Главная     Редакция     Архив     4(20)/2005  
 

Программа
("КУЛЬТУРА МОСКВЫ 2005 - 2007")

Ратная память Москвы
("С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ, А ПОТОМ И С ПУЛЕМЁТОМ...")

Традиции
(ПОКА РУСЬ ПОЁТ - ОНА ЖИВЁТ)

Юбилей
(ПОЛВЕКА ПОЗАДИ. ЧТО ВПЕРЕДИ?)

Юбилей
(ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ "ТУРГЕНЕВКИ")

Конкурс
(ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ)

Фестиваль
("АКТИВНАЯ ЗОНА")

Из истории
(ВСЁ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Театр
(ОТ ЭСКИЗА ДО СПЕКТАКЛЯ)

Театр
(ИСКУССТВО ХХI ВЕКА)

Рядом с нами
("НЕ БЫЛО ДРУГОГО ПУТИ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО - МОЙ ПУТЬ!")

Зажги очаг
(НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ ИЗ ЖИЗНИ ДК "СТИМУЛ")

Культ личностей
("БЛАЖЕННЫХ СНОВ ВЗОШЛА ЗВЕЗДА...")

По периметру Москвы
(ГАЛЕРЕЯ ВИКТОРА ИВАНОВА)

ИСКУССТВО XXI ВЕКА

Татьяна ЕГОРОВА, доктор искусствоведения

После театрального бума 90-х годов трудно кого-либо удивить известием об открытии нового театра. Однако премьерный показ на Малой сцене Детского музыкального театра Натальи Сац оригинальной постановки "Жутко свирепый дракон" Московским государственным театром "Киноспектакль", безусловно, стал настоящим и неординарным событием в культурной жизни нашего мегаполиса, ознаменовавшим рождение принципиально новой зрелищной формы. Она представляет собой искусство XXI века, основанное на синтезе традиционного театра с игровым кинодействием, виртуальным изображением, компьютерной графикой и другими современными технологиями.

Уже сам внешний вид сцены, на которой в виде полусферы расположены три экрана, готовит зрителей к чему-то необычному. И это предчувствие не обманывает, потому что дальше начинается фантастическое феерическое действие, в котором, как оказывается, актёрам дозволяется всё. Они могут одновременно и поочерёдно играть в пространстве сцены и на экране, могут свободно перемещаться туда и обратно, разговаривать и вести диалоги, танцевать со своими экранными партнёрами {дуэт принцессы Маринки и дракона Кабаника) и даже, порвав полотнище, буквально ошеломить зрителей своим внезапным появлением на сцене. Вместе с тем, используя разнообразные технические кинотрюки, автор сценария и режиссёр постановки Олег Лещинер (он же - художественный руководитель театра "Киноспектакль") не стремится превратить их в самоцель, в некий эпатирующий воображение эксперимент. Наоборот, для него обращение к традиционно-театральным и кинематографическим средствам выразительности в построении общей драматургии представления, разворачивающегося стремительно и непринуждённо, оказывается абсолютно гармоничным и естественным.
      Надо заметить, что идея синтеза театра и кинематографа не нова и впервые осенила Йозефа Свободу, который реализовал её в знаменитых постановках пражского театра "Латерна магика". Однако путь, который он избрал, существенно отличался от направления, которым двадцать лет спустя пошёл Олег Лещи-цер, поскольку главное, что интересовало чешского сценографа, - это соединение в едином пространстве балета, фильма и пантомимы, объединенных причудливой символикой световых и цветовых контрастов. А вот Лещицер, имея в своём распоряжении значительно больший арсенал визуально-технических приёмов и оснащённый новейшими компьютерными технологиями, остаётся в границах сюжетно-игровой драматургии и вместе с тем до предела нивелирует различия между двумя искусствами, размывая грани между условностью и реализмом, конкретно физическим и иллюзорным существованием героев своего киноспектакля.
      "Жутко свирепый дракон" - это очаровательная, полная чудес и фантастических превращений сказка о наивном, добром и смешном страшилке Кабанике (Ирина Петракова). К сожалению, его создатель Чародей (Сергей Стёпин) считает Кабаника неудачным детищем и пытается перевоспитать, сделать "жутко свирепым" и страшным, т.е. таким, каким и положено быть "нормальному" дракону. И чего только не предпринимает Чародей, чтобы заставить дракона совершить какое-либо злодейство! Например, похитить юную принцессу Маринку (Светлана Фатина), превращая её с помощью колдовства то в отталкивающую уродину, то в злючку, но все усилия напрасны. Влюблённый в Маринку поварёнок Эрик (Виталий Емашов) разрушает любые планы неугомонного, хотя в общем-то неплохого Чародея и, спасая от напастей принцессу, тем самым не даёт Кабанику потерять веру в то, что "миром правит любовь", не позволяет ему запятнать совесть постыдным поступком.
      Удивительная вещь, но в сказке "Жутко свирепый дракон" Олега Лещицера при тщательной разработке образов героев, каждый из которых обладает рельефно очерченным характером, индивидуальной пластикой и манерой поведения, вообще нет отрицательных персонажей. Более того, в спектакле не существует даже намёка на какое-либо насилие, жестокость, кровожадность, коих стало слишком много и в нашей жизни, и в искусстве. И в этом проявляется жизненная и художническая позиция режиссёра, убеждённого в том, что сегодня людям не хватает доброты, надежды и веры, которая /е должна их покидать никогда, и что именно сказка позволяет говорить об этих понятиях по-настоящему и всерьёз.
      Наконец, последнее немаловажное обстоятельство, превращающее этот необычайно яркий по силе и остроте впечатлений спектакль в искрящееся многоцветней красок зрелище, достойное нового века, связано с красочным визуальным и музыкальным оформлением постановки Г. Лапицким, эффектными костюмами, выполненными художником-модельером Л. Стариновой. Сюда же следует добавить безупречную и виртуозную по мастерству работу кинооператора А. Костенецкого, а также вдохновенную игру актёров, с азартом и удивительной непринуждённостью исполняющих свои роли. Единственная "ложка дёгтя", осложняющая жизнь нового театра и создающая определённые трудности в его общении со зрителями, - отсутствие собственной сценической площадки. Но, полагаю, при том успехе и общественном резонансе, который имели его премьерные спектакли, этот болезненный для многих молодых театров вопрос будет разрешён.