Событие
(ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)
К 65-летию битвы за Москву
(ЗАЩИТИВШИЕ СТОЛИЦУ)
К 65-летию битвы за Москву
(СВЯЗНЫЕ ИСТОРИИ)
Международные контакты
(К ГАРМОНИИ ОТНОШЕНИЙ)
Форум
(«ЕДИНЕНИЕ»)
Очаги культуры
(НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВАЯ БИБЛИОТЕКА)
Юбилей
(МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ - 110 ЛЕТ)
Театр
(ЧТО ЯВЯТ МОЛОДЫЕ, ЧТО СКАЖУТ СТАРИКИ?)
Театр
(ИДУЩИЙ ПРЯМОЙ ДОРОГОЙ)
Рядом с нами
(ВЫСОКАЯ ПЛАНКА ЮЛИИ КРИВЯКИНОЙ)
Московские традиции
(«СЛУШАЙТЕ, ЕСЛИ ХОТИТЕ...»)
Наше наследие
(«МАТВЕЙ КУЗНЕЦОВ - ДУША РОССИЙСКОГО ФАРФОРА»)
Музеи
(СЕРЕБРЯНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ)
Музеи
(ПАЛИТРА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА)
Культ личностей
(ПОДАРОК СКУЛЬПТОРА)
Культ личностей
(«ДОРОГА К ДОМУ» ВЛАДИМИРА БРАЙНИНА)
|
СЕРЕБРЯНАЯ
КОЛЛЕКЦИЯ
Валентина ЗАРУДКО, Ольга ГЕРАСИМОВА
В обширной коллекции Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки в Москве находится богатейшее собрание инструментов европейской профессиональной традиции: струнных, клавишных, духовых. На страницах журнала мы уже рассказывали о клавишных инструментах. Настоящая статья посвящена коллекции серебряных инструментов - боевых наград русской армии. Они были пожалованы русским полкам, отличившимся в дни великих и трагических событий Отечественной войны России 1812 года с полчищами Наполеона. Эта коллекция - напоминание всем поколениям о славных страницах отечественной истории и культуры, о чести, доблести и героизме русских воинов.
Традиция награждения серебряными трубами зародилась в русской армии в середине XVIII столетия. В иерархии отличий трубы занимали 3-е место - после штандарта (знамени) и ордена. Впервые серебряными трубами был награждён в 1737 году один из батальонов Измайловского полка, отличившийся при взятии крепости Очаков. По установлению 28 сентября 1760 года "расчёт жаловавшихся труб определялся по числу трубачей в полках. Пехотным полкам жаловалось обыкновенно по две трубы за отличия; кавалерийским полкам - по числу эскадронов, полагая на каждый из последних по три трубы". Тогда же состоялось первое награждение ряда батальонов, проявивших особую доблесть при взятии Берлина в ходе Семилетней войны. В день тезоименитства Екатерины II, 24 ноября 1769 года, был учреждён "императорский военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия", и мало кто знает, что тогда же в число георгиевских отличий наряду с крестами и золотыми саблями были введены серебряные трубы.
Георгиевская серебряная труба имела на венчике раструба накладной Георгиевский крест с цветным эмалевым изображением Георгия-Победоносца. Первым в русской армии георгиевские трубы получил VI Егерский полк, который позже стал 104-м пехотным полком генерала Багратиона. А в конце XVIII века "Положение о награждении серебряными трубами" вошло в государственное законодательство. Распоряжение от 5 февраля 1796 года в Собрании законов Российской Империи гласит: "Повелено было жалуемые полкам серебряные трубы и литавры считать регалиями".
Георгиевские и серебряные трубы почитались высшим символом доблести и геройства. Они находились под охраной наравне со знаменем и полковыми штандартами. Подача сигналов на них производилась в особо торжественных случаях и в соответствии со специальными инструкциями. Попытки самовольно приобрести серебряные трубы строго пресекались. В архивах сохранился "высочайший приказ" от 5 февраля 1798 года, который гласил: "По вышедшим сплетням у Г.м. (генерал-майора) Говена по случаю серебряных труб и литавр, которые он себе присвоил, изыскать из имения сумму за оные, и сверх того повелевается гг. инспекторам от кавалерии, дабы наблюдали, чтобы во всех полках, где таковые литавры и трубы есть, почитать их регалиями, и в которых оные имеются, отнюдь без особенного Высочайшего соизволения вновь не делать".
