Главная     Редакция     Архив     7-8(35-36)/2006  
 

Культура округа
(«ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ...»)


Очаг культуры
(«РОССИЯ, РУСЬ! ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!»)


Музей
(ОТ КЛАВИКОРДА ... ДО РОЯЛЯ)


Проблема
(ЗАВЛИТ В XXI ВЕКЕ)


Презентация
(РОДИНА ОСТАЁТСЯ В СЕРДЦЕ)


Музей
(ВЗГЛЯД НА КОМОД В СТИЛЕ МОДЕРН)


Рядом с нами
(ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА УЛ. МОЛОДЦОВА)


Наш город
(МОСКОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ)


Рядом с нами
(ХРАНИТЬ ЗАВЕТЫ МАМОНТОВА)


Очаг культуры
(ВСТРЕЧИ В КРЫЛАТСКОМ)


Театр
(«СТРАНА ДЕТСТВА» НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ)


Переулки судьбы
(МОСКВА ЮРИЯ ПЕТЕРСОНА)


Выставки
(ТИХИЕ ДУМЫ ПОСЛЕ ШУМНОГО ВЕРНИСАЖА)

Выставки
(ЛЕОНАРДО В МОСКВЕ)

Юбилей
(АЛЕКСАНДР ИВАНОВ - ВЕЛИКИЙ ПОДВИЖНИК РУССКОГО ИСКУССТВА)

Взгляд со стороны
(О ШУТКАХ ВСЕРЬЁЗ)

ОТ КЛАВИКОРДА... ДО РОЯЛЯ

Елена СИГЕЙКИНА, Ольга ГЕРАСИМОВА, фото из архива ГЦММК им.М.И.Глинки

История Государственного центрального музея музыкальной культуры имени Михаила Ивановича Глинки насчитывает уже более 90 лет. В марте 1912 года в Московской консерватории был открыт небольшой мемориальный кабинет, посвящённый основателю консерватории, её первому директору, выдающемуся пианисту и общественному деятелю Николаю Рубинштейну, Он и стал предшественником современного музея - крупнейшей музыкальной сокровищницы страны, не имеющей аналогов во всём мире.

