Главная     Редакция     Архив     7-8(35-36)/2006  
 

Культура округа
(«ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ...»)


Очаг культуры
(«РОССИЯ, РУСЬ! ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!»)


Музей
(ОТ КЛАВИКОРДА ... ДО РОЯЛЯ)


Проблема
(ЗАВЛИТ В XXI ВЕКЕ)


Презентация
(РОДИНА ОСТАЁТСЯ В СЕРДЦЕ)


Музей
(ВЗГЛЯД НА КОМОД В СТИЛЕ МОДЕРН)


Рядом с нами
(ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА УЛ. МОЛОДЦОВА)


Наш город
(МОСКОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ)


Рядом с нами
(ХРАНИТЬ ЗАВЕТЫ МАМОНТОВА)


Очаг культуры
(ВСТРЕЧИ В КРЫЛАТСКОМ)


Театр
(«СТРАНА ДЕТСТВА» НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ)


Переулки судьбы
(МОСКВА ЮРИЯ ПЕТЕРСОНА)


Выставки
(ТИХИЕ ДУМЫ ПОСЛЕ ШУМНОГО ВЕРНИСАЖА)

Выставки
(ЛЕОНАРДО В МОСКВЕ)

Юбилей
(АЛЕКСАНДР ИВАНОВ - ВЕЛИКИЙ ПОДВИЖНИК РУССКОГО ИСКУССТВА)

Взгляд со стороны
(О ШУТКАХ ВСЕРЬЁЗ)

МОСКОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

Наталья СОСНОВСКАЯ

В путеводителе 1917 года издания М. и С.Собашниковых говорится, что "Москва принадлежит к числу тех городов, которые не привлекают сразу, а покоряют лишь постепенно, требуя к себе очень внимательного и проникновенного отношения. Среди мировых столиц по глубине внутреннего своего содержания с Москвой могут соперничать только Рим и Париж" (По Москве. - М.: 1991. - С.1).

