Событие
(ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)
К 65-летию битвы за Москву
(ЗАЩИТИВШИЕ СТОЛИЦУ)
К 65-летию битвы за Москву
(СВЯЗНЫЕ ИСТОРИИ)
Международные контакты
(К ГАРМОНИИ ОТНОШЕНИЙ)
Форум
(«ЕДИНЕНИЕ»)
Очаги культуры
(НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВАЯ БИБЛИОТЕКА)
Юбилей
(МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ - 110 ЛЕТ)
Театр
(ЧТО ЯВЯТ МОЛОДЫЕ, ЧТО СКАЖУТ СТАРИКИ?)
Театр
(ИДУЩИЙ ПРЯМОЙ ДОРОГОЙ)
Рядом с нами
(ВЫСОКАЯ ПЛАНКА ЮЛИИ КРИВЯКИНОЙ)
Московские традиции
(«СЛУШАЙТЕ, ЕСЛИ ХОТИТЕ...»)
Наше наследие
(«МАТВЕЙ КУЗНЕЦОВ - ДУША РОССИЙСКОГО ФАРФОРА»)
Музеи
(СЕРЕБРЯНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ)
Музеи
(ПАЛИТРА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА)
Культ личностей
(ПОДАРОК СКУЛЬПТОРА)
Культ личностей
(«ДОРОГА К ДОМУ» ВЛАДИМИРА БРАЙНИНА)
|
ЧТО ЯВЯТ МОЛОДЫЕ, ЧТО СКАЖУТ СТАРИКИ?
Ольга ИГНАТЮК, фото Михаила ГУТЕРМАНА
Прошедший театральный сезон с его знаковыми событиями плавно перетёк в следующий, прибавляя к свершившимся победам новые и подтверждая зрительские приоритеты. И главные успехи нашей сцены, как всегда, складываются из двух позиции - того, что несет нам "племя младое", и того, что скажут "старики".
Одно из основных событий текущего театрального момента - возникший на карте Москвы новый коллектив "Студия театрального искусства" под руководством Сергея Женовача. Этого режиссёра, всю жизнь воплощающего идею "нетленного духа русской классики", мы знаем давно. Теперь нам предстоит узнать его талантливых учеников, составивших труппу сего театра и в отличие от своих сверстников, играющих в авангардные игры, исповедующих традиции русского психологизма. Не давая ему исчезнуть с нашей сцены. Они играют "Мальчиков" Ф.Достоевского, "Захудалый род" Н.Лескова, "Обломовщину" И.Гончарова - к сожалению, пока на разных сценах, не имея ещё своей.
И вот совсем иной театр - "Практика", родившийся в этом же сезоне и расположенный рядом с "Театром.dос", поскольку весьма близок ему в своих поисках. Тут "практикуются" на сцене совсем молодые режиссёры, ставя авангардные тексты ещё никому не известных драматургов. "Практика" - обитель новой молодёжной культуры и новых идей, формирующих новый театральный язык и, конечно, театральную моду.
Преуспел в нынешнем рейтинге популярности Дмитрий Крымов -сын легендарного Анатолия Эфроса, начавший работать как сценограф ещё на спектаклях своего отца в далёкие 70-е годы. В последнее же время стал ставить собственные спектакли со своими студентами сценографического факультета, выступающими на сцене в качестве актёров и декораций одновременно. Идущие в Театре Анатолия Васильева, эти спектакли проповедуют местный принцип "театра живого эволюционного процесса и нового способа мышления и существования в искусстве". В крымовских фантазиях "Недосказки" и "Донкий Хот" на сцене обнажается таинственная технология создания сценографического образа, в сокровенном процессе его изготовления - делая сам процесс предметом зрелища и наполняя его философским смыслом. Человек же, всячески деформируясь, используется как пластичный сценический материал. А "сценография из человека" и "превращение живого в мёртвое", человека - в куклу, становится внутренним пафосом этой театральной эстетики.
На сценах Москвы, как всегда, лидируют новые режиссёрские генерации, активно завоёвывающие наше внимание и становящиеся во главе театрального процесса. Так, на "Рассказ о семи повешенных" Л.Андреева в "Табакерке", поставленный Миндаугасом Карбаускисом, в этом сезоне стремился попасть весь город, укрепляя позиции этого литовского режиссёра в столичных кругах. А на "Гамлета" Юрия Бутусова народ ломился в МХТ им.А.П.Чехова. Туда же - на "Господ Головлёвых" Кирилла Серебренникова, продолжающего удивлять нас своими гротесками.
