Главная     Редакция     Архив     7-8(35-36)/2006  
 

Культура округа
(«ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ...»)


Очаг культуры
(«РОССИЯ, РУСЬ! ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!»)


Музей
(ОТ КЛАВИКОРДА ... ДО РОЯЛЯ)


Проблема
(ЗАВЛИТ В XXI ВЕКЕ)


Презентация
(РОДИНА ОСТАЁТСЯ В СЕРДЦЕ)


Музей
(ВЗГЛЯД НА КОМОД В СТИЛЕ МОДЕРН)


Рядом с нами
(ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА УЛ. МОЛОДЦОВА)


Наш город
(МОСКОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ)


Рядом с нами
(ХРАНИТЬ ЗАВЕТЫ МАМОНТОВА)


Очаг культуры
(ВСТРЕЧИ В КРЫЛАТСКОМ)


Театр
(«СТРАНА ДЕТСТВА» НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ)


Переулки судьбы
(МОСКВА ЮРИЯ ПЕТЕРСОНА)


Выставки
(ТИХИЕ ДУМЫ ПОСЛЕ ШУМНОГО ВЕРНИСАЖА)

Выставки
(ЛЕОНАРДО В МОСКВЕ)

Юбилей
(АЛЕКСАНДР ИВАНОВ - ВЕЛИКИЙ ПОДВИЖНИК РУССКОГО ИСКУССТВА)

Взгляд со стороны
(О ШУТКАХ ВСЕРЬЁЗ)

АЛЕКСАНДР ИВАНОВ - ВЕЛИКИЙ ПОДВИЖНИК РУССКОГО ИСКУССТВА

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Есть люди, вся жизнь которых - служение идее, родине, любимому делу, вере. Именно таким человеком был великий русский живописец Александр Иванов, со дня рождения которого исполняется в июле этого года 200 лет.

