Главная     Редакция     Архив     12(40)/2006  
 

Событие
(ВСТРЕЧА С ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)

К 65-летию битвы за Москву
(ЗАЩИТИВШИЕ СТОЛИЦУ)

К 65-летию битвы за Москву
(СВЯЗНЫЕ ИСТОРИИ)

Международные контакты
(К ГАРМОНИИ ОТНОШЕНИЙ)


Форум
(«ЕДИНЕНИЕ»)


Очаги культуры
(НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВАЯ БИБЛИОТЕКА)


Юбилей
(МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ - 110 ЛЕТ)


Театр
(ЧТО ЯВЯТ МОЛОДЫЕ, ЧТО СКАЖУТ СТАРИКИ?)

Театр
(ИДУЩИЙ ПРЯМОЙ ДОРОГОЙ)

Рядом с нами
(ВЫСОКАЯ ПЛАНКА ЮЛИИ КРИВЯКИНОЙ)

Московские традиции
(«СЛУШАЙТЕ, ЕСЛИ ХОТИТЕ...»)


Наше наследие
(«МАТВЕЙ КУЗНЕЦОВ - ДУША РОССИЙСКОГО ФАРФОРА»)

Музеи
(СЕРЕБРЯНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ)

Музеи
(ПАЛИТРА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА)


Культ личностей
(ПОДАРОК СКУЛЬПТОРА)

Культ личностей
(«ДОРОГА К ДОМУ» ВЛАДИМИРА БРАЙНИНА)


ЗАЩИТИВШИЕ СТОЛИЦУ

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Знакомясь с художниками - ветеранами Великой Отечественной войны, поражаешься их стойкости и жизнелюбию. Оказывается, представители такой мирной и возвышенной профессии могут быть удивительно сильными и мужественными людьми. Пройдя все испытания и ужасы войны, они сохранили светлый, жизнерадостный взгляд на мир, стремление созидать прекрасное.

Скульптор Алексей Сергеевич Цветков - достойный преемник замечательных традиций русской анималистики. Его работы вошли в собрание Третьяковской галереи, Русского музея, Дарвиновского, Тимирязевского и других музеев. Любимый материал скульптора - дерево. Это исконно русский материал, и с ним он работает всю свою долгую творческую жизнь.
     А.С.Цветков родился и вырос в деревне Букарево Тверской губернии в потомственной крестьянской семье. Его творчество неразрывно связано с родной природой и глубоко национально. Любовь ко всему живому - часть его мировосприятия. Скульптор использует природную пластику материала, увидев в куске дерева художественный образ. Он деликатно и минимальными средствами создаёт убедительные, яркие, живые скульптуры А.С.Цветков удивительно добрый, отзывчивый и духовный человек, несмотря на все трудности, выпавшие ему в жизни.
     В самые суровые дни войны совсем молодым он добровольцем ушёл на фронт. Защищал столицу нашей Родины и свои родные места, был несколько раз ранен, после тяжелого ранения лишился ноги. По возвращении с фронта не замкнулся в своём несчастье, а сумел найти своё призвание. Он закончил Ленинградское художественно-промышленное училище, Академию художеств и стал скульптором. За 40 лет творческой деятельности создал более 200 произведений в твёрдом материале. Вырастил двух сыновей, пошедших по стопам отца и ставших художниками. Недавно к 80-летию Алексея Сергеевича была издана его книга "С другими наравне", в которой он искренне и интересно рассказывает о своей жизни, о войне, о творчестве.
     
     В 2006 году исполнилось 100 лет со дня рождения художника Бориса Петровича 1 Чернышёва. Его творческий путь охватывает 50 лет. Мозаики, фрески, сграффито, созданные рукой мастера, украшают московские дома, метрополитен, кинотеатры, пансионаты в Подмосковье, Крыму, на Кавказе. В 1930-е годы он работал над оформлением ВВЦ, позднее участвовал в росписи Театра Советской Армии, в создании проекта высотного дома МИД на Смоленской площади в Москве и проекта Дома культуры и науки, возведённого в Варшаве. Коллекции произведений художника находятся во многих музеях России - в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в музеях Ярославля, Твери, Тбилиси, Вологды, Тулы, музеях Урала, Сибири и Дальнего Востока.
     Б.П. Чернышёв родился в подмосковной деревне Городищи на Клязьме. Его отец был школьным учителем, в семье было 9 детей. Учился он во ВХУТЕИНе в Москве у выдающихся мастеров и педагогов: Л.Бруни, В. Фаворского, П.Кузнецова, А.Куприна, К.Истомина. В 1931 году закончил Академию художеств в Ленинграде под руководством К.Петро-ва-Водкина. 22 июля 1941 года Б.Чернышёв ушёл на фронт. На его долю выпали тяжёлые испытания, но судьба хранила художника: под Тулой он едва смог выйти из окружения, в 1945 году под Кенигсбергом к его ногам упал снаряд, но не разорвался, художника завалило землёй в траншее под танком, но он смог себя откопать. На войне с Японией во время пешего перехода через пустыню Гоби он выпил воды из отравленного колодца, заболел, но выжил и дошёл вместе с армией до Порт-Артура. В перерывах между боями Б.П.Чернышёв находил время для зарисовок пейзажей и портретов боевых товарищей. За военные подвиги он был награждён орденом Славы III степени, медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Японией" и другими.
     Б.П.Чернышёв был человеком широкой души, доброты, благородства. Яркая внешность и незаурядная личность художника привлекала внимание к нему коллег по профессии. Интересно, что, когда москвичи смотрят на памятник Юрию Долгорукому, они находят в нём черты Бориса Петровича Чернышёва - в годы создания памятника ему не раз приходилось позировать своим друзьям-скульпторам. Тогда же он послужил моделью и для двух персонажей знаменитого полотна "На поле Куликовом" из коллекции Государственной Третьяковской галереи.
     Сегодня, в дни празднования 65-летия битвы под Москвой, мы с благодарностью и восхищением вспоминаем о людях, в годы войны защищавших наш родной город, а в мирное время украшавших его своим трудом и талантом.