Здесь сосредоточены музыкальные рукописи, издания, инструменты, произведения живописи, скульптуры и графики, редкие грамзаписи, личные вещи и автографы известных композиторов, эскизы декораций к оперным и балетным спектаклям и другие музыкальные раритеты.
     В одной статье невозможно описать все экспонаты музея, и поэтому расскажем сегодня лишь о коллекции струнных клавишных инструментов, представляющей инструменты европейской профессиональной традиции. В коричневом зале ГЦММК им. М.И.Глинки можно проследить весь путь их развития от старинного спинета до современного фортепиано. Историческими предшественниками фортепиано были клавикорд и так называемые "оперенные клавиры", которые распространились в Западной Европе уже к концу XV столетия. Тогда же определились их две разновидности, отличавшиеся по размеру и положению струн. Инструменты крыловидной формы назывались по-разному: во Франции - клавесин, в Англии - арпсихорд, в Германии - кильфлюгель, в Италии - чембало, в России - клавицимбал или клавесин. Меньшие по размерам и более удобные в быту "оперенные клавиры" в Италии и Германии называли спинетами, во Франции - эпинетами, в Англии -"вёрджинел". В коллекции музея можно увидеть один из самых старинных и ценных спинетов, дошедших до наших дней, - это инструмент работы флорентийского мастера М.Ярда, датированный 1565 годом. На его предклавиатурной доске есть 3 медальона с изображением Франциска Медичи, Карла IX и Иоанны - "государыни Флоренции и эрцгерцогини Сиены".
     Любопытно, что спинет в то время являлся не просто музыкальным инструментом, его часто встраивали в бюро или шкафчик для безделушек. Конечно, он был предметом роскоши, который могла позволить себе только богатая и знатная особа. Его брали с собой для развлечения в дальнюю дорогу. Самые миниатюрные спинеты делались даже в форме туалетных или швейных шкатулок, ведь вышивка была в моде. Один из таких спинетов-бюро конца XVI века работы неизвестного итальянского мастера представлен в экспозиции. Это удивительно красивая вещица со множеством выдвижных ящичков, богато декорированных перламутром, глядя на которую легко вообразить старинную пастораль Ватто или кокетливую даму в напудренном парике с "мушкой" на щёчке.
     Если спинет предназначался одновременно для домашнего музицирования и использования в быту, то клавесин представлял собой сольный концертный инструмент и являлся участником оркестрового и ансамблевого исполнения. Это был инструмент профессионального музыканта, обладающий сильным ровным и ярким звуком, а его динамические возможности развивались и совершенствовались мастерами. В результате появились клавесины с двумя, тремя клавиатурами и несколькими регистрами, как у органа. Такой инструмент, изготовленный в 1766 году знаменитым лондонским мастером Б.Шуди и единственный в России, является гордостью музея. Но особое место среди музыкальных изобретений того времени занимает молоточковое фортепиано, которое изобрёл итальянский мастер Б.Кристофори. Он был хранителем коллекции музыкальных инструментов князя Фердинанда Медичи во Флоренции. Точная дата изобретения не установлена, но известно, что в 1709 году в этой коллекции было уже 4 инструмента, сделанных Кристофори. Его фортепиано отличалось большими преимуществами перед клавесином, имело принципиально другой способ звукоизвлечения и новые динамические возможности.
     Но всё меняется в этом мире, и фортепиано, которое казалось уже почти совершенным, претерпевает многочисленные изменения. В течение XVIII века появляются пирамидальное (1745 год) и прямоугольное, или столообразное (1758 год), фортепиано мастера Х.Э.Фредерици. В конце века возникают первые фортепианные фабрики. Инструмент прямоугольной формы английской фирмы "Д.Бродвуд" представлен в экспозиции.
     В это же время в связи с возросшим интересом к музыке мастера создают вертикальные, "жирафовые", фортепиано. Недорогие, занимающие небольшую площадь, корпус которых декорировался под мебель, эти инструменты предназначались для широких слоев населения. Подобный инструмент всегда привлекает внимание посетителей музея, как и белый рояль фирмы "Эрар", основателем которой был талантливый французский мастер С.Эрар. Он не просто усовершенствовал фортепиано, а изобрёл "механизм двойной репетиции", позволявший пианистам исполнять сложные виртуозные пассажи. Это изобретение демонстрировалось в 1823 году на Парижской выставке и вызвало массу подражаний.
     В начале XIX века в Англии мастером Р.Уорнумом было сконструировано пианино с вертикальным расположением струн и близким к современному оригинальным механизмом. Пианино фирм И.Плейель (Париж) и Х.Ролофф (Нейбрандербург), оформленные в стиле своего времени, поражают обилием украшений - резьбы, позолоты, инкрустации.
     В России первые фортепиано появляются в 70-х годах XVIII века. К началу XIX столетия спрос на них настолько возрос, что встал вопрос о создании крупных отечественных предприятий по их изготовлению. В 1810 году в Петербурге основывается первая русская фортепианная фабрика Ф.Дидерикса. В 1840 году там же возникает предприятие бельгийского фортепианного мастера Г.Лихтенталя. Инструменты его работы отличались высоким качеством звука и ценились современными музыкантами. Рояль этой фирмы, находящийся в коллекции музея, удивляет не только звучанием, но и великолепием внешней отделки корпуса - тонкой интарсией из различных пород дерева.
     Самым необычным клавишным инструментом в музее, несомненно, является "энгармоническое фортепиано", изготовленное в 1864 году в мастерской А.Кампе в Москве по специальному заказу князя Владимира Одоевского - известного русского писателя, основоположника русского музыковедения, исследователя древнерусского церковного пения и народного творчества. Отличительной особенностью этого инструмента было введение дополнительного ряда клавиш и иная по сравнению с обычным фортепиано настройка. Деление клавиатуры не по полутонам, а по четвертитонам, по мысли Одоевского, должно было помочь в воспроизведении народных песен с их далёким от равномерной темперации строем. Этот рояль вместе с коллекцией акустических и музыкальных инструментов в 1869 году пожертвовала московской консерватории вдова князя В.Ф.Одоевского в соответствии с его завещанием.
     Коллекция клавишных музыкальных инструментов ГЦММК им. М.И.Глинки не только показывает путь их развития и усовершенствования, она звучит. Ведь многие инструменты экспозиции участвуют в различных концертах, устраиваемых в музее. Например, на концертах Клавесинного салона можно насладиться звуком подлинного английского клавесина 1766 года из лондонской мастерской знаменитого мастера Бурката Шуди, другие известные инструменты участвуют в абонементных циклах для взрослых и детей. Они живут и звучат для всех, кто хочет их услышать.