Главная     Редакция     Архив     12(40)/2006  
 

Событие
(ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)

К 65-летию битвы за Москву
(ЗАЩИТИВШИЕ СТОЛИЦУ)

К 65-летию битвы за Москву
(СВЯЗНЫЕ ИСТОРИИ)

Международные контакты
(К ГАРМОНИИ ОТНОШЕНИЙ)


Форум
(«ЕДИНЕНИЕ»)


Очаги культуры
(НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВАЯ БИБЛИОТЕКА)


Юбилей
(МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ - 110 ЛЕТ)


Театр
(ЧТО ЯВЯТ МОЛОДЫЕ, ЧТО СКАЖУТ СТАРИКИ?)

Театр
(ИДУЩИЙ ПРЯМОЙ ДОРОГОЙ)

Рядом с нами
(ВЫСОКАЯ ПЛАНКА ЮЛИИ КРИВЯКИНОЙ)

Московские традиции
(«СЛУШАЙТЕ, ЕСЛИ ХОТИТЕ...»)


Наше наследие
(«МАТВЕЙ КУЗНЕЦОВ - ДУША РОССИЙСКОГО ФАРФОРА»)

Музеи
(СЕРЕБРЯНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ)

Музеи
(ПАЛИТРА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА)


Культ личностей
(ПОДАРОК СКУЛЬПТОРА)

Культ личностей
(«ДОРОГА К ДОМУ» ВЛАДИМИРА БРАЙНИНА)


ПОДАРОК СКУЛЬПТОРА

Александр ВЛАСЕНКО

Ангел опустился на землю. В Лаврушенском переулке. Его бронзовые крылья осветило солнце. В большое искусство возносят каждого, кто чувствует их за спиной. Они поднимают нас над обыденным, сообщают чувство полета в виртуальной реальности.

