Главная     Редакция     Архив     7-8(35-36)/2006  
 

Культура округа
(«ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ...»)


Очаг культуры
(«РОССИЯ, РУСЬ! ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!»)


Музей
(ОТ КЛАВИКОРДА ... ДО РОЯЛЯ)


Проблема
(ЗАВЛИТ В XXI ВЕКЕ)


Презентация
(РОДИНА ОСТАЁТСЯ В СЕРДЦЕ)


Музей
(ВЗГЛЯД НА КОМОД В СТИЛЕ МОДЕРН)


Рядом с нами
(ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА УЛ. МОЛОДЦОВА)


Наш город
(МОСКОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ)


Рядом с нами
(ХРАНИТЬ ЗАВЕТЫ МАМОНТОВА)


Очаг культуры
(ВСТРЕЧИ В КРЫЛАТСКОМ)


Театр
(«СТРАНА ДЕТСТВА» НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ)


Переулки судьбы
(МОСКВА ЮРИЯ ПЕТЕРСОНА)


Выставки
(ТИХИЕ ДУМЫ ПОСЛЕ ШУМНОГО ВЕРНИСАЖА)

Выставки
(ЛЕОНАРДО В МОСКВЕ)

Юбилей
(АЛЕКСАНДР ИВАНОВ - ВЕЛИКИЙ ПОДВИЖНИК РУССКОГО ИСКУССТВА)

Взгляд со стороны
(О ШУТКАХ ВСЕРЬЁЗ)

ВСТРЕЧИ В КРЫЛАТСКОМ

Светлана КАЛЬНИК

Перебираю афиши: "Два рассказа Бунина", "Дама с собачкой", "Две тысячи любимых строк", "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Вечер несерьёзного рассказа", "Мой первый Пушкин", "Завтра была война", "Семь жизней Вл.И, Немировича-Данченко". И ещё, и ещё...

Пожалуй, не каждый театр может похвастаться таким разнообразным и таким необычным репертуаром. В спектаклях и творческих вечерах заняты артистка Малого театра Варвара Андреева и Олег Мартьянов, режиссёр театра "Экспромт" Наталья Тимофеева, киноактриса Юлия Тархова, заслуженные артисты России Ольга Фомичева и Светлана Головина из театра имени Ермоловой, артистка Московской филармонии Наталья Минаева, а также актёры Российского академического молодёжного театра, театров "Сфера", "Эрмитаж"...
     Некоторые спектакли стали значительным культурным событием в городе. К слову сказать, на-"Вечер несерьёзного рассказа" приезжала народная артистка СССР Вера Кузьминична Васильева. Побывал здесь и художественный руководитель театра имени Ермоловой народный артист СССР Владимир Алексеевич Андреев. Однажды на этой сцене выступали гости Москвы - артисты Государственного украинского театра имени М.Заньковец-кой из Львова.
     Но, наверное, пора приоткрыть завесу невольной "тайны". Все перечисленные спектакли приобретали нередко вторую жизнь в клубе-галерее "Крылатский орнамент". Кстати, относится он к территориальной клубной системе "Кунцево" Управления культуры Западного административного округа столицы. "Просто клуб?" - возможно, удивитесь вы. Да, клуб. Но только не простой. Хотя и расположен он, как и многие другие, внутри жилого микрорайона, где выросли многоэтажные современные дома. Существует он уже довольно давно, но известным стал всего несколько лет назад. А точнее, когда сюда пришёл Александр Иванович Шевля-ков. Выпускник градостроительного и философского факультетов, он известен в Москве как журналист, театральный критик и сценарист.
     Некоторые из названных спектаклей были созданы Театральной группой Шевлякова. В частности, "Дама с собачкой" Чехова, поставленная по сценарию Александра Ивановича, получила высокую оценку на Международном фестивале "Мелиховская весна" несколько лет назад.
     Зритель в "Крылатском орнаменте" свой. Это жители микрорайона, школьники соседних школ, студенты. Словом, люди разных возрастов и профессий. Некоторые из них когда-то заглянули в клуб, что называется, "на огонёк", потом пришли ещё раз, а теперь уже ищут привычным взглядом очередную афишу. Что и неудивительно, встретили здесь приветливых и обаятельных людей. Увидели талантливых актёров, музыкантов, художников и постепенно стали постоянными посетителями - зрителями. Александра Ивановича и его помощницу Татьяну Плискину знают хорошо.
     А теперь давайте буквально на мгновение отвлечёмся от клуба и вспомним, когда в последний раз мы были в консерватории или концертном зале Чайковского и слушали игру, скажем, пианиста - лауреата международных или всероссийских конкурсов. Боюсь, что нечасто нам выпадает такая удача. Опять же и цены на билеты "кусаются". А здесь, в уютном небольшом зале (всего на 60 человек) для вас играют, например, лауреаты международных конкурсов Анна Пак, Ирина Красотина, Елена Сосульникова или солист Национального филармонического оркестра России Владимира Спивакова Николай Горбунов (контрабас). И таких замечательных встреч значительно больше, чем я могу назвать в этой короткой статье.
     Есть у Александра Ивановича одно особое качество - постоянный интерес к людям, умение услышать их и понять. Он любит бывать в провинции. У людей, живущих в малых российских городах, считает он, сохранилось гораздо больше искренности и чистоты, чем в мегаполисах. После каждой очередной поездки у клуба появляются новые друзья. Многие жители Крылатского помнят, например, "День города Кинешмы". Тогда москвичи впервые познакомились с артистами Кинешемского театра имени А.Н.Островского, кстати, одного из старейших у нас в стране. И, надо сказать, были взволнованы мастерством актёров труппы. А Шевляков решил сделать этот день незабываемым и для школьников, которые приехали вместе со взрослыми в Москву. Ведь некоторые из них в столице были впервые. Несколько часов Александр Иванович путешествовал с ними по родному городу, об истории улиц и памятниках которого он знает много и умеет рассказывать интересно и увлекательно.
     Жители спальных районов Москвы порой сетуют, что, мол, до центра далеко, не каждый раз в музей или театр выберешься. Так и хочется спросить: "А что ваш клуб предлагает?". Клубов сейчас в столице достаточно. Но лишь некоторые из них стали настоящими очагами культуры.
     Мы немало говорили с Александром Ивановичем о том, какими должны быть клубы по месту жительства. Да, бесспорно, они могут быть разными: по направлениям, по интересам. Но ясно и другое. Каким бы клуб ни был, он должен нести людям знания, способствовать духовному развитию человека. Шевляков твёрдо убеждён, что сегодня совершенно необходима просветительская деятельность. Уровень культуры населения упал, поскольку снизился и сам интерес к ней. Телевизор, который сегодня для многих единственное окно в мир и в культурную жизнь тоже, приучает к всеядности. А чтобы разобраться в мутных волнах бесконечных ток-шоу, фабрик по производству эстрадных "звёзд", так называемых "остросюжетных фильмов", что сродни руководству по подготовке бандитов, надо иметь перед глазами компас, которым стало бы знание основ отечественной культуры и морали, проверенных временем, веками.
      "Цель клуба, - говорит Александр Иванович, - раскрыть перед нашими посетителями, зрителями, слушателями всю красоту и глубину русской музыки, русского театра, живописи. Русская культура -весьма значительная составная культуры мировой. Россия никогда не испытывала недостатка в талантах. Скорее, как это ни странно звучит, у нас всегда был и есть их переизбыток. Может быть, поэтому мы даже часто не вовремя замечаем истинно талантливого человека. Как известно, настоящий талант всегда отличается высокой требовательностью к себе по сравнению с посредственностью, воинствующей и сметающей на своём пути всё, что ей мешает.
     Для таких людей, как Шевляков, важнее важного чувство ответственности как перед собой, так и перед теми, для блага которых он трудится. "Я не могу их подвести.
     Они должны быть уверены, что здесь встретятся с настоящим искусством". Мы нередко говорим, что современный человек оказался в доб-ровольном плену у телевизора. Может быть, именно такие клубы, как "Крылатский орнамент", сумеют убедительно доказать, что личное общение гораздо важнее, чем созерцание изображения на экране. Правда чувств, как известно, дороже самой красивой картинки. Но это тяжкий труд и он не каждому по плечу. Академик Лихачёв в своё время говорил, что во всем мире 85 % населения не интересуется ничем и только 15 % проявляют интерес к культуре.
     Воспитание человека - это воспитание чувств. И начинается оно с детства. Кажется, мы все это знаем. Но мало знать, надо действовать. Почему Александр Иванович так стремится подарить людям радость общения с прекрасным? Думаю, что основа такого отношения к жизни, к людям была заложена у него ещё в детстве. Он помнит, как в первый раз оказался в театре. Родители взяли его в Малый театр на спектакль "Правда хорошо - счастье лучше" А.Н.Островского. Ему было тогда 7 лет. Он многого не понимал, но смотрел на сцену не отрываясь. Так состоялось его знакомство с великим чудом по имени Театр. Кстати, он любит этот театр больше других и поныне. Отец маленького Саши был генерал, военный строитель. Конечно, был очень загружен, мама воспитывала троих детей, но родители часто ходили в театр. Каждый раз это было радостное событие, и Саша внимательно слушал их рассказы. Эта радость соприкосновения с прекрасным сохранилась навсегда. Сейчас, когда он общается с актёрами, которые будут выступать на сцене клуба, он как бы примеряет на себя пьесу, что увидят зрители. Ему хочется, чтобы она взволновала людей, задела их сердце.
     Когда Александр Иванович только начинал работу в Крылатском, клуб требовал приложения рук. Сегодня трудно представить, что когда-то этот уютный камерный зал с белым роялем на сцене и картинами на стенах был серым и казённым на вид. Теперь каждые два месяца здесь открывается очередная выставка. Свои работы выставляют не только московские художники. Недавно со своими работами знакомил москвичей Вадим Радомысльский из Переславля-Залесского. Выставлялись здесь художники Углича, Архангельска и даже Хабаровска.
     Каждый раз, когда заканчивается очередной спектакль или концерт, наградив аплодисментами выступавших, кто-нибудь обязательно скажет Александру Ивановичу: "Как у вас уютно! И как вам это удаётся, да ещё и белый рояль!". И директор клуба-галереи "Крылатский орнамент" всегда при этом с благодарностью вспоминает директор территориально-клубной системы "Кунцево" Станислав Владимирович Горшков, который сумел найти средства, чтобы реставрировать сей замечательный музыкальный инструмент. Станислав Владимирович бывает здесь довольно часто. А о спектаклях, концертах и выставках клуба-галереи тоже может рассказать подробно и с удовольствием. Здесь интересно. Такой клуб микрорайону действительно нужен. А это главное.
     Наступает вечер, и клуб снова встречает своих друзей...