Главная     Редакция     Архив     12(40)/2006  
 

Событие
(ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)

К 65-летию битвы за Москву
(ЗАЩИТИВШИЕ СТОЛИЦУ)

К 65-летию битвы за Москву
(СВЯЗНЫЕ ИСТОРИИ)

Международные контакты
(К ГАРМОНИИ ОТНОШЕНИЙ)


Форум
(«ЕДИНЕНИЕ»)


Очаги культуры
(НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВАЯ БИБЛИОТЕКА)


Юбилей
(МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ - 110 ЛЕТ)


Театр
(ЧТО ЯВЯТ МОЛОДЫЕ, ЧТО СКАЖУТ СТАРИКИ?)

Театр
(ИДУЩИЙ ПРЯМОЙ ДОРОГОЙ)

Рядом с нами
(ВЫСОКАЯ ПЛАНКА ЮЛИИ КРИВЯКИНОЙ)

Московские традиции
(«СЛУШАЙТЕ, ЕСЛИ ХОТИТЕ...»)


Наше наследие
(«МАТВЕЙ КУЗНЕЦОВ - ДУША РОССИЙСКОГО ФАРФОРА»)

Музеи
(СЕРЕБРЯНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ)

Музеи
(ПАЛИТРА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА)


Культ личностей
(ПОДАРОК СКУЛЬПТОРА)

Культ личностей
(«ДОРОГА К ДОМУ» ВЛАДИМИРА БРАЙНИНА)


"СЛУШАЙТЕ, ЕСЛИ ХОТИТЕ..."

Пётр РЕДЬКИН

В Государственный Исторический музей, Музей русской усадебной культуры "Кузьминки", Театральную галерею Музея имени Бахрушина, Оперный дом заповедника "Царицыно", Галерею А.Шилова вернулись из забвения литературно-музыкальные вечера.

А началось всё 10 лет назад с "Русского салона", созданного Маргаритой Раевской. Это содружество объединяет её (сопрано), Ольгу Ефремову (рояль) и вернувшегося на родину после многолетнего контракта за рубежом широко известного баса Владимира Тверского. Бывает, приглашаются скрипач, виолончелист, балалаечник, но гвоздь программы всегда - мощный русский бас.
     В царицынском Оперном доме, где элементы готических окон и проёмов, блеск тяжеловесных многоярусных люстр создают атмосферу возвышенного торжества, совсем не русского, а скорее, западного характера, как ни странно, героический русский бас Владимира Тверского оказывается единственным звуковым аккомпанементом, соразмерным замыслу архитектора. Гуляющая в парке публика пристрастилась не пропускать выступлений артиста, а его фанаты съезжаются с разных концов города.
     Владимир Тверской, выпускник Харьковской консерватории, освоил в Австрии западную манеру пения. Теперь искушённый поклонник классицизма в музыке имеет возможность, не выезжая из Москвы, услышать и популярные арии, и довольно редко исполняемый репертуар.
      "Эмоционально разогретый певцом слушатель - благодарный зритель на наших тематических выставках, - говорит А.С.Безруков, замдиректора Оперного дома, - у него возникает потребность погрузиться в историю царицынских дворца, парка и сопряжённых с ними событий".
     Помимо оперных опусов Верди, романсов и песен Шумана, Шуберта, Бортнянского, "Русский салон" предложил Оперному дому (как известно, дворцовому театру императрицы Екатерины II) цикл салонных и городских романсов классического периода русской культуры.
     В Музее русской усадебной культуры "Кузьминки", наряду с литературно-музыкальным салоном, музыкальными сезонами проводится фестиваль романсов. Сам жанр городского романса словно создан для усадебных интерьеров. Дворянские сезоны - это, конечно, прежде всего музицирование в камерном зале. Городской романс ("Нет, не люблю я вас", "Не пробуждай воспоминаний", "Не лукавьте", "Пара гнедых", "Забыли вы") бесконечно разнохарактерен. В уюте камерного зала его звуки бесценны для души человека своей эмоциональной насыщенностью. Когда звучит голос Тверского, человека оставляют суетные мысли. Случается, под окнами собирается толпа людей, поражённых красотой и мощью русского баса. Звучит музыка Глинки, Варламова, Булахова, Гурилева, Прозоровского, Малашкина, Дюбюка, Дризо, Фомина - необозримый и часто неведомый пласт музыкального наследия.
     Творчество Владимира Тверского как композитора не менее привлекательно мелодичностью, глубиной чувств, духовным размахом. Певец разыскивает и находит стихи, достойные жанра городского романса. А композиторы А.Миловидов и В.Вишняков подарили певцу свои произведения. Такие романсы, как "Твои признанья" (А.Миловидов) или "Мне ль говорить со старым садом?" (В.Вишняков), "Пляшет цыганка" (В.Тверской), судя по реакции публики, украшают жанр городского романса, звучащего и в Театральной галерее Музея театра имени Бахрушина.
     Несомненно, что перед нами опыт не только поиска разнообразных форм привлечения зрителей, но в первую очередь попытка духовной связи с минувшим, а также культурного просветительства с учётом интересов публики.