Но только по воле автора-творца обрели своё воплощение скульптуры, появившиеся здесь недавно в связи с празднованием 150-летия со дня основания гордости нашего искусства - Государственной Третьяковской галереи. Свой подарок ГТГ преподнёс скульптор А.Н.Бурганов. Экспозиция его работ расположилась прямо напротив галереи в пешеходной зоне и вдоль всего пространства от особняка Демидовых и до Кадашевской набережной.
     Наверное, нет человека, который не знает в Москве места с красивым названием Лаврушинский переулок. И уверен, все, кто знаком с современным искусством, слышали имя скульптора А.Н.Бурганова. Мастер больших скульптурных форм. Профессор. Действительный член Российской академии художеств. Народный художник РФ. Автор монументальных композиций, блестящий рисовальщик и график, доктор искусствоведения, мудрый и искушённый в творчестве человек.
     Благодатное место, освящённое именами известнейших людей России, любимое место отдыха и приобщения к культурному наследию москвичей, красивое в любое время года, сейчас приобрело новый, по-своему интересный и впечатляющий вид. Скульптуры точно и органично вписались в окружающую их архитектурную среду, как будто они были здесь всегда. Заполнив пространство, которое приобрело дополнительные эмоциональные акценты. Архитектурные ритмы соединились с объёмными изображениями, все ближние и дальние планы воспринимаются по оси движения, распределяя зрительно эмоциональную нагрузку.
     Творчество А.Н.Бурганова, широкомасштабное, многозначительное в контексте мировой культуры, получило развитие в годы, когда шёл трудный поиск новых путей в отечественном искусстве. Мастер нашёл их в неповторимой, но и узнаваемой манере, в сложном эмоционально-образном языке метафор и символов, выстроив ассоциативный ряд изображений и знаков. Уверенная лепка и особое пластическое чутьё помогли найти точные характеристики, близкие духу современности. Это не позволяет удалиться от обозначенных тем и границ. Сдсобый мир скульптора даёт возможность вступить в диалог, где задействованы многосторонние связи, познать мир и себя через природу, жизнь и искусство, а оно этого стоит. Так выстроить разговор, чтобы связать прошлое и настоящее и увидеть будущее, способен только зрелый мастер. Александр Николаевич Бурганов предоставляет нам возможность увидеть сложности и противоречия современного мира, непосредственно коснуться живым чувством, которое и сообщает любому творению душу, погрузиться в мир настоящего искусства, острого и трепетного, которое не в виртуальном пространстве, а в реальном мире и на расстоянии вытянутой руки.
     Читать современную скульптуру нелегко, но можно. Язык её относительно доступен. Но вместе с тем без усилий не обойтись. Должно возникнуть физическое ощущение массы, объёма, когда видишь детали, переосмысливая объём как чувственно-эмоциональный образ.
     Точка зрения расширяется, превращаясь в перспективу, в размер и масштаб, держит пространство и притягивает фактурой. Предстают мощь и упругость форм, бисер деталей. Уходящие от прямого взгляда плоскости создают интригу: хочется узнать, как это выглядит с другой стороны. Соединяя в сознании два или больше ракурсов, получаешь новое представление о том, что есть форма, объём, особенно когда они разворачиваются в пространстве и на твоих глазах. Возможно, скульптуре не хватает биения пульса, но это уже зависит от восприятия самого зрителя. Вовсе не обязательно обращать внимание на названия работ. В этом случае фантазия и жизненный опыт подскажут, что и как, а реакция сама определит степень интереса.
     Расставлены скульптуры по обе стороны пешеходной части. Делаем несколько шагов навстречу очередной из них, которая выдвигается вперёд (условно-зрительное перемещение), несколько следующих шагов - и новая встреча. Работают как минимум три видовые точки: справа, слева и спереди. Фоном для них служит либо фасад здания, либо зелёная листва деревьев, либо небо, либо перспектива улицы. Впереди или рядом - яркое пятно цветника летом. В другое время года работает силуэт: светлое на тёмном, объёмно-фактурное поле со светом, тенью и бликами. Осень раскрашивает окружающий пейзаж цветом зелёно-жёлто-оранжевых листьев как неожиданное и необходимое естественное дополнение, завершающее идею творца. Фоном может служить и графическое оформление поздней осени с её ажурной вязью тонких ветвей по небесной сфере. В жемчужно-серый день массы наполнены и заявляют о себе с достоинством, ощущая вес как созревший плод. Это рука Мастера привела их в состояние весомости и игры объёмов. Но как только выходит солнце, они приобретают новое звучание. Появляются блеск, переливающиеся рефлексы, отражения и теплота. Брызнувший дождь омыл рельеф, подчеркивая детали, усиливая планы. Обозначились отражения - неба в скульптуре, скульптуры в покрытой влагой мостовой. Мир стал един в человеческих ощущениях природы и искусства. Создаётся необыкновенно-странное видение движения фигур на фоне плывущих облаков. Теряя статику, формы приобретают динамику, как бы на время оживая. Но есть и ещё одно состояние, когда при погашенном свете дня зажигаются фонари. Бездна впечатлений - от пугающих до неожиданно узнаваемых. Свет имеет свойство как-то по-особому представлять объект. Он выявляет новые качества, эфемерность формы, появляются эффекты, которые преобразуются, вызывая к жизни новые впечатления. Снизу их держит земля, принявшая их груз, массив и обозначив точку опоры. Сверху ветер укрепил вертикаль. Касанием света и тени прошёл солнечный луч. Вот они выстроились на своих местах, немые свидетели Времени, соучастники событий и хранители памяти. Сверкая своими доспехами, кожей и панцирем, они осязаемы как обитель и пристанище Добра и Зла, невидимой Совести, Жизни и Смерти, Войны и Мира, слова Правды, непролитой Чаши. Память их хранит традиции, а взгляд устремлён в неведомое будущее. Они взаимодействуют с Вечностью: солнцем, ветром, рассветом, призрачным ожиданием, живой надеждой, вопрошая и созерцая. Почти как взгляд человека, который оставляет память о себе, о неожиданно нахлынувших чувствах, приобретённых, оставленных или унесённых с собой. Вместе с благодарностью возникает желание, чтобы временное пристанище каждой из работ из дней и месяцев превратилось в годы. Чтобы их пребывание стало именно памятью сегодняшнего, не всегда понятного, но тем не менее родившего их Времени.