Любовь к Москве приходит с течением времени. Огромную часть в историческом наследии Москвы составляют легенды. Это латинское слово буквально означает "то, что должно быть прочитано", и первыми легендами были жизнеописания святых. Современные словари определяют легенду как вымышленную историю, привязанную в основном к определённому месту.
     В московской истории легенд великое множество. Они повествуют о людях, о названиях, адресах и домах, сражениях и знамениях. Возникали они в разное время; в разные эпохи. Причём каждая эпоха порождала свои истории. Марина Цветаева говорила: "Обожаю легенду, ненавижу неточность". История Москвы содержит множество удивительных рассказов, словно наряду с историей реальной имеет историю легендарную. Что же доносят до нас легенды о раннем периоде и основании города?
     Московские учёные XVI века, отделённые от первых лет существования Москвы сравнительно небольшим промежутком времени, могли рассказать об её основании "только легенды или благочестивые домыслы вроде того, что Москву основал шестой сын Иафета Мосох, у которого была жена Ква (Москва)...". Путешественник XVII века Яков Рейтенфельс говорит о неких племенах мосхов, могущественных и свирепых: "...имя мосхов, сохранившееся в названии одного древнейшего божества, и реки Москвы, в небольшом уголке Европы, начало в позднейшие века после долгого забвения, всё шире и шире распространяться..." (Рейтенфельс Яков. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему. О Московии. -Падуя, 1680; М., 1905.- С.16).
     Есть ещё несомненный вымысел, что там, где в Кремле была церковь Спаса на Бору, жил некий пустынник Букал, а на Крутицах - человек мудрый Поддон, родом римлянин.
     Существуют 172 научных объяснения названия "Москва". Согласно финно-угорской версии, в языке финно-угорских племён (а они населяли территорию Москвы с VII века до н.э. по VII век н.э.) было слово "москы" - тёмная, глубокая вода. Согласно славянской гипотезе, у славян-вятичей, заселивших Боровицкий холм в XI - XII веках, было слово "моска", что означало "корова" или "кормилица", "река-кормилица". Так или иначе, название первоначально принадлежало реке, а затем уже и городу. На сегодняшний день существует довольно много непрофессиональной исторической литературы, или псевдоисторической, где авторы на основании игры слов либо собственных домыслов дают исчерпывающие объяснения явлениям, событиям и фактам. Это лёгкий путь. Легенду можно придумать. Например, если задаться вопросом, о каком древнем божестве говорил итальянский путешественник, то в мифологическом словаре можно найти имя Мось - "...в мифологии обских угров одна из двух фратрий (родовых объединений)...". Предками Мось считались добрые духи Мис - дети Калташ-эквы ("земной матери" у мансийских народов). Её священным деревом была берёза, она определяла судьбы людей, помогала при родах, наделила первых людей душами. Потомки её - Мось - считались добрыми в отличие от фратрии Пор (людоедов, почитавших медведя). С фратрией Мось связаны лягушка, гусь, лошадь как священные животные, а также созвездие Плеяд. Как заманчиво - добрые духи да ещё частица "ква" в имени древнего божества!
     Известно, что территория Москвы была заселена в глубокой древности, ещё до прихода славян. Археология предоставляет различные материалы: каменные наконечники эпохи неолита, каменные топоры-молоты эпохи бронзы, керамика и украшения "дьякова типа" финно-угорских племен раннежелезного века. Первое летописное упоминание о Москве, как известно, относится к 1147 году. В 1156 году, согласно летописи, Юрий Долгорукий осмотрелся "очами своими семо' и овамо по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною ... и заложил мал деревян град". Речь идёт в данном случае о строительстве более прочных деревянных стен. Градом именуются стены.
     Но все великие города имеют легенды о своём возникновении. Так что говорят легенды? Они повествуют о том, что Юрий Долгорукий встретил в лесах московских, непроходимых зверя трёх- главого с разноцветной шерстью. Зверь побыл перед князем и пропал. Тогда Юрию предсказали, что появится на этом месте великий город, три головы - это три стороны света, которыми он будет править, а разноцветная шерсть - разные народы, которые рано или поздно будут жить в Москве. Есть и легенда, подтверждённая историческими исследованиями. Сказания о начале Москвы повествуют, что сам городок Москов возник уже в заселённой местности, среди сёл. Кому принадлежали сёла до прихода князя? В летописи XII века говорилось, что "Москва рекше Кучково". Согласно сказаниям, древнейшим владельцем этих мест был боярин Степан Иванович Кучко. По одной версии, боярин был горд и отказался поклониться князю, за что князь и предал его казни. По другой - у боярина была жена-красавица Улита, князь влюбился в неё и избавился от боярина, присвоив при этом всё его имущество и владения, а сына своего Андрея женил на дочери боярина. О сыновьях Кучки идёт речь в летописи, повествующей о боярском заговоре, в результате которого в 1174 году погиб Андрей Боголюбский - сын Юрия Долгорукого. В легенде о Кучке много от обычаев древности - и жестокость нравов, и возможная по тем временам кровная месть (дети боярина могли мстить потомкам князя). Местность близ Чистых прудов с давних пор носила название Кучкова поля. При раскопках в центре Москвы действительно обнаружили остатки усадьбы XII века.
     Некоторые легенды возникали, прямо скажем, из соображений политических. Известно, что Москва - третий Рим и стоит она на 7-ми холмах. По объяснению исследователей московских топонимов, слово "семь" означало ещё и много, и холмы Москвы, которых больше, чем семь, - это берега Москвы-реки, реки Неглинной и реки Яузы. В XVI веке, когда Москва стала столицей мощного государства, её стали называть "Третьим Римом" и добавляли: "А четвёртому - не бывать!". "На Руси хорошо были известны легенды о знамениях, бывших при основании Рима и Константинополя. При закладке городской стены Рима нашли человеческую голову, что предвещало ему быть головой многим городам. Когда начали строить Константинополь, то из горы выполз змей, а с неба слетел орёл - и они стали сражаться. Это предвещало, что быть Константинополю царём среди городов, как орёл - царь среди птиц, и сражаться с врагами. С возвышением Москвы образованные москвичи занялись изысканиями и обработкой бытовавших в народе легенд об её основании. В XVII веке появились сразу 4 повести неизвестных авторов, посвящённые основанию Москвы. И.Е.Забелин писал: "Они...вносили в свои повести ходившие в народе предания и несомненные остатки уже забытых песенных былин". В одной из повестей основателем Москвы назван некий князь Данило Иванович - лицо вымышленное" (Муравьева Т.В. Мифы славян и народов севера.- М., 2005.-С.54). Имя, видимо, было выбрано неслучайно, ведь князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, унаследовав Москву как свою вотчину, сделал её столицей княжества, возвысил и укрепил, при нём появились и первые монастыри в ней.
     Игумен Иоанн (Экономцев) считает, что в идее о третьем Риме "сплелись интриги Запада и мечта угнетённых православных народов об освобождении..." (Кремли России, XV. - М., 2003.- С.ЗЗ). Он говорит о Москве как о Новом Иерусалиме.
     Ведя речь о возвышении Москвы, нельзя не вспомнить легенду о Георгии Победоносце. С XIV века изображение всадника на коне становится эмблемой города. Образ Георгия очень интересен. Согласно житийной канонической литературе, Георгий жил в III веке в Священной Римской империи, был воином императора Диоклетиана, одним из первых принял христианство и за веру мученическую смерть. Самая известная легенда о Георгии - подвиг драконо-борчества - получила широкое распространение на Руси: близ города Лассии в Малой Азии поселился змей, требующий человеческих жертв; очередь дошла и до царской дочери o Елисавы; Георгий проезжает мимо в тот момент, когда она ждёт змея у болота; он дожидается змея и с молитвой укрощает его; змей сам падает к ногам святого; спасённый же город принимает христианскую веру. У славян аналогом имени Георгий является имя Юрий. Ещё на Руси его называли Егорием. 23 апреля (6 мая), в день Егория, на поля впервые выгоняли скот - Георгий считался защитником скота и людей от волков или даже повелителем волков. Пастух обносил вокруг стада икону Георгия, чтобы уберечь скотину от диких зверей. На Руси бытовали духовные сказания о Георгии - духовные стихи "О Егории Храбром". Согласно им, он является сыном Софии Премудрой и идёт по русской земле, утверждая христианство. Легенды нередко соединяют язычество и христианство, народные поверья и канонические представления. По ним Георгий не только воин, защитник, но ещё и покровитель природы "по Божьему велению":
     "По его ли слову Георгиеву,
     По его ли, храброго, молению
     Рассыпалися горы высокие
     По всей земле светло-Русской,
     Становилися холмы широкие
     По степям, полям зелёныим...
     Протекали моря глубокие
     По всей земле светло-Русской,
     Пробегали реки широкие
     От востока да и до запада".

     Переплетение язычества и христианства, реальных событий и выдумки, народных песен и преданий с сознательным сочинительством людей образованных придаёт легендам особую прелесть и поэтизирует, разбавляет точный исторический материал.