С НОВЫМ, 2007-м!
(ВПЕРЕДИ - ГОД РЕБЁНКА)
65-летие битвы за Москву
(«МОСКОВСКИЙ ПРИЗЫВ»)
65-летие битвы за Москву
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»)
65-летие битвы за Москву
(ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ)
В округах
(ТЕРРИТОРИЯ РОСТА)
Культ личностей
(ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ)
Московские легенды
(ТАЙНА СЕЛА ПЕРОВО)
Очаги культуры
(ВЕКТОР КУЛЬТУРЫ ЮГО-ВОСТОКА)
Фестивали
(ПРОФЕССОР РАПАЦКАЯ: «НАДО ПРОСТО ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ»)
Фестивали
(«ВРЕМЯ ЗАЖИГАТЬ ЗВЁЗДЫ»)
Театр
(«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»)
Рядом с нами
(С АРФОЙ ПО ЖИЗНИ)
Рядом с нами
(ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ ЭКСКУРСОВОД)
Наше наследие
(«СОВЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ МОСКВЫ»)
Наше наследие
(ЖИВОПИСЕЦ РУССКОГО ЛЕСА)
|
ПРОФЕССОР РАПАЦКАЯ: "НАДО ПРОСТО ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ "
Михаил ТРОФИМОВ
Москве успешно прошёл I Международный конкурс-фестиваль "Современное искусство и образование". Конкурс проводится в течение 10 дней в Доме композиторов, в Рахманиновском зале консерватории, в других известных концертных залах столицы и снискал уважение у профессиональных музыкантов и педагогов, а также у любителей классической и современной музыки.
Проведение конкурса, любого, всегда сопряжено с массой забот: от проблем чисто организационного плана до вопросов, связанных с объективностью жюри. Если же это - не просто конкурс, а международный музыкальный конкурс-фестиваль, притом ещё и первый, задача его проведения усложняется многократно. И весь груз ответственности ложится на плечи организаторов -обычно всего нескольких человек, энтузиастов, безгранично преданных своему делу. Одна из таких удивительных, преданных делу людей - профессор Людмила Рапацкая, декан факультета культуры и музыкального искусства Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А.Шолохова. Будучи музыковедом и педагогом по призванию, профессор Рапацкая сама прошла большую школу жизни, научилась не бояться неудач. Мы встретились с Людмилой Александровной и попросили её рассказать о специфике проведения музыкальных конкурсов - на примере Международного конкурса "Современное искусство и образование", председателем оргкомитета которого она является.
- Людмила Александровна, ваш конкурс - действительно первый или нечто подобное уже где-то когда-то проводилось?
- Сказать по правде, я небольшой специалист в истории международных конкурсов, но хочу отметить, что конкурс, который бы ставил целью пропаганду современного искусства, причём не только музыкантами, но и педагогами, прежде не проводился нигде. И отрадно, что местом его проведения стала Москва. В те дни я ощущала, что и конкурс в свою очередь явился заметным событием в культурной жизни столицы, украсил собой эстетический облик нашего города.
- В чём его принципиальное отличие от остальных?
- В том, что он призван объединить творческий потенциал юных, молодых, а также зрелых музыкантов и литераторов, направить его в русло культурного единения и развития поколений. Примечательно, что конкурс вобрал в себя совершенно различные, отличающиеся по специфике жанры музыки и литературы. Ещё одна его отличительная особенность, как явствует из названия, в том, что он проводился не отстранённо - сам по себе, а применительно к обучению - к образовательным программам.
- На кого всё-таки был рассчитан конкурс? Его демократичность налицо, но каковы были критерии оценки? И вообще, где проходит грань отличий профессионального уровня от самодеятельности?
- Вы правильно заметили, что конкурс охватывает широкий спектр участников. Только не всех подряд, а лишь тех, кто профессионально занимается искусством, и тех, кто планирует заниматься им в будущем. И требования к исполняемым программам в различных номинациях, будь то "композитор-исполнитель", "эстрадно-джазовый исполнитель", фортепианная, вокальная, гитарная номинация, "камерный ансамбль", были ничуть не ниже, чем на любом другом международном конкурсе. Кроме того, наш конкурс, тесно связанный с просветительской деятельностью, предполагал участие педагогов-исполнителей - они тоже выступили весьма успешно.
Другими словами, наш музыкально-литературный конкурс полностью соответствовал всем международным требованиям. Неслучайно заключительный концерт лауреатов мы проводили в Рахманиновском зале Московской консерватории - в этом культовом, я бы сказала, священном для каждого творческого человека месте.
- Как родилась идея конкурса?
- Она возникла в недрах музыкального факультета нашего вуза, и все мы, его сотрудники, прекрасно понимаем важность консолидации творчества и учебного процесса. Замечательно, что эта идея нашла поддержку в лице ректора нашего университета академика Юрия Георгиевича Круглова, а также в Министерстве культуры и массовых коммуникаций, Министерстве науки и образования и Госдуме РФ, а также в Мосгордуме, Московской консерватории имени П.И.Чайковского, Союзе московских композиторов, других государственных и общественных структурах и творческих союзах. Куда бы я или мои коллеги ни обращались с нашей инициативой, везде мы встречали крайнюю доброжелательность и желание помочь.
Необходимость проведения именно такого события назрела, на мой взгляд, ещё и потому, что сегодня современное искусство, в особенности искусство второй половины XX века, осталось как бы невостребованным. Несмотря на то, что регулярно проходили фестивали "Московская осень", что концерты в Большом зале Московской консерватории никогда не прекращались, что молодые композиторы в отличие от предшественников старшего поколения получили возможность представлять свои сочинения за рубежом - всего этого оказалось недостаточно, чтобы российская публика в полной мере узнала современную музыку. Это очень обидно, потому что где-то к 60-м - 70-м годам XX века наша страна накопила колоссальный потенциал в области музыкальной культуры - это и классическая музыка, и джазовое искусство, это, кстати, и массовые музыкальные жанры.
- Конкурс заявлен как международный. Из каких стран были его участники?
- География даже первого нашего конкурса получилась достаточно широкой. Среди членов жюри и конкурсантов были представители многих регионов России, а также Украины, Беларуси, Казахстана, многих стран дальнего зарубежья. Среди них: США и Великобритания, Япония и Германия, Швейцария и Испания, Китай, Южная Корея, Иран. С большинством из этих стран активно сотрудничает наш университет. Поскольку конкурс ежегодный, думаю, в будущем его география существенно расширится.
- Впечатляет! Вам как председателю оргкомитета не страшно было брать на себя всю ответственность за достойное проведение столь важного мероприятия?
- Ну это всегда труд многих людей, и удачный результат - в первую очередь их заслуга. В числе моих сподвижников очень талантливые и работоспособные люди. Это заместитель председателя оргкомитета конкурса, серьёзный учёный и опытный международник Олег Петрович Поплевин, конечно, мои университетские коллеги, а также специалисты, приглашённые в проект. Из них не могу не отметить особую роль нашего генерального продюсера, координатора конкурса Михаила Владимировича Трофимова, журналиста и предпринимателя, человека не просто яркого и содержательного, но блестящего менеджера, досконально знающего своё дело и умеющего разрешить любую, казалось бы, безвыходную ситуацию. Также хотела бы поблагодарить за поддержку и понимание известного московского композитора Андрея Иштвановича Микиту и Валерия Миладовича Сюткина - да-да, того самого Валерия Сюткина, популярного эстрадного певца, одним именем которого уже всё сказано. И отдельное спасибо нашим выдающимся деятелям искусства, чьи именные номинации украