Главная     Редакция     Архив     7-8(35-36)/2006  
 

Культура округа
(«ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ...»)


Очаг культуры
(«РОССИЯ, РУСЬ! ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!»)


Музей
(ОТ КЛАВИКОРДА ... ДО РОЯЛЯ)


Проблема
(ЗАВЛИТ В XXI ВЕКЕ)


Презентация
(РОДИНА ОСТАЁТСЯ В СЕРДЦЕ)


Музей
(ВЗГЛЯД НА КОМОД В СТИЛЕ МОДЕРН)


Рядом с нами
(ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА УЛ. МОЛОДЦОВА)


Наш город
(МОСКОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ)


Рядом с нами
(ХРАНИТЬ ЗАВЕТЫ МАМОНТОВА)


Очаг культуры
(ВСТРЕЧИ В КРЫЛАТСКОМ)


Театр
(«СТРАНА ДЕТСТВА» НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ)


Переулки судьбы
(МОСКВА ЮРИЯ ПЕТЕРСОНА)


Выставки
(ТИХИЕ ДУМЫ ПОСЛЕ ШУМНОГО ВЕРНИСАЖА)

Выставки
(ЛЕОНАРДО В МОСКВЕ)

Юбилей
(АЛЕКСАНДР ИВАНОВ - ВЕЛИКИЙ ПОДВИЖНИК РУССКОГО ИСКУССТВА)

Взгляд со стороны
(О ШУТКАХ ВСЕРЬЁЗ)

МОСКВА ЮРИЯ ПЕТЕРСОНА

Владимир МАРОЧКИН

У Юрия Петерсона в доме полно народу: собрался консилиум по поводу болезни его кошки. Приехал не только ветеринар из цирка на Ленинских горах, где работает жена Петерсона Ляля, но даже какой-то очень крутой специалист из Ижевска, Правда, в Москве он оказался не из-за болезни любимой кошки замдиректора цирка, нет, утром он делал операцию цирковому льву: выдрал у того зуб...