Художник-мыслитель, психолог, раскрывший в своих произведениях глубины человеческих душ, он восхищал современников принципиальностью и целеустремлённостью в искусстве. "Каково бы ни было достоинство моей кисти, я всё-таки не могу согласиться, чтобы она служила такому делу, истины которого я не признаю", - говорил Александр Иванов.
     Александр Андреевич Иванов родился 28 июля 1806 года в Петербурге. Его отец, известный живописец Андрей Иванов, был профессором Петербургской академии художеств. И с самого раннего детства приобщал сына к искусству. В 11 лет Саша был принят учеником в академию, и уже первая его серьёзная работа "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" (1824 г.) показала силу таланта 17-летнего юноши. После успешного окончания академии Обществом поощрения художников А.Иванов был направлен для совершенствования мастерства в Италию, где и прошла большая часть его жизни. Ради этой поездки он отказался от женитьбы и на долгие годы разлучился со своими близкими и родными, многие из которых уже не дождались его возвращения.
     Прекрасные памятники Древнего мира, искусство итальянского Возрождения, красочная и мягкая природа Италии произвели на художника огромное впечатление. Написанная в начале 1830-х годов картина "Апполон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой и пением" наполнена живым восприятием античности, восхищением красотой южной природы. Для этой работы он впервые делает этюд с натуры - карандашный рисунок мальчика, играющего на свирели. С самого начала жизни в Италии художник задумал написать большую картину, сюжет которой имел бы общечеловеческое значение, и много работал над эскизами на библейские темы, понимая, что найти подобный сюжет он сможет именно в Библии. В 1834 году им создана замечательная картина "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения". Она имела большой успех, принесла автору звание академика и стала "пробой пера" перед началом работы над произведением всей его жизни.
     А.Иванов наконец нашёл сюжет будущей картины "Явление Христа народу". Академик А.Н.Мокрицкий в середине прошлого века отмечал, что "сюжет, взятый художником для своей картины, есть один из самых высоких, самых священных, которые существуют в понятиях христианства. Пришествие Спасителя есть начало Его благодати миру, приближение момента обновления человека". Работа над картиной продолжалась около 20-ти лет. Все эти годы А. Иванов вёл уединённую, подвижническую жизнь, полную напряжённого труда. Об этом в своём письме писал Н.В. Гоголь, с которым художника связывала близкая дружба: "Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы".
     Художник создал более 600 эскизов и этюдов с натуры, копировал произведения старых мастеров, добивался разрешения на поездку в Палестину, к подлинным местам, где происходило изображаемое им событие, но путешествие не состоялось, и он изучал природу Италии. Пейзажные этюды Иванова свободны от академизма, передают живое ощущение красоты окружающего мира, полны внутренней гармонии и покоя. В многочисленных этюдах к образам Христа, Иоанна Крестителя и других персонажей картины А.Иванов искал единственно верные внешние черты и душевное состояние героев. В картине есть два второстепенных, но примечательных персонажа. Одному из них - страннику с посохом - художник придал автопортретное сходство, другой - странник в тёмно-коричневой хламиде, "ближайший к Христу" - похож на Н.В.Гоголя. В процессе работы он создал свой особый метод последовательного воплощения замысла путём изучения и переосмысления натурных, жизненных впечатлений. Живые люди с их страданиями, верой и надеждой вошли в картину вместо традиционных, канонических, академических образов. Хотя учеников у Александра Иванова не было, этот метод в дальнейшем использовали многие поколения русских художников: В.Суриков, И.Репин, Д.Поленов, Н.Ге и другие.
     Великий мастер наполнил своё произведение глубоким социальным, нравственным и духовным содержанием, которое по сей день волнует зрителей. Он много лет самоотверженно трудился над ним, несмотря на то, что столь долгая работа над одной картиной вызывала непонимание у чиновников в Петербурге, и постепенно материальное положение Иванова ухудшалось. Как это часто бывает, "Явление Христа народу" не сразу было понято и оценено современниками. Сам художник не был удовлетворён своей работой и не закончил картину. Разочарованный, он писал: "Картина не есть последняя станция, за которую надобно драться. Я за неё стоял крепко в своё время и выдерживал все бури, работал посреди их и сделал всё, что требовала школа. Но школа - только основание нашему делу живописному, язык, которым мы выражаемся. Нужно теперь учинить другую станцию нашего искусства - его могущество приспособить к требованиям времени и настоящего положения в России".
     Иванов стал думать о монументальном искусстве, позволяющем обратиться к самому широкому кругу зрителей. В середине 1840-х годов под влиянием славянофилов он стал интересоваться древнерусской и византийской живописью. Стремился понять образно-символический язык иконописи. Он создаёт эскизы "Воскресение Христа" для строящегося в Москве храма Христа Спасителя. В то время художники писали для церкви в холодной академической манере. Иванов хотел противопоставить им работу в традициях древнерусской иконографии. Эта попытка не имела успеха, но он продолжал искать возможности соединить реализм с условным языком.
     Последние 8 лет жизни в Италии Иванов работал над серией "Библейских эскизов", задуманных для росписи грандиозного храма. Это более 200 акварельных листов, иллюстрирующих Библию и Евангелие, выполненных с потрясающей свободой и лёгкостью, за которыми стоят долгие годы титанического труда художника. Чтобы лучше понять и проникнуться атмосферой времени, он изучал искусство и археологию Востока, Древней Византии. Реальная, обыденная жизнь людей соседствует в эскизах с чудесами, непостижимыми, сверхъестественными, божественными явлениями. Иванов сумел передать весь драматизм и духовное напряжение событий. Идея расписать храм так и не была осуществлена, но в этих рисунках он воплотил все свои сложные и многолетние художественные и философские поиски, достиг высшего мастерства.
     В 1858 году художник вернулся в Россию. По прибытии в Петербург ему пришлось хлопотать об устройстве выставки и продажи картины "Явление Христа народу", которая была холодно встречена публикой и критикой. Он мечтал, продав картину, уехать в Москву и приступить к осуществлению новых, грандиозных замыслов. Но, прожив на родине всего два месяца, Александр Иванов заразился холерой и умер 3-го июля 1858 года. Известие о покупке картины царём Александром II и награждении орденом Святого Владимира пришло уже после его смерти. Впоследствии, в 1877 году, согласно воле художника, по завещанию его брата Сергея Иванова творческое наследие великого живописца было передано в Румянцевский музей в Москве, а ныне находится в Третьяковской галерее.