К 50-летию "Современника" Александр Огарёв поставил на его сцене "советское ретро" - володинские "Пять вечеров", затверженные наизусть нашей интеллигенцией. Эта пьеса шла здесь в конце 50-х. Теперь главные роли в ней играют Елена Яковлева и Сергей Гармаш.
А Владимир Панков в Центре драматургии и режиссуры под руководством А.Казанцева и М.Рощина возмутил умы музыкальным ревю "Переход" - ставшим хорошим способом знакомства с нравами нынешних подземок и переходов для тех, кто по каким-то причинам не был с ними знаком. Это - сочинение-эксклюзив, созданное по текстам молодых драматургов, которым дали специальный заказ поразмышлять на тему "перехода".
Любителям лёгких комедий рекомендовано смотреть спектакль Евгения Писарева "Одолжите тенора!" по пьесе К.Людвига в театре имени А.С.Пушкина - зрелище коммерческое, но сделанное со вкусом.
А поклонникам мультимедийных перформансов надо увидеть последние работы "Тотального театра" знаменитых Колейчуков. Их спектакли "Два Кандинских" и "Птицы сна" явят вам пример интерактивной эстетики, продуцирующей новую визуально-звуковую реальность. В коей сплелись акустическая экзотика с её музыкой, световая и звуковая режиссура, кинетический и звуковой костюм, самовозводящиеся и трансформирующиеся конструкции, компьютерная графика и электронное искусство - и, конечно, живой актёр. И всё это представляет собой зрелище упоительное.
Что касается "стариков", то Ленком в этом сезоне вызвал несомненный интерес "Затмением" (по известному роману К.Кизи "Пролетая над гнездом кукушки") в постановке Александра Морфова и конкретно - ролью МакМерфи в исполнении Александра Абдулова, дождавшегося едва ли не лучшей роли в своей жизни. "Счастливые дни" С.Беккета в театре имени А.С.Пушкина в постановке Михаила Бычкова тоже неплохи, особенно Вера Алентова, сыгравшая главную роль (Винни) с редкостным драматизмом и представ перед нами "совершенно новой Верой Алентовой".
Сергея Арцибашева, возглавляющего театр имени Вл.Маяковского, теперь тоже уже можно записывать в "старики": его путь в театре долог и плодотворен, а последняя премьера "Мёртвые души", собравшая всех звёзд этой сцены, выразительна и масштабна. Особенно сам он, сыгравший в своём спектакле Чичикова (Арцибашев - из тех редких режиссёров, что играют все крупные роли в собственных спектаклях). А в роли Плюшкина, кстати, Игорь Костолевский - что тоже крайне любопытно.
Менее удачным оказалось это гоголевское произведение в "Табакерке" в постановке Миндаугаса Карбаускиса, идущее под названием "Похождение", где Чичикова играет Сергей Безруков. На него, собственно, и пойдут те, кто ещё не вконец устал от "вечного Гоголя" русской сцены.
Если числить в мэтрах Сергея Женовача, то его спектакль по Ж.-Б.Мольеру "Мнимый больной" в Малом театре тоже вызвал интерес в этом сезоне, особенно же - Василий Бочкарёв в главной роли (Аргана), работу которого многие считают выдающейся.
Ну а в театре "Тень" (попасть в который крайне сложно в силу мизерного количества зрительских мест вокруг крошечной, величиной с картонную коробку, сцены) гурманам следует увидеть спектакль Ильи Эпельбаума "Смерть Полифема", где главную роль играют ноги популярного танцовщика Николая Цискаридзе.
На малой сцене театра имени Н.В.Гоголя стоит посмотреть экзистенциальную драму С.Шепарда "Однажды в Калифорнии" в постановке Сергея Яшина, где захватывающий дуэт двух братьев сыграли Александр Мезенцев и Андрей Болсунов, явив нам на американском материале образец неистовой русской игры.
Валерий Белякович в своём "Театре на Юго-Западе", как всегда, удивил публику новым экспрессивным сочинением - "Дракулой". Поставив этот спектакль по роману Брэма Стокера, он первым из театральных режиссёров "открыл тему", лишив безмятежного ночного сна зрителей, расходящихся со спектакля ровно в полночь. При всей магии данного опуса он стал к тому же и увлекательным исследованием "темы вампиризма в культуре славянских народов". А первым на нашей сцене великого Дракулу сыграл Алексей Матошин.
И если кто-то сможет доехать до Олимпийской деревни на юго-западе столицы, то пусть посмотрит там "Лесную песню" в Музыкальном театре национального искусства Владимира Назарова. Назаров максимально приблизил украинский фольклор к современности, осуществив впечатляющий мегапроект, в котором роскошь и гламур в сочетании с этносюжетом Леси Украинки вызывают настоящую эйфорию публики.
|