Музыкальные инструменты с давних пор были необходимым воинским атрибутом, и главное место, безусловно, принадлежало трубе. Известно, что в гробнице фараона Тутанхамона обнаружили трубу, относящуюся к XIV веку до н.э. При осаде Трои древние греки использовали трубу для подъёма духа наступающих воинов. Издревле военные трубы бытовали и на Руси. В эпоху Петра I появились первые военные оркестры, которые высоко ценили сам > император и крупнейшие русские военные полководцы. В инструкции А.В.Суворова от 1799 года есть такие слова: "В 1000 метрах от неприятеля всегда строиться в две линии, и потом с музыкой обыкновенным шагом подойти на 300 метров от противника...". И дальше: "Войска трогаются усиленным шагом, с музыкой, с распущенными знамёнами...".
В военное время оркестры непосредственно участвовали в боевых операциях, сопровождали войска при переходах, поднимали исполнением музыки дух воинов, а подчас и сражались с противником. За отвагу в знаменитой Полтавской битве Пётр I отметил различными наградами ряд музыкантов. В Отечественной войне 1812 года на Бородинском поле "всякий раз... командир бригады с барабанным боем вёл свои войска вперёд, чтобы встретить кавалерию штыками".
А когда русские войска вместе с союзниками вступили в пределы Франции и борьба шла уже на подступах к Парижу, произошёл любопытный случай, изменивший ход сражения. 16-17 марта 1814 года "...граф Ланжерон послал музыкантов Рязанского полка на самую высоту стоявшей тут ветряной мельницы. Они заиграли марш, от них переняли другие полки, и Монмартр, за несколько мгновений грозивший смертью, превратился в место радости". Необыкновенная сила музыки покорила неприятеля и превратила поле сражения в дружескую встречу, где "кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали...". За высокий патриотизм в войне 1812 - 1814 годов военные оркестры были отмечены многочисленными награждениями серебряными трубами. Инструменты, пожалованные "за отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году" и "за сражение при Фер-Шампеноазе", есть в коллекции музея. Всего же в экспозиции можно увидеть 20 духовых инструментов, являющихся боевыми наградами: 15 обычных труб, 3 басовые и 2 тромбона. Эти награды датированы 1812, 1814 и 1816 годами.
Вместе с трубами - боевыми наградами - в "Серебряную коллекцию" музея входят и музыкальные инструменты, составлявшие необходимую принадлежность воинского обихода русской армии. Барабаны и литавры, флейты, трубы и рожки использовались для подачи сигналов: "Утренняя и вечерняя заря", "Сбор для развода караула", "Под знамя", "На возы" и других. Важным сигнальным инструментом являлся барабан. По утверждению "Исторического описания одежды и вооружения российских войск", барабан вошёл в употребление в начале XVII столетия. Барабаны из коллекции музея принадлежали егерским (пехотным) полкам и изготовлены в России: один - в конце XVIII столетия, другой - в 1829 году. Последний выполнен из жёлтой меди и имеет накладной царский герб. Другой ударный инструмент - литавры - в русской армии атрибут исключительно конницы, так как инструменты помещали на лошадях. А в особо торжественных случаях, имевших строевой характер, артиллерийские полки выезжали всегда со знаменем, утверждённым своим древком у передка "литавренной коляски". Так называлась повозка, на которой литаврщик в парадном мундире бил в литавры. Обязанности литаврщика состояли в подаче соответствующих сигналов по указанию старшего по чину, поэтому литаврист всегда находился впереди полка следом за командиром. Для обычных конных полков литавры изготавливали из меди, а для гвардейских частей - из серебра. Они имели завесы, расшитые золотом и серебром, на передней части которых находился императорский герб. Музейный инструмент изготовлен в конце XIX века в Германии. Его корпус, украшенный накладным саксонским гербом, сделан из серебра, кожаная мембрана затянута обручем с винтами в виде корон. Гнёзда, в которых закреплены винты, выполнены в виде мифических птиц.
Сигнальные трубы, как и литавры, были только в кавалерийских полках, а в пехотных наряду с барабанами звучали флейты и гобои. В экспозиции музея есть ещё 2 сигнальных инструмента - сигнальный рожок, напоминающий миниатюрную натуральную валторну, и крупная серебряная фанфара, перевитая шнуром красно-жёлтого плетения с двумя кистями. Она принадлежала гренадёрскому полку и хранилась в его музее.
Музыкальные инструменты - боевые награды русских воинов поступили в Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки с военно-дирижёрского факультета Московской государственной консерватории. А туда они попали из Артиллерийского исторического музея, который, судя по документам, начал собирать музыкальные инструменты ещё в 1833 году.
Вот такая необычная, особенная коллекция, связанная с вековыми русскими традициями, демонстрируется в музыкальном музее на улице Фадеева.
|