Главная     Редакция     Архив     1(41)/2007  
 

С НОВЫМ, 2007-м!
(ВПЕРЕДИ - ГОД РЕБЁНКА)


65-летие битвы за Москву
(«МОСКОВСКИЙ ПРИЗЫВ»)


65-летие битвы за Москву
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»)


65-летие битвы за Москву
(ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ)


В округах
(ТЕРРИТОРИЯ РОСТА)


Культ личностей
(ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ)


Московские легенды
(ТАЙНА СЕЛА ПЕРОВО)


Очаги культуры
(ВЕКТОР КУЛЬТУРЫ ЮГО-ВОСТОКА)


Фестивали
(ПРОФЕССОР РАПАЦКАЯ: «НАДО ПРОСТО ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ»)


Фестивали
(«ВРЕМЯ ЗАЖИГАТЬ ЗВЁЗДЫ»)


Театр
(«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»)


Рядом с нами
(С АРФОЙ ПО ЖИЗНИ)


Рядом с нами
(ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ ЭКСКУРСОВОД)


Наше наследие
(«СОВЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ МОСКВЫ»)


Наше наследие
(ЖИВОПИСЕЦ РУССКОГО ЛЕСА)


ТЕРРИТОРИЯ РОСТА

В гостях у нашего журнала начальник Управления культуры Центрального административного округа Москвы Ромуальд Ромуальдович КРЫЛОВ- ИОДКО.

