Главная     Редакция     Архив     4(20)/2005  
 

Программа
("КУЛЬТУРА МОСКВЫ 2005 - 2007")

Ратная память Москвы
("С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ, А ПОТОМ И С ПУЛЕМЁТОМ...")

Традиции
(ПОКА РУСЬ ПОЁТ - ОНА ЖИВЁТ)

Юбилей
(ПОЛВЕКА ПОЗАДИ. ЧТО ВПЕРЕДИ?)

Юбилей
(ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ "ТУРГЕНЕВКИ")

Конкурс
(ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ)

Фестиваль
("АКТИВНАЯ ЗОНА")

Из истории
(ВСЁ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О МОСКВЕ?)

Театр
(ОТ ЭСКИЗА ДО СПЕКТАКЛЯ)

Театр
(ИСКУССТВО ХХI ВЕКА)

Рядом с нами
("НЕ БЫЛО ДРУГОГО ПУТИ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО - МОЙ ПУТЬ!")

Зажги очаг
(НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ ИЗ ЖИЗНИ ДК "СТИМУЛ")

Культ личностей
("БЛАЖЕННЫХ СНОВ ВЗОШЛА ЗВЕЗДА...")

По периметру Москвы
(ГАЛЕРЕЯ ВИКТОРА ИВАНОВА)

ГАЛЕРЕЯ ВИКТОРА ИВАНОВА

Олег ЛОШАКОВ, член правления Московского союза художников

Когда в Москве открывалась галерея произведений народного художника СССР А.М.Шилова, никто и предположить не мог, что это послужит примером, можно сказать, целому общественно-культурному движению в России.

Открытие музея живому художнику было делом непривычным, породившим различные толки. Однако прошло несколько лет, и оказалось, что пример Москвы глубоко затронул какие-то очень важные струны региональной души. Галереи, посвящённые творчеству живых мастеров искусства, стали открываться во многих городах нашей страны.
      В конце минувшего года в Рязани торжественно открыли галерею произведений народного художника СССР, лауреата Государственных премий, действительного члена Российской академии художеств Виктора Ивановича Иванова, Открытие галереи ознаменовано выставкой "Виктор Иванов и земля Рязанская". На церемонии открытия присутствовали губернатор Рязани Г.И.Шпак, представители администрации Президента России, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Российской Академии художеств, Союза художников России, Московского союза художников, многих других региональных организаций художников, директор Третьяковской галереи В.А.Родионов, директор Рязанского областного художественного музея В.А.Иванов, многочисленные друзья и коллеги художника. Особо следует отметить, что на открытие приехало много народа из области - из села Исада и окрестных поселений, где работали Виктор Иванович Иванов и герои его произведений. Очень большая экспозиция отразила все периоды творчества мастера. Специально для неё из Третьяковской галереи было привезено несколько лучших произведений художника. Это придало экспозиции особое звучание, подчеркнуло выдающееся значение творческих свершений автора. Московский художник Виктор Иванович Иванов широко известен российской публике. В прошлом году ему исполнилось 80 лет. Он принадлежит к поколению "сурового стиля", которое сыграло уникальную роль в истории нашей культуры, решительно отказавшись в 50-е годы от утвердившейся в практике искусства "лакировки" действительности. Сейчас можно встретить легкомысленные суждения о времени и значении движения шестидесятников (так их ещё называют) как недостаточно радикальном. Такие суждения сформированы непониманием драматизма ситуации, сложившейся в конце 40-х - начале 50-х годов. Страна жила Великой Победой, верой в справедливость власти, а в области искусства была начата идеологическая компания против "космополитизма и формализма", которая очень сильно отразилась на всей культурной жизни страны. Тогдашнее молодое поколение художников, ещё студентами, было невольно вовлечено в эту драму. Из института были изгнаны замечательные учителя, в том числе и А.А.Осьмёркин, у которого учился В.И. Иванов. Молодые люди тяжело переживали эти события, но они ускорили их духовный выбор. Вот что говорил народный художник СССР П.Оссовский в своём выступлении на чествовании мастера: " Воспитанные временем и своими учителями, сохранившими преемственность традиций искусства и передавшими нам любовь и понимание художественных достоинств великого искусства русской живописи, вчерашние ученики, ставшие зрелыми мастерами, сумели развить её традиции и найти новые средства живописного языка для выражения идей своего времени".
      Творчество В.И.Иванова полностью подтверждает эту мысль. И, как бывает с настоящими явлениями искусства, оно даёт повод размышлять об интересе к нему с разных уровней восприятия. Коллега-профессионал найдёт здесь пищу для рассуждений о грандиозности свершений художника и последовательном развитии своих живописных пластических принципов: пространственные конструктивные начала бубнововалетовцев; монументальные основы русской иконописной школы с её ритмическими и цветовыми построениями; трагические интонации великого классического европейского искусства. Всё органично соединено с лирико-эпическим восприятием жизни, любовью к родительским истокам, к родной земле и её труженикам. Воспитанное в нас временем стихийное западничество В.И.Иванов силой своего таланта и всей своей творческой жизнью сумел переплавить в классические достижения современного российского искусства.
      Это искусство интересно и неискушённому зрителю, который найдёт для себя в образах мастера много близкого и важного, что воскресит в душе человека опыт собственной жизни. И, конечно, экспозиция необычайно интересна для тех, кого рисовал В.И.Иванов. Творчество мастера неразрывно связано с приокскими землями Рязанской области, родными для него по материнской линии местами, с жизнью сельских тружеников.
      В Вологде открылся Музейно-творческий центр имени народного художника РФ В.Н.Корбакова, в Ханты-Мансийске - Дом-музей народного художника СССР В.А.Игошева, в Бежецком районе Брянска - Музей народных художников СССР братьев С. и В.Ткачёвых, в Орле - Музей-мастерская народного художника РСФСР А.И.Курнакова. При жизни художников были открыты: в Иркутске -Музей народного художника РСФСР В.С.Рогаля, в Омске - Государственный музей "Либеров-центр" народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии, члена-корреспондента PAX А.Н.Либерова, в этом же городе - Музей народного художника РСФСР Кондрата Бегова и заслуженного деятеля искусств РСФСР Станислава Белова. Создание таких музейных центров является выражением признательности граждан своим выдающимся землякам за значительный вклад в развитие культуры своего региона и России в целом. Замечательно, что пример Москвы получил такое прекрасное развитие.