Главная     Редакция     Архив     1(41)/2007  
 

С НОВЫМ, 2007-м!
(ВПЕРЕДИ - ГОД РЕБЁНКА)


65-летие битвы за Москву
(«МОСКОВСКИЙ ПРИЗЫВ»)


65-летие битвы за Москву
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»)


65-летие битвы за Москву
(ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ)


В округах
(ТЕРРИТОРИЯ РОСТА)


Культ личностей
(ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ)


Московские легенды
(ТАЙНА СЕЛА ПЕРОВО)


Очаги культуры
(ВЕКТОР КУЛЬТУРЫ ЮГО-ВОСТОКА)


Фестивали
(ПРОФЕССОР РАПАЦКАЯ: «НАДО ПРОСТО ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ»)


Фестивали
(«ВРЕМЯ ЗАЖИГАТЬ ЗВЁЗДЫ»)


Театр
(«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»)


Рядом с нами
(С АРФОЙ ПО ЖИЗНИ)


Рядом с нами
(ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ ЭКСКУРСОВОД)


Наше наследие
(«СОВЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ МОСКВЫ»)


Наше наследие
(ЖИВОПИСЕЦ РУССКОГО ЛЕСА)


ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Пётр ДОРОШЕНКО

Каждый, кто имел возможность побывать со 2 по 20 декабря 2006 года в Центральном выставочном зале "Манеж", где был реализован масштабный выставочный проект- выставка "Память поколений, Битва под Москвой в художественном творчестве" и театрализованное представление "Ожившие страницы истории", - смог увидеть, как там на фоне исторических реалий, которые хранят следы 65-летней давности, ожили драматические страницы нашей истории.