Гости вскоре ушли. А мы сели на кухне, чтобы поговорить о Москве Юрия Петерсона. Бывает Москва Шаляпина, бывает Москва Лемешева, но есть и Москва Юрия Петерсона, задушевный голос которого стал визитной карточкой популярных вокально-инструментальных ансамблей "Весёлые ребята", "Самоцветы" и "Пламя". Именно он поёт знаменитые шлягеры 70-х "Наташа и я", "Бросьте монетку, месье и мадам", "И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет", "Парень простой я и обычный", "Снег кружится" и многие-многие другие прекрасные песни. Юрий Петерсон выступает и сегодня, являясь неотъемлемой частью ансамбля "Пламя-2000".
      "Я родился в Риге, - начал рассказ Юрий Петерсон. - Мои родители познакомились, выступая в составе фронтового ансамбля. Отец играл на саксофоне, а мать была популярная в то время народная певица Наталья Мелехова. У неё был замечательный голос, и она потрясающе пела "Валенки", "Меж высоких хлебов затерялась...". Но на фронте заболела - ведь пели-то часто на морозе, на грузовиках, без микрофона, так что дальнейшая карьера певицы у неё не сложилась. После войны родители поселились в Риге, потому что там жили наши родственники, которые могли оказать им хоть какую-то поддержку.
     Разумеется, благодаря своим родителям я получил хорошее музыкальное образование, но вскоре мне стало ясно, что в Риге у меня есть единственная перспектива - работа в кабаке. И я понял, что нужно перебираться в Москву. Был у меня приятель Лёва Пильщик, вундеркинд, обладавший голосом потрясающей красоты и силы. Мы пели вместе в ресторане "Юрасперле". Параллельно он работал в оркестре Эдди Рознера. В 1967 году он женился и весь коллектив, с которым работал в Риге, пригласил на свадьбу в Москву.
     Свадьба состоялась в кафе "Лель" на Пушкинской площади. Его уже нет. Там сейчас, кажется, представительство фирмы "Самсунг", а тогда было огромное, шикарное и очень модное кафе. И на этой свадьбе Лёва подвёл меня к Паше Слободкину, который был ненамного старше нас: "Юра, познакомься: это - Паша Сло-бодкин. Он собирает ансамбль "Весёлые ребята".
     Накануне Нового года в Москву приехали "Поющие гитары" и "навели шороху", после которого директор Москонцерта Домогаров, очень талантливый и очень уважаемый мною человек, отец популярного артиста Домогарова, вызвал Пашу и грозно спросил: "Почему у ленинградцев есть вокально-инструментальный ансамбль, а в Москве, в столице нашей советской Родины, нет?!". Короче говоря, вскоре вышел приказ о создании ансамбля под условным названием "Весёлые ребята".
     Лёва, представляя меня, сказал: "Вот парень, который поёт, играет на саксофоне и на клавишах". Хитрый Паша тут же позвал: "Пойдёмте-ка, я вам свою аппаратуру покажу!". Какие-то колонки... "Регент-30" тогда стоял у него дома. В принципе, самый лучший аппарат, который бывал в Москве, обязательно был у Паши, поскольку он считался официальным экспертом по аппаратуре, закупаемой за рубежом для советских филармоний. И вот во время свадьбы мы отправились к Паше, а он жил буквально напротив, на улице Немировича-Данченко. Там мы с Лёвой спели на два голоса, и Слободкин мне говорит: "Езжай в Ригу и жди вызова!". Ну, я думал - обманывает. Мало ли кто чего сказал! Я приезжаю в Ригу и рассказываю об этой встрече отцу, что, мол, меня приглашают работать в Москонцерт. Отец решил, что я сошёл с ума: в 20 лет - и сразу в Москву, в Москонцерт. Но спустя несколько дней действительно раздаётся междугородный звонок, и тогдашний директор "Весёлых ребят" Феликс Кац говорит мне: "Приезжайте! Вам уже заказан номер в гостинице...". Отец дал мне 200 рублей и благословил.
     ...Итак, отпустили меня в Москву. Приехал в столицу. Поселили меня, как сейчас помню, в гостинице на Котельнической набережной, она и сейчас там находится, только об этом мало кто знает. Гостиница была тёплая и хорошая. Потолки здоровущие. Номера шестиместные. Так получилось, что Москва меня будто проверяла: я приехал в конце января и сразу же вдребезги разболелся. А потом ещё смешнее было: когда я выздоровел, у меня голос пропал! Слободкин терпеливо ждал, пока я поправлюсь.
     Первые аранжировки для "Весёлых ребят" сделал Георгий Гаранян в стиле диксиленд. Программа получилась очень пёстрая. Я пел "Unchain my Heart" и "Выхожу один я на дорогу", а Нина Бродская -"Любовь-кольцо" и другие хорошие песни... Но успех "Весёлых ребят" начался с песни "Алёшкина любовь", которая была записана на пластинке в 1970 году. Эта пластинка знаменита ещё и тем, что мы на ней записали две "битловские" песни "Облади-облада" и "Старенький автомобиль". Аранжировки их сделал наш тогдашний басист Валя Витебский.
     ...Мы почти всё время проводили в поездках. График был таков: две недели гастролей, потом две недели живём в Москве, репетируем и записываем новые песни. В принципе, я не жалуюсь - жизнь в карьерном плане сложилась: и переезд из Риги в Москву, и встреча с Пашей, и гастроли по всей стране и даже за рубежом...".
     - Юра, а какой был самый запомнившийся концерт в Москве?
     - Помню, как "Самоцветы" выступали на стадионе "Динамо". Я пел "Гой ты, Русь моя родная" на слова Сергея Есенина, и было так тихо, что я слышал, как трамваи по улице идут...
     Сегодня Юрий Петерсон снова выступает. В начале нынешнего века он собрал ансамбль "Пламя-2000", в который также вошли солист ансамбля "Пламя" Алексей Кондаков и лидер ансамбля "Час пик" Владимир Парамонов. Они исполняют все те хиты, которые составили славу обоих ансамблей. Это и "Дорога железная", и "Не повторяется такое никогда", и "Не надо печалиться", и "На дальней станции сойду". И снова публика несёт на сцену цветы любимым артистам, потому что Юрий Петерсон и его друзья сохранили связь времён, которая позволяет новому поколению идти вперёд в будущее с этими прекрасными песнями.
      "Дорога у нас практически одна, -подводит итог нашему разговору Юрий Петерсон. - В этом жанре, в этой музыке, в этом направлении мы прожили практически всю свою жизнь. Часть людей ушла, часть ещё держится, типа меня. Работка-то в вокально-инструментальном ансамбле очень даже тяжёленькая, сердцеубийственная и нервнозатратная, но никто не хотел, не хочет и не будет хотеть сойти с этой стези, потому что путь, который мы выбрали, - один, раз и навсегда. Кто-то более талантлив, кто-то - менее, но свернуть с него не дано, наверное, никому. Это - дороги, которые мы выбираем".