Главная     Редакция     Архив     7-8(35-36)/2006  
 

Культура округа
(«ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ...»)


Очаг культуры
(«РОССИЯ, РУСЬ! ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!»)


Музей
(ОТ КЛАВИКОРДА ... ДО РОЯЛЯ)


Проблема
(ЗАВЛИТ В XXI ВЕКЕ)


Презентация
(РОДИНА ОСТАЁТСЯ В СЕРДЦЕ)


Музей
(ВЗГЛЯД НА КОМОД В СТИЛЕ МОДЕРН)


Рядом с нами
(ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА УЛ. МОЛОДЦОВА)


Наш город
(МОСКОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ)


Рядом с нами
(ХРАНИТЬ ЗАВЕТЫ МАМОНТОВА)


Очаг культуры
(ВСТРЕЧИ В КРЫЛАТСКОМ)


Театр
(«СТРАНА ДЕТСТВА» НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ)


Переулки судьбы
(МОСКВА ЮРИЯ ПЕТЕРСОНА)


Выставки
(ТИХИЕ ДУМЫ ПОСЛЕ ШУМНОГО ВЕРНИСАЖА)

Выставки
(ЛЕОНАРДО В МОСКВЕ)

Юбилей
(АЛЕКСАНДР ИВАНОВ - ВЕЛИКИЙ ПОДВИЖНИК РУССКОГО ИСКУССТВА)

Взгляд со стороны
(О ШУТКАХ ВСЕРЬЁЗ)

О ШУТКАХ ВСЕРЬЁЗ

Елена ЛАДЕНКОВА

Юмор, умение рассмешить, пошутить, тем самым снять психологическое напряжение, по-другому посмотреть на себя, на проблемы общества и государства - важнейшее качество человека.

В западном христианстве народная культура юмора выражалась в карнавалах, шутовстве. В России яркий её пример - масленица, языческий праздник проводов зимы, сохранившийся в христианскую эпоху во многом благодаря своему шутовскому содержанию. Одно из проявлений народного юмора на Руси - частушки и юродство.
     Шутили, конечно, не только шуты, скоморохи, но и представители знати, и даже цари, но шутки и смех были разными.
     Например, история правления Ивана IV (Грозного) переполнена разного рода сюжетами, так или иначе связанными с царским шутовством. При царском дворе был целый штат скоморохов, служивших непременным атрибутом на почти ежедневных пиршествах. Причём эти функции не стеснялись брать на себя даже люди, происходившие из знатных родов. Так, наиболее известным шутом Ивана Грозного был князь Осип Гвоздев.
     Дело не ограничивалось забавами в часы досуга. Практически царь сам возложил на себя обязанности скомороха, лицедея. В 1565 году Грозный, учредив опричнину, перенёс свой двор в Александровскую слободу (ныне г. Александров Владимирской области). Слобода стала своего рода шутовской столицей, зеркальным отражением столицы подлинной, в которой находилась резиденция митрополита Московского и всея Руси. Царь создал в Александровской слободе пародию на православный монастырь. Монахами стали приближённые опричники, игуменом - сам царь. Длительные церковные службы сменялись неистовым разгулом и кровавыми казнями. К этой эпохе применима фраза: "Один шутил, а остальные - дрожали".
     История 1575 года, когда Грозный объявил царём крещёного татарского князя Симеона Бекбулатовича, а сам принял титул князя московского (причём официальные обращения к Симеону начинал со слов: "Великому государю всея Руси Ивашка московский смиренно челом бьёт"), также имела очевидный шутовской подтекст.
     Иным был Пётр I. Его склонность к забавам имела частично традиционный для российского самодержавия безграничный, буйный характер, отражала негативные мнения в отношении традиций российского правления, общества, но в то же время обретала западные формы.
     Все важнейшие события отмечались ассамблеями (аналогами балов, традиционных для стран Европы). Штат придворных шутов при Петре I насчитывал 24 человека. При этом царь сам изобретал и принимал участие в разного рода шутовских действах. Созданный им "всешутейший и всепьянейший собор" во главе с "князем-папой" Петром Ивановичем Бутурлиным включал в себя ближайших сподвижников Петра. Наряженные члены собора на санях, запряжённых свиньями, козлами, собаками, разъезжали по столице, врывались в боярские дома и заставляли хозяев принимать участие в общем веселье.
     В царствование императрицы Анны Иоанновны были иные развлечения. Для того чтобы развеселить Анну и весь двор, достаточно было устроить драку между шутами. Другим развлечением было поставить шутов в ряд и приказать им бить друг друга палками по ногам до тех пор, пока не падали все.
     Несмотря на всё это, в штате придворных шутов вакансий не было. Как писал историк Михаил Семевский, при Бироне "шпионство и шутовство были верные пути если не к почестям и спокойной жизни, то к богатству; надо сознаться, многие русские дворяне охотно пользовались этими средствами к достижению желаемых целей". Для того же шутами были сделаны члены наиболее знаменитых фамилий - граф Апраксин, князь Волконский, на которого возложили присмотр за одной из собачек Анны.
     Зимой 1740 года для скучающей императрицы камергер А.Д.Татищев изобрёл новое развлечение -ледяной дом. Георг Вольфганг Крафт, при дворе занимавшийся _ составлением гороскопов и предсказанием погоды, писал, что были построены ледяные пушки, из которых можно было стрелять, и ледяные фонтаны в виде дельфинов, из которых била горящая нефть.
     Однако Анне Иоанновне дом быстро надоел, и поэтому там была устроена шутовская свадьба. На роль жениха был выбран князь Голицын, невесты - придворная шутиха-калмычка Буженинова. Кабинет-министр Волынский, организовывавший подобные мероприятия при дворе, собрал на свадьбу по два представителя от всех народов, населявших Россию, - всего 300 человек.
     Истории можно продолжать... Приведённые примеры ещё раз доказывают, что каково общество - таковы шутовство и юмор. Меняется политическая, социокультурная ситуация в обществе - меняется юмор.
     Юмор, направленный на обличение отрицательных черт действительности, осмеяние явлений, которые представляются автору порочными, принято называть сатирой. Со времён Н.В.Гоголя известна фраза: над кем смеётесь - над собой смеётесь! Чеховские персонажи более лиричны, им более свойствен смех сквозь слёзы. Герои интермедий А.Райкина ещё более социальны и многоплановы.
     Объект и предмет смеха есть отражение культурного, духовного уровня, менталитета народов в целом и каждого человека в частности. Чувство юмора, являясь отражением индивидуального и общественного сознания, формируется, развивается, но порой и деградирует.
     В настоящее время юмор по большей мере имеет развлекательный и примитивный характер, мы как бы возвращаемся в далёкое прошлое. Из многих юмористических программ "уходит" подтекст, многоплановость. Часто юмор в них вульгарен, кощунствен, плосок. На телевидении господствуют программы вроде "Кривого зеркала", "Аншлага", "Шоу Бенни Хилла" и т.п., в печатной продукции - примитивные комиксы. Порой, не надеясь на адекватную реакцию аудитории на предлагаемый "юмор", делаются фоновые подсказки, где надо смеяться.
     Значительную информацию о современном мире мы получаем из телевидения, радио, а также из наиболее доступных журналов и газет. Исследования показывают, что юмор по-прежнему интересует подавляющее большинство молодых москвичей.
     Во многих молодёжных СМИ публикуются юмористические материалы и комиксы. Важнейшей особенностью молодёжных средств массовой информации респонденты, сами принадлежащие к этой социальной группе населения, называют не только полную свободу творчества и тем, но и пошлость, примитивность материала, в том числе и юмора. Оценка молодёжных СМИ самой молодёжью невысока.
     Формирование личности, социализация старших поколений происходили в иных условиях. Почему же уровень их культуры был выше? Ответ очевиден: на повышение культурного уровня населения была направлена политика государства. Сегодня - ситуация изменилась. Как видим, самоустранение государства из духовной сферы жизни общества особых положительных результатов не принесло.
     Чем больше мы потребляем низкоинтеллектуальной, бездуховной юмористической продукции, тем больше мы глупеем, тупеем, следовательно, постепенно перестаём отличать правду от лжи, красоту от безобразия, добро от зла, понимать, над чем можно смеяться, а что свято, принимаем пошлость, безвкусицу, грубость, даже издевательство за юмор.
     Чем больше человек знает, чем более он духовно, эстетически развит, тем трудней им манипулировать и тем меньше вероятность, что он станет гадко, зло, глупо шутить или смеяться над тем, над чем нормальному человеку впору поплакать.
     Юмор, шутка - отражение эпохи, лицо поколения. Загляните в зеркало...