- Ромуалъд Ромуалъдович, в минувшем году подводились итоги 15-летия действующей структуры исполнительной власти столицы. Вы - один из тех, кто участвовал в её становлении с первых дней. Что бы Вам хотелось сказать сегодня, вспоминая то время перемен?
     Р.Р.КРЫЛОВ-ИОДКО:
     - Прежде всего перед глазами встаёт образ моих коллег, которые буквально "попали под колесо истории" и в одночасье были выкинуты из жизни города, которому они посвятили многие годы, десятилетия своей профессиональной деятельности. Труд моих коллег, беззаветно служивших и отдававших силы, здоровье для сохранения, защиты и развития сферы культуры, вызывает у меня глубокое уважение и в первую очередь им хочу сказать: "Большое спасибо!". Я знаю, что дальнейшая жизнь многих из них сложилась очень тяжело, для некоторых это был крах, и мало кто смог найти себя на новом повороте судьбы.
     - А какова была тогда ситуация с вверенными Вам учреждениями культуры?
     - Центральный административный округ - это всего 6% от общей территории города. Численность населения округа - немногим более 700 тыс. человек. Но по насыщенности объектами культуры он безусловный лидер. Здесь находятся около 1500 учреждений и организаций культуры всех форм собственности и ведомственного подчинения разных уровней, в том числе уникальные, известные далеко за пределами Москвы и России. И в этом обилии очень непросто, но крайне необходимо найти и сохранить своё "лицо", занять свою нишу, чтобы отличаться от остальных организаций.
     Катастрофической была ситуация с размещением ценного фонда библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева, который погибал в затапливаемых подвалах. Начиналось разрушение зданий, занимаемых Центральной библиотекой имени А.С.Пушкина. В аварийном состоянии находился дом, владельцем которого в своё время был знаменитый художник-маринист А.П.Боголюбов, где располагалась библиотека имени И.З.Сурикова (ныне - библиотека искусств имени А.П.Боголюбова). Был целый ряд других проблем, требующих неотложных мер буквально по спасению учреждений. В первые 5-7 лет приходилось ежегодно вести по 10 арбитражных судебных дел для сохранения помещений учреждений культуры от захвата различными организациями. Особо сложными были ситуации с Домом культуры "На Петровских линиях", директор которого продал помещения криминальной структуре, использованием Голицынских палат на территории Сада имени Н.Э. Баумана, постоянными захватами земли и строений парка "Красная Пресня", многолетней борьбой за парк "Таганский", помещениями выставочных залов "Галерея на Солянке", "Творчество" и со многим другим.
     - Картина достаточно мрачная. Что же смогла изменить к лучшему обновлённая исполнительная власть?
     - По итогам прошедших 15-ти лет могу констатировать, что учреждения культуры Центрального округа, как, впрочем, и всего города смогли перейти от "стратегии выживания" к "стратегии развития". Удалось не только сохранить сеть окружных учреждений, но и значительно её расширить. За прошедший период создано 26 новых объектов культуры, искусства и дополнительного образования, в том числе (скажу в перечислении) - 10 театров, 4 специализированных и универсальных библиотеки, 3 Дома культуры, 3 музея (к слову, в числе их небезызвестный "Дом на набережной"), 3 концертных организации, 2 учебных заведения, Информационно-консультационный центр, оказывающий методическую поддержку окружным учреждениям культуры. Это позволило в течение 15 лет разработать и реализовать более 30 масштабных организационно-творческих проектов, в том числе на основе проведения реконструкции с расширением площадей помещений подведомственных учреждений, а также реставрации и регенерации объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
     - Очевидно, что работа проведена большая. На Ваги взгляд, какие из реализованных проектов наиболее значимы для округа и города?
     - Наверное, самым трудным было получить, отстоять и реконструировать комплекс зданий для библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева. Эта работа велась с 1992 по 2004 годы фактически ежедневно. Непросто было найти помещения в Бобровом переулке, в непосредственной близости от утраченного исторического здания читальни, а потом - защитить от притязаний московских профсоюзов и их банка, пытавшихся выкупить эти площади у города. Не менее сложно - провести реконструкцию зданий. Поэтому работы велись в течение 10 лет!
     Следующий серьёзный реализованный проект - создание Библиотеки искусств имени А.П.Боголюбова. У города до сих пор не было ни одной публичной библиотеки, специализирующейся в области искусства во всех его видах. После реконструкции и реставрации памятника истории и культуры XIX века "Городская усадьба Н.С.Третьякова" библиотека получила возможность собирать специализированные фонды, сделав акцент на нотно-музыкальное направление. Сейчас здесь планируется создать абонемент всемирно известной Научной музыкальной библиотеки имени С.И.Танеева Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. В округе разработана основа электронной нотницы, которая в скором времени будет передана в наши библиотеки и музыкальные школы.
     Мы стремимся углубить специализацию Библиотеки искусств имени А.П.Боголюбова. Управлением культуры ЦАО заключён договор с Национальной академией кинематографических искусств и наук России о размещении её фондов и предоставлении доступа к ним в отделе киноискусства библиотеки. В переданном фонде содержится более 100 тыс. экземпляров художественной литературы, 100 тыс. единиц различных материалов по киноискусству, включая монтажные листы, тематические папки, видеокассеты с записями, справочно-библиографические сборники, важные для профессионалов и любителей киноискусства.
     Очень перспективной оказалась идея Управления культуры ЦАО о создании в округе Библиотеки истории русской философии и культуры "Дом А.Ф.Лосева" на Арбате в здании, где несколько десятилетий жил философ. Основу фонда составили 10 тыс. экземпляров личной библиотеки А.Ф.Лосева, переданных его вдовой, А.А.Тахо-Годи. И сегодня это -одно из самых интересных специализированных библиотечных учреждений округа, информационный интеллект-центр, который располагает несколькими книжными коллекциями известных философов на 10 иностранных языках, в том числе - на латыни, древнегреческом, арабском. В 2006 году во дворе библиотеки был торжественно открыт бюст А.Ф.Лосева (автор - заслуженный деятель искусств России, скульптор В.В.Герасимов). Это - первый в Москве и в России памятник русскому философу.
     По предложению Управления культуры ЦАО и при поддержке Комитета по культуре города Москвы, префектуры ЦАО, Международного фонда развития русской культуры имени Екатерины Фурцевой была задумана Библиотека имени Е.А.Фурцевой со специализацией "История культуры России XX века", открывшаяся в её день рождения - 7 декабря. Не могу не упомянуть один из самых глобальных проектов - создание на базе маленькой районной библиотеки наикрупнейшего на сегодняшний день современного библиотечного комплекса - Общедоступной библиотеки-фонда "Русское зарубежье", соучредителями которой совместно с Комитетом по культуре города Москвы выступают Общественный фонд Александра Солженицына и русское издательство в Париже "YMKA- Press". Это единственная в России общедоступная специализированная библиотека, цель которой - возвращение на Родину наследия русской эмиграции, его сохранение, изучение и организация доступа к этому пласту русской культуры. Благодаря вниманию мэра Москвы Ю.М.Лужкова была проведена реконструкция здания, увеличившая его площадь в 10 раз - до 7000 кв. метров. Высокотехнологичное современное оборудование позволяет хранить здесь уникальные документы - архивы великого князя Николая Николаевича и Национального центра, координирующего "Белое движение", рисунки Александра Николаевича Бенуа и Фёдора Ивановича Шаляпина, почти 600 писем генерала Антона Ивановича Деникина, материалы по истории Балтфлота, аудио- и видеозаписи воспоминаний русских эмигрантов, сделанные в 20-е - 80-е годы XX века, и многих других.
     - К библиотекам у Вас особое отношение?
     - Да, это так. Библиотеки являются культурным достоянием народа, хранителями и ретрансляторами исторической памяти, накопленных знаний и культурного наследия. Сейчас они "переживают" самый серьёзный, я бы сказал, революционный, процесс преобразования в информационные интеллект-центры, дающие возможность каждому человеку получить практически любую информацию, необходимую для работы, образования, досуга. Её источник - не только книги и периодические издания, но и огромные массивы информации, доступные благодаря современным технологиям.
     И хотя к библиотекам у меня действительно особое отношение, но должен признаться, что главное моё пристрастие - в области музыки и художественно-эстетического направления. Школы искусств -одни из самых любимых детищ. Здесь нельзя не отметить значительного прорыва, связанного с созданием Московского государственного училища музыкального исполнительства имени Ф.Шопена, являющегося сегодня одним из самых лучших училищ не только в Москве, но и в России. Почти все его выпускники становятся студентами Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, а это - высочайший показатель эффективности их деятельности.
     Специализация для учреждений дополнительного образования так же актуальна, как и для библиотек. В округе создана Детская музыкальная школа джазового направления имени Дж.Гершвина, Детская школа искусств архитектурного профиля "Старт" - единственная в своём роде в столице и в России. Педагоги школ округа получили государственную премию за разработку образовательных методик. По инициативе Управления культуры утверждены гранты префекта Ц АО "Юные дарования XXI века" для особо одарённых учащихся, "Лучший работник культуры Ц АО города Москвы", с 1992 года выделяются детские стипендии - творческие (120 чел.), социальные (50 чел.) и социально-творческие (30 чел.). Ежегодно около 60 преподавателей школ искусств удостаиваются почётного звания "Педагог мастер-класса".
     За 15 лет создано три музея: народной графики, имеющий в своём фонде уникальные произведения XVII - XIX веков; "Дом на набережной", коллекция которого составлена из подлинных предметов труда и быта жильцов Дома Правительства на Берсеневской набережной -известных военачальников, партийных руководителей и функционеров, деятелей культуры с 30-х годов XX века; музейно-выставочный комплекс, специализирующийся на краеведении Мещанского района, начиная с XVII века. В 1991 году в сети окружных учреждений не было ни одного театра. Сегодня их 10, из них 6 - детские, в 2-х театрах артистами выступают сами дети - это Музыкальный театр юного актёра и Детский театр эстрады. Мастерство актёров-студентов вузов Москвы развивает являющийся правопреемником Студенческого театра МГУ имени М.В. Ломоносова Московский открытый студенческий театр (МОСТ).
     Весьма расширилась концертная деятельность и художественно-эстетическое воспитание на примерах классической, аутентичной и современной музыки благодаря созданию трёх концертных организаций - Русского квартета имени М.И. Глинки, струнного ансамбля "Опус-Post" и ансамбля солистов "Орфа-рион". Они сразу заявили себя активными участниками культурной жизни не только округа и города. Так, Русский квартет имени М.И.Глинки получил высокое признание во время своих гастролей вместе с Джесси Норман по Франции, Испании и США. Ансамбль "Опус-Post" знаменит в современном музыкальном мире. Многие отечественные и зарубежные композиторы предоставляют его художественному руководителю - народной артистке России Татьяне Грин-денко право первого исполнения своих произведений.
     - Какие проблемы Вами ощущаются сегодня наиболее остро?
     - Меня сильно огорчает, что до сих пор город, сознавая ответственность по отношению к одной из самых крупных библиотечных сетей, не делает существенных шагов для принятия закона "О библиотечном деле в городе Москве", упуская из правового поля столичного законодательства охрану сокровищ, находящихся в его собственности. Ничего не делается для разработки и принятия закона "О культуре города Москвы". Десятки регионов, у которых в сотни раз меньше проблем в этой области, задумались о том, как важно не упустить, сохранить имеющееся, поддержать законодательно и социально работников культуры. Москва имеет законы об образовании, физической культуре и спорте и другие. Совместно с видными представителями библиотечной науки и практики Управлением культуры ЦАО был разработан проект Закона города Москвы "О государственных и муниципальных общедоступных (публичных) библиотеках", одобренный Правительством Москвы, но не нашедший поддержки в Московской городской Думе, приравнявшей положение библиотек и их фондов к аптекам и булочным. Недоумение и беспокойство у меня вызывает разобщённость библиотечных работников города, которые до сих пор, случается, позиционируют себя как "мелкопоместные удельные князьки" и не стремятся найти взаимопонимание, объединившись в Московскую библиотечную ассоциацию. Я считаю, что многие вопросы, стоящие перед этими учреждениями, надо решать через городскую общественную организацию.
     Постановление Правительства Москвы от 25.10.2006 года № 839-ПП "О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года" -давно ожидаемый документ, но, по моему мнению, полностью не проработанный, с явно завышенными нормами. Причём данные нормы уже предлагается пересмотреть в следующем году, что повлечёт серьёзную корректировку всех позиций постановления. Так, Центральному округу, имеющему 23 школы искусств, предлагается открыть ещё 66 и 110 иных учреждений культуры. В данном постановлении прописаны финансовые средства, абсолютно нереальные ни для бюджета, ни для потенциальных инвесторов, которые будут строить школы и библиотеки.
     Да, центру столицы нужны новые школы искусств, но в количестве 2-3 хореографического и художественного направлений. Действующие в настоящее время детские музыкальные школы в свою очередь уже чувствуют нехватку контингента вследствие активного оттока жителей из центра. Несмотря на значительное количество выставочных залов, округ также остро нуждается ещё в 5-10. Но самая большая проблема в области культурно-просветительской работы в ЦАО - отсутствие государственных домов культуры.
     Исторически сложилось так, что в центре располагались крупнейшие профсоюзные клубы. Сегодня они в основном "растворились" в рыночной экономике. Таким образом, работа с детьми и молодёжью ушла в маленькие клубы по месту жительства, в подвалы жилых домов, что абсолютно не позволяет достойно организовать работу с подрастающим поколением и другими возрастными группами в соответствии с современными потребностями.
     Мы пытаемся за счёт инвестора построить здание для Дома культуры "Гайдаровец", просим город о реконструкции Дома молодёжи в Саду имени Н.Э.Баумана. Это станет весомым подспорьем в ситуации, но не снимет общей остроты проблемы.
     Я надеюсь, что в последующие годы у нас будет возможность решить эти и многие другие задачи, стоящие перед сферой культуры исторического центра России.

Интервью провёл Игорь ЯСИНСКИЙ.