями.
Уже сам внешний вид сцены, на которой в виде полусферы расположены три экрана, готовит зрителей к чему-то необычному. И это предчувствие не обманывает, потому что дальше начинается фантастическое феерическое действие, в котором, как оказывается, актёрам дозволяется всё. Они могут одновременно и поочерёдно играть в пространстве сцены и на экране, могут свободно перемещаться туда и обратно, разговаривать и вести диалоги, танцевать со своими экранными партнёрами {дуэт принцессы Маринки и дракона Кабаника) и даже, порвав полотнище, буквально ошеломить зрителей своим внезапным появлением на сцене. Вместе с тем, используя разнообразные технические кинотрюки, автор сценария и режиссёр постановки Олег Лещинер (он же - художественный руководитель театра "Киноспектакль") не стремится превратить их в самоцель, в некий эпатирующий воображение эксперимент. Наоборот, для него обращение к традиционно-театральным и кинематографическим средствам выразительности в построении общей драматургии представления, разворачивающегося стремительно и непринуждённо, оказывается абсолютно гармоничным и естественным.
Надо заметить, что идея синтеза театра и кинематографа не нова и впервые осенила Йозефа Свободу, который реализовал её в знаменитых постановках пражского театра "Латерна магика". Однако путь, который он избрал, существенно отличался от направления, которым двадцать лет спустя пошёл Олег Лещи-цер, поскольку главное, что интересовало чешского сценографа, - это соединение в едином пространстве балета, фильма и пантомимы, объединенных причудливой символикой световых и цветовых контрастов. А вот Лещицер, имея в своём распоряжении значительно больший арсенал визуально-технических приёмов и оснащённый новейшими компьютерными технологиями, остаётся в границах сюжетно-игровой драматургии и вместе с тем до предела нивелирует различия между двумя искусствами, размывая грани между условностью и реализмом, конкретно физическим и иллюзорным существованием героев своего киноспектакля.
"Жутко свирепый дракон" - это очаровательная, полная чудес и фантастических превращений сказка о наивном, добром и смешном страшилке Кабанике (Ирина Петракова). К сожалению, его создатель Чародей (Сергей Стёпин) считает Кабаника неудачным детищем и пытается перевоспитать, сделать "жутко свирепым" и страшным, т.е. таким, каким и положено быть "нормальному" дракону. И чего только не предпринимает Чародей, чтобы заставить дракона совершить какое-либо злодейство! Например, похитить юную принцессу Маринку (Светлана Фатина), превращая её с помощью колдовства то в отталкивающую уродину, то в злючку, но все усилия напрасны. Влюблённый в Маринку поварёнок Эрик (Виталий Емашов) разрушает любые планы неугомонного, хотя в общем-то неплохого Чародея и, спасая от напастей принцессу, тем самым не даёт Кабанику потерять веру в то, что "миром правит любовь", не позволяет ему запятнать совесть постыдным поступком.
Удивительная вещь, но в сказке "Жутко свирепый дракон" Олега Лещицера при тщательной разработке образов героев, каждый из которых обладает рельефно очерченным характером, индивидуальной пластикой и манерой поведения, вообще нет отрицательных персонажей. Более того, в спектакле не существует даже намёка на какое-либо насилие, жестокость, кровожадность, коих стало слишком много и в нашей жизни, и в искусстве. И в этом проявляется жизненная и художническая позиция режиссёра, убеждённого в том, что сегодня людям не хватает доброты, надежды и веры, которая /е должна их покидать никогда, и что именно сказка позволяет говорить об этих понятиях по-настоящему и всерьёз.
Наконец, последнее немаловажное обстоятельство, превращающее этот необычайно яркий по силе и остроте впечатлений спектакль в искрящееся многоцветней красок зрелище, достойное нового века, связано с красочным визуальным и музыкальным оформлением постановки Г. Лапицким, эффектными костюмами, выполненными художником-модельером Л. Стариновой. Сюда же следует добавить безупречную и виртуозную по мастерству работу кинооператора А. Костенецкого, а также вдохновенную игру актёров, с азартом и удивительной непринуждённостью исполняющих свои роли. Единственная "ложка дёгтя", осложняющая жизнь нового театра и создающая определённые трудности в его общении со зрителями, - отсутствие собственной сценической площадки. Но, полагаю, при том успехе и общественном резонансе, который имели его премьерные спектакли, этот болезненный для многих молодых театров вопрос будет разрешён.
|