Для чего они ожили? Не для того ли, чтобы и мы ожили и почувствовали, что сегодня у нас, как и тогда, в дни суровой осени 1941 года есть всё, чтобы противостоять хаосу и разрушению?
     Значит, это - не просто выставка и не просто представление. Это - наша встреча с тем поколением, которое героически отстояло и Москву, и всё наше Отечество. И, несмотря на то, что посетители выставки с первых минут были втянуты в водоворот событий военного лихолетья, встреча с Москвой 1941 года и её жителями стала радостной.
     Да, мы живём теперь в другой стране. Но, может быть, среди этих подлинных вещей - авиационных бомб, "Катюш", зенитных орудий, аэростатов, противотанковых ежей, военных лазаретов - мы сможем почувствовать, что попали в другое время, и страна, летом 1941 года строившая мирные планы и ничего не подозревавшая о гитлеровском плане "Барбаросса", на каких-то полтора часа станет снова нашей страной.
     В огромном выставочном пространстве "Манежа" была воспроизведена целостная художественная панорама Москвы: "Довоенная столица", "Призывной пункт", "Первые сражения Великой Отечественной войны", "Эвакуация заводов и переход московских предприятий на выпуск военной продукции", "Кабинет руководителя", "Разрушенный дом", "Землянка". Всё это позволило посетителям оказаться и в московской квартире военного времени, и в бомбоубежище, в госпитале и на вокзале, на заводе и у стен разрушенного дома, в блиндаже и на станции метро "Маяковская" и даже увидеть знаменитый Парад 7 ноября 1941 года на Красной площади. Кроме того, на мониторах были показаны хроникально-документальные материалы, которые дополняли предметную обстановку, являясь частью единого театрализованного действия.
     В самом начале представления посетители встретили здесь группу людей всех возрастов, одетых по фасону 40-х годов прошлого века. Их лица светились какой-то неподдельной радостью. "Выхваченные" из той далёкой от нас жизни, они прогуливались по воображаемым "улицам", "скверам" и "бульварам", танцевали под звуки "Аргентинского танго" и, конечно, "Рио-Риты", ставшей музыкальным символом предвоенной и послевоенной поры.
     Обыкновенные, совершенно "неисторические" лица. Ученица 8-го класса Леля Зайцева прочитала из "того времени" фрагмент своего сочинения о начале лета 1941 года; ученик 6-го класса Олег Громов рассказал о том, как он с братом и бабушкой слушал по радио сообщение Молотова о вероломном нападении Германии на Советский Союз; молодые ребята Люся Иванова, Петя Миронов и Алёша Калинин, не успевшие разобраться в своём "треугольнике", должны расстаться, не зная, что расстаются навсегда. Петя Миронов станет танкистом и героически погибнет в сентябре 41-го. Алёша Калинин окажется в числе 3 тыс. подольских курсантов, поднятых 5 октября по тревоге и всего с двумя пушками вставших на пути целого немецкого корпуса, двинувшегося в обход советских войск на Москву. Алёша и его сверстники, выполнив свой долг до конца, останутся навечно на полях Подмосковья...
     Многие посетители, вероятно, испытали с первых же минут этого необыкновенного "музейно-театрального действа" чувство освобождения от того странного комплекса неполноценности, которым иногда болеет нынешнее время. Удивительно, что эти современные мальчики и девочки, ни в кого как бы не перевоплощавшиеся, передали нам каким-то образом то, в чём наши родные и близкие люди не сомневались и в самые страшные годы. Оказывается, смысл не в том, чтобы просто знать героические страницы своей истории, а в том, чтобы позволить им жить в наших сердцах, потому что знание истории и её переживание - совершенно разные вещи. Переживание истории помогает сохранять духовную связь поколений. И не случайно в самом конце первый заместитель мэра Москвы Л. И. Швецова, кроме слов благодарности в адрес артистов театра "Современник" и студентов актёрско-режиссёрского курса Университета культуры, а также театра юных москвичей и балета "Эго", принявших активное участие в представлении, выразила уверенность, что после такого события "каждый, уходя отсюда, унесёт не только знания, но и какие-то человеческие и душевные воспоминания". В этом подлинная суть "Оживших страниц истории", которые стали самой сердцевиной выставочного проекта, осуществлённого Комитетом по культуре города Москвы и Музеем истории Москвы.
     Самым, может быть, неожиданным во время этого представления стало предложение ведущего Сергея Гирина спуститься в метро на станцию "Маяковская". Действительно, после непродолжительного спуска по ступенькам посетители оказались в интерьере знакомой подземной станции. У входа висел транспарант с надписью: "Да здравствует XXIV годовщина Великого Октября!". И, вероятно, точно так же, как и тогда, 6 ноября 1941 года, через несколько минут началось "заседание", посвящённое 24-й годовщине Октября. Включился монитор, и на трибуне появился Сталин. И это тоже неожиданная встреча с тем, кого 65 лет назад слушали, затаив дыхание. Мы слушали его теперь по-другому. И ещё, быть может, в эти минуты нам дано было задуматься о тех людях, которые не были согласны с "руководящим курсом" партийной верхушки, но делали свой правильный выбор и шли защищать родную землю.
     В Москве было сформировано более 20 дивизий народного ополчения, влившихся в состав армий Резервного и Западного фронтов. Начав свой боевой путь под Москвой летом 1941-го, они закончили его весной 1945-го в Кенигсберге, Будапеште, Париже, Вене, Праге, Бухаресте, Берлине.
     Оставшиеся в столице их родные и близкие продолжали свой трудовой и тоже героический подвиг. Молились, ждали победы и возвращения домой мужей, братьев, сестёр, отцов... 19 октября столица перешла на осадное положение. Был введён комендантский час. Но и в это время в Москве не прекращалась культурная жизнь. Посетитель выставки мог постоять у газетной тумбы и познакомиться с публикациями "Красной Звезды" 1941 года. Или у другой тумбы получить представление о том, каким был тогда репертуар столичных театров. Либо увидеть воспроизведённую на одном из мониторов типичную предновогоднюю сцену: в солнечный морозный день люди несут ёлки, и тут же - наши танки, мчащиеся на полном ходу мимо памятника Александру Сергеевичу Пушкину в сторону Волоколамска и Твери, где в это время не прекращались бои.
     За период войны появилось много замечательных песен, которые поднимали патриотический дух нашего народа. Наш журнал уже рассказывал о молодом лейтенанте Марке Лисянском, который, находясь проездом в Москве, занёс в редакцию "Нового мира" стихотворение, начинавшееся знакомыми для нас словами: "Я по свету немало хаживал...", с 5 июля 1995 года ставшее Гимном Москвы. И здесь, в зале "Манежа", "Ожившие страницы истории" завершились коллективным исполнением этого гимна. Из хоровой группы бодрой походкой вышел к микрофону мужчина лет 60-ти (Виктор Тульчинский), затем - мальчик (Митя Лебедев) и чуть позже - юноша (Денис Гордейчук), чем-то похожий на того молоденького лейтенанта, который так удачно заехал осенью 1941-го года в редакцию журнала "Новый мир". Исполнение гимна стало кульминацией этого документально-художественного действа, подчеркнув ещё раз, что Москва всегда стояла и стоять будет неразрывным единством поколений, которые её строили, защищали и которую чтили как величайшую святыню. Таким же единством проникнута и другая выставка - "Память поколений. Битва под Москвой в художественном творчестве", расположившаяся в другом зале "Манежа". Это единство присутствует не только в названии, но и в экспозиционном решении. Выставочное пространство рассекает красная ковровая дорожка, на которой - три бронзовые скульптуры: "Юный ополченец" А.Головачёва, молодой солдат скульптора Л.Баранова (этой своей работе он дал лаконичное название "1942") и старый солдат скульптора М.Переславца, идущий бодрым шагом по одной из военных дорог ( автор назвал своё произведение "Смоленская дорога").
     Неожиданно на этой выставке возник как бы "диалог" между живописным "Портретом маршала Г.К.Жукова" С.Присекина и бронзовым солдатом Л.Баранова. Маршал Победы словно всматривается в лицо молодого человека, пытаясь что-то понять теперь, на что раньше не хватало времени. Догадаемся ли мы, о чём думает великий полководец чём задумался юноша, только что вышедший из боя? Есть ли у нас вопросы к нему, маршалу и к самим себе?