Программа
("КУЛЬТУРА МОСКВЫ 2005 - 2007")
Ратная память Москвы
("С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ, А ПОТОМ И С ПУЛЕМЁТОМ...")
Традиции
(ПОКА РУСЬ ПОЁТ - ОНА ЖИВЁТ)
Юбилей
(ПОЛВЕКА ПОЗАДИ. ЧТО ВПЕРЕДИ?)
Юбилей
(ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ "ТУРГЕНЕВКИ")
Конкурс
(ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ)
Фестиваль
("АКТИВНАЯ ЗОНА")
Из истории
(ВСЁ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)
Театр
(ОТ ЭСКИЗА ДО СПЕКТАКЛЯ)
Театр
(ИСКУССТВО ХХI ВЕКА)
Рядом с нами
("НЕ БЫЛО ДРУГОГО ПУТИ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО - МОЙ ПУТЬ!")
Зажги очаг
(НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ ИЗ ЖИЗНИ ДК "СТИМУЛ")
Культ личностей
("БЛАЖЕННЫХ СНОВ ВЗОШЛА ЗВЕЗДА...")
По периметру Москвы
(ГАЛЕРЕЯ ВИКТОРА ИВАНОВА)
|
ПОКА РУСЬ ПОЁТ - ОНА ЖИВЁТ
Ольга КОВРИГИНА, кандидат социологических наук
Философы и политики, историки, деятели культуры и служители церкви всё
чаще говорят с необходимости выработки национальной идеи при обращении
к богатому опыту, наработанному лучшими представителями отечественной
истории, науки и культуры за многовековой путь развития России. Однако
рассуждения и наставления общего характера не могут оказать на душу человека
такого влияния, как живой образ, наглядная картина, соучастие, приобщение
к красоте, её нетленным истокам.
Древняя певческая культура сыграла решающую роль в зарождении на Руси
всех видов музыки. Ещё в середине X века княгиня Ольга задаётся вопросом:
"Что есть лучше всего в свете сём?". И ей открывается библейское: "Лучше
всего в свете сём - премудрость. Премудрость, которая поётся". Выступая
с самого начала в качестве высшей формы выражения самосознания народа,
"летописью его жизни", непосредственным воплощением гуманистических ценностей
нации, её обычаев и традиций, песня по праву является духовным стержнем
народа.
Москва с XV века считалась на Руси центром
певческого искусства. Именно в стенах Московской консерватории в 1866
году открылась первая в стране кафедра истории и теории церковного пения,
а в настоящее время в столице работает целая плеяда ученых и педагогов,
действуют десятки творческих хоровых коллективов -~ светских и церковных,
профессиональных и любительских, детских и взрослых. Проводятся фестивали
духовной музыки.
Песня способна объединить людей разных
национальностей, вероисповеданий, политических взглядов и убеждений, внести
согласие и направить их усилия на активную созидательную деятельность.
В сентябре 1993 года по благословению митрополита
Волоколамского и Юрьевского Питирима в храме Вознесения Господня в Коломенском
прошёл Первый благотворительный фестиваль православной духовной музыки
"Русь певчая". В 1994-м фестиваль благословил Святейший патриарх Московский
и всея Руси Алексий И. Спустя год организаторы фестиваля учредили международную
общественную благотворительную организацию с аналогичным названием. Её
деятельность уже 10 лет распространяется на территориях России и Беларуси.
"Русь певчая" - это возвращение к первой
с токам русского музыкального искусства. Она активно сотрудничает с православной
церковью, министерствами образования и культуры, центральными и местными
органами власти, другими общественными организациями в деле возрождения
высокой духовности, повышения общеобразовательного и культурного уровня
российских граждан, особенно школьников и молодёжи.
Неслучайно местом проведения фестиваля
и главным объектом благотворительности было выбрано овеянное легендами,
наполненное ароматом истории Коломенское. Истинной жемчужиной сверкает
в короне архитектурного ансамбля музея-заповедника храм Вознесения Господня,
построенный в честь рождения наследника московского престола, будущего
царя Ивана Грозного. Те, кто хоть раз видел эту церковь, едва ли может
её забыть. Нет человека, впервые побывавшего в Коломенском, который бы
не остановился в изумлении перед этой величественной картиной. "Ничто
не поразило меня так, как Коломенское - этот памятник древней русской
архитектуры. Я видел какой-то новый её вид. Я видел стремление ввысь и
долго стоял ошеломлённый. Это из области того, что я видел самого удивительного",
- писал французский композитор Гектор Берлиоз.
Когда в этом храме звучат лучшие духовные
хоры России, эмоциональный накал настолько велик, что, выйдя из храма,
люди чувствуют себя очищенными, просветлёнными и с удовольствием делятся
своими впечатлениями в Книге отзывов: "Сегодня впервые за долгие годы
я проникся чувством гордости за то, что я русский, что причастен к великой
культуре великой нации, колоссальный духовный потенциал которой не только
не исчерпан, но ещё и не до конца всеми нами осознан". Есть и такой отзыв:
"Богу слава! Русь проснулась.
Обретая образ свой.
Распрямилась, встрепенулось,
к
песнопению вернулась.
Чуждый заглушая вой".
В 1994 году этот уникальный памятник русского
зодчества был включен по решению ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.
Проведя несколько фестивалей, "Русь певчая"
предложила расширить рамки фестиваля, превратив его в Певческий собор.
Отличительная особенность Певческого собора в том, что это не концерт
и не богослужение. Его смысл - в комплексном, гармоничном воздействии
на слушателя лучших образцов классического наследия русской культуры -
зодчества, иконописи, духовных песнопений. Это именно собор - собирание
в единое целое всего того, что способствует возвышению духа "через многосложную
работу души".
Собор решает двуединую задачу -пробуждает
национальную гордость, приобщая слушателей к животворным истокам нашей
культуры, и, кроме того, даёт возможность получить информацию об истории
хорового пения как неотъемлемой составляющей искусства Древней Руси, в
котором, по определению академика Д.С.Лихачёва, "выражены потребности
её бурной истории и национального подъёма; её стремление к монументальности
содержания и форм, чувство величия мира и чувство возвышенного, ощущение
связей всех и всего с судьбами мира, способность подниматься до осознания
своего единства со всем человечеством".
Совместно с Московским бюро ЮНЕСКО при
поддержке Московской патриархии и ряда организаций издана памятная открытка
с компакт-диском "Песнопения Древней Руси". Это эксклюзивное издание получило
высшую оценку в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
На компакт-диске представлены "Песнопения"
в исполнении мужского хора "Древнерусский распев". Он был основан в 1983
году в стенах Троице-Сергиевой лавры Анатолием Гринденко, в настоящее
время входит в систему Синодального отдела религиозного образования и
катехизации. Награждён орденом Русского (бывшего императорского) палестинского
общества в Иерусалиме. На фирме "OPUS 111" (Париж) выпущено 13 CD, 10
из которых - мировые премьеры, удостоенные высших наград журнала международной
критики "Diapason".
В хоре 12 певчих. Основное направление
- расшифровка и исполнение памятников древнерусского певческого искусства,
возвращение их в реальную практику.
Зная, сколь трудно изыскивать средства
на поддержку культуры и искусства, творческий коллектив "Руси певчей"
предлагает совершенно новую, но уже действующую во многих европейских
странах экономику культуры под названием "маркетинг-событие". Приобретая
памятную открытку, гости Коломенского вносят свой вклад в восстановление
храма Вознесения Господня, который требует очень больших средств на поддержку
и реставрацию. Сейчас эти работы финансируются Правительством Москвы.
"Русь певчая" надеется не только собрать средства, но и привлечь внимание
общественности к тому, чтобы общими усилиями уберечь храм от разрушения
и воссоздать его в первоначальной красоте и величии.
На протяжении многих лет "Русь певчая"
активно участвовала в благотворительных праздничных программах, посвящённых
50-летию Победы в Великой Отечественной войне, 300-летию Российского Флота,
850-летию Москвы, организовала целый ряд благотворительных мероприятий
и концертов духовной музыки для ветеранов войны и труда, военнослужащих
и молодёжи. В творческом портфеле организации имеется несколько программ,
предусматривающих дальнейшею пропаганду традиций и достижений русской
национальной культуры во всём её духовном богатстве и разнообразии. Наши
современники и потомки достойны того, чтобы иметь возможность слушать
бережно сохранённые для нас радетелями русского искусства дивные звуки
духовного пения, в которых драгоценной россыпью запечатлена "поступь гулких
столетий" нашей великой Родины.
|