Событие
(ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)
К 65-летию битвы за Москву
(ЗАЩИТИВШИЕ СТОЛИЦУ)
К 65-летию битвы за Москву
(СВЯЗНЫЕ ИСТОРИИ)
Международные контакты
(К ГАРМОНИИ ОТНОШЕНИЙ)
Форум
(«ЕДИНЕНИЕ»)
Очаги культуры
(НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВАЯ БИБЛИОТЕКА)
Юбилей
(МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ - 110 ЛЕТ)
Театр
(ЧТО ЯВЯТ МОЛОДЫЕ, ЧТО СКАЖУТ СТАРИКИ?)
Театр
(ИДУЩИЙ ПРЯМОЙ ДОРОГОЙ)
Рядом с нами
(ВЫСОКАЯ ПЛАНКА ЮЛИИ КРИВЯКИНОЙ)
Московские традиции
(«СЛУШАЙТЕ, ЕСЛИ ХОТИТЕ...»)
Наше наследие
(«МАТВЕЙ КУЗНЕЦОВ - ДУША РОССИЙСКОГО ФАРФОРА»)
Музеи
(СЕРЕБРЯНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ)
Музеи
(ПАЛИТРА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА)
Культ личностей
(ПОДАРОК СКУЛЬПТОРА)
Культ личностей
(«ДОРОГА К ДОМУ» ВЛАДИМИРА БРАЙНИНА)
|
ИДУЩИЙ ПРЯМОЙ ДОРОГОЙ
Ирина НОВИЧКОВА
Премьера спектакля "Доходное место" по пьесе А. Н. Островского открыл свой 8-ой сезон "Ведогонь - Театр" (Зеленоградский административный округ)
Режиссёр-постановщик спектакля - заслуженный артист России Павел Курочкин - предстал в нём глубоко мыслящим и тонко чувствующим, быть может, в чём-то неожиданным, но, бесспорно, интересным интерпретатором классики.
П.Курочкина - актёра, режиссёра, художественного руководителя "Ведогонь-Театра", лауреата премии мэрии Москвы - отличают необычайная широта знаний, кругозора, неограниченный интерес ко всему, ко всем явлениям жизни и, конечно же, большая любовь к своему делу.
- Как возникла идея создания "Ведогонь-Театра"? Почему Вы решили создать театр в Зеленограде и так его назвать?
П.Курочкин: Зеленоград - мой родной город. Я здесь родился, вырос, захотел стать артистом... Ещё готовясь к вступительным экзаменам в театральный институт, думал о том, как было бы замечательно нашему городу иметь свой драматический театр. Позднее, в период обучения в Щепкинском училище, на нашем курсе возникла и сплотилась группа из нескольких человек. Нам хотелось придумать что-то своё и сделать это вместе.
По окончании училища Павел и четверо его однокурсников приехали в Зеленоград строить новый Театр. В 1985 году молодыми актёрами-щепкинцами была создана Студия театрального искусства. В 1999 году "Ведогонь-Театр" получил статус государственного профессионального театра. За проект реконструкции выделенного ему помещения (малого зала кинотеатра "Эра") взялась мастерская ГУП "Зелено-градпроект" под руководством И.А.Покровского, а префект Зеленограда А.А.Ищук выделил на это средства. Открытие нынешнего сезона театра состоялось уже на новой сцене.
- Название "Ведогонь-Театр", - продолжает интервью П.Курочкин, - возникло, когда мы благодаря поддержке предпринимателей города получили возможность учредиться как профессиональный театр. Древнеславянское слово "ведогонь" в названии нашего театра возникло неслучайно. У древних славян оно означало "дух живого существа", "дух человека", то есть не материальная, а его духовная составляющая. Считалось, что, когда живое существо засыпает, его дух отделяется от тела и начинает существовать как бы самостоятельно. И это понятие, означающее дух человека, мы считаем определяющим в нашей деятельности.
В своих поисках "Ведогонь-Театр" всегда обращался и к классической драматургии, и к русской народной культуре, и к современным пьесам. В разнообразном репертуаре театра - спектакли "Квадратура круга" В.Катаева (рэп-водевиль) и "Привет с фронта" В.Кондратьева (спектакль-воспоминание), "Женитьба" Н.Гоголя (совершенно невероятное событие) и "Театральная машина" М.Йендта (спектакль-игра), "В чужом пиру похмелье" А.Островского (житейская история) и "С вечера до полудня" В.Розова (трагикомедия)... Некоторые работы имеют отчётливо фольклорный уклон, например спектакли М.Велиховой "Пахомушка" (святочная народная игра) и "Как француз на Москву ходил" (о временах Отечественной войны 1812 года).
Важной составляющей творческой деятельности "Ведогонь-Театра" является участие в фестивалях. Так, в 1999 году он со спектаклем "Пахомушка" представлял Россию на IV Международном театральном фестивале в г.Бурса (Турция). В 2001 году прошли его гастроли в Ташкенте на сцене Молодёжного театра Узбекистана. В 2002 году на III Международном театральном фестивале "Радуга" в Санкт-Петербурге артисты выступили со спектаклем "Квадратура круга". Спектакль "Анджело" (мисте-риальная игра по поэме А.Пушкина) был представлен "Ведогонем" дважды - на Международном фестивале театра, музыки, танца "ХУМО" в Ташкенте (2003 год) и на XI Всероссийском Пушкинском театральном фестивале (2004 год). В 2005 году со спектаклем "В башмаках" артисты с большим успехом выступили в Дании на Международном театральном фестивале "Караван", посвящённом 200-летию со дня рождения Г.Х.Андерсена.
- С чего началось Ваше увлечение режиссурой? Помогает ли Вам в режиссёрском творчестве собственный актёрский опыт?
- Бесспорно, актёрский опыт имеет очень большое значение. С другой стороны, то, что я делаю как режиссёр, помогает в совершенствовании моей актёрской игры. В своей режиссёрской работе я стремлюсь идти от актёра. Идти не за ним, а от него. Мне важно почувствовать, понять актёра, его индивидуальность и найти верный режиссёрский ход, который позволит ему свободнее, органичнее чувствовать себя в предполагаемых обстоятельствах.
- Какие задачи Вы как режиссёр ставите перед собой?
- Есть замечательная фраза: "В искусстве всё заключено в уточнении"... И это действительно так. Режиссёр должен увидеть то, что до него никто не видел, - что-то неожиданное в содержании, в форме - и удивить новым прочтением пьесы.
В ноябре "Ведогонь-Театр" представил зрителям премьеру трагедии А.К.Толстого "Царь Фёдор Иоаннович" в постановке заслуженного деятеля искусств РФ А.Кузина, где П.Курочкин выступил в главной роли.
- Какие требования Вы предъявляете к актёрам? Какими качествами они должны обладать?
- Это, на мой взгляд, вопрос об идеалах. Думаю, что самое важное качество актёра (причём не имеет значения, нашего театра или какого-то другого) - умение не останавливаться на достигнутом. С каждым новым спектаклем, с каждой новой ролью (как бы успешно он ни сыграл предшествующую) актёр должен начинать всё сначала, находиться в постоянном поиске.
- Что Вы скажете об актёрском составе театра? Можно ли в настоящее время говорить о нём как о коллективе единомышленников?
- Думаю, что вполне, хотя мне не нравится выражение "коллектив единомышленников". Во всяком случае процесс его создания у нас идёт. 1/1 если посмотреть на коллектив в целом, он, безусловно, "говорит" на одном театральном языке.
Что же касается отдельных актёров, то одни прошли с "Ведогонем" путь с самого начала, другие появились позже. А в результате сложился гармоничный актёрский ансамбль. Женская часть труппы невелика, но ярка и разнообразна - актрисы Наталия Тимонина, Зоя Даниловская, Светлана Лызлова, Наталья Табачкова (она же - фольклорный руководитель и хормейстер театра), Ольга Львова, Марина Бутова. Старшее поколение актёров представляет Александр Казаков. Из московского Нового драматического театра пришёл в "Ведогонь" Пётр Васильев, ученик Юрия Соломина, а из Тульского академического театра драмы - Александр Бавтриков. С самых первых шагов театра служат в нём Павел Грудцов, Антон Васильев, Сергей Курлянский и Алексей Ермаков. Актёр Вячеслав Семеин - новое пополнение труппы...
- Если говорить о нашем времени, воспринимаете ли Вы его таким, какое оно есть? Отражается ли это на театральном искусстве, на Ваш взгляд?
- Как известно, времена не выбирают... Трудно ответить однозначно. Многое в том, что происходит вокруг, мне не нравится. В то же время, несмотря ни на что, мы работаем, построили театр, ставим спектакли. И есть люди, которые продолжают любить театр, помогают ему, озабочены его проблемами.
- Расскажите, пожалуйста, о новой работе театра - спектакле "Доходное место" по пьесе А.Н.Островского.
- Это спектакль о разрушительной власти денег и несбыточности романтической мечты. О том, что мир зачастую бывает несправедлив, и честному человеку трудно выбиться в люди. Но счастье всё-таки есть, и есть в наших душах способность быть счастливыми. Надо только верить в искренность человеческих отношений и в бескорыстное служение однажды избранному пути.
Спектакль "Ведогонь-Театра" "Доходное место" вместил в себя как замысел автора, так и задачи, поставленные и успешно решённые режиссёром и всей постановочной группой. И сценография (К.Данилов), и костюмы (В.Хархалуп), и музыка (композитор К.Волков), и актёрские работы, сделанные в одной "тональности", определяют единую стилистику спектакля.
- Эта работа мне очень дорога,- говорит Павел Курочкин.- Я давно живу данной пьесой. В ней остро поставлена проблема выбора. И тема весьма современна. Он не о том, брать взятки или не брать и какие у нас чиновники. Всё это существовало тогда и существует сейчас. Главное в другом -выбор жизненного пути молодым человеком. Как он будет жить? По какому пути пойдёт?.. Помните былинную историю о витязе на распутье?
"Человек, идущий прямой дорогой"... Таков сам Павел Курочкин - актёр, режиссёр, театральный педагог. Самое замечательное, что увиденное и пережитое на спектаклях "Ведогонь-Театра" каким-то непостижимым образом очищает и твою душу. В таком воздействии на зрителя видится стремление сохранить лучшие традиции русского театра с его высокими нравственными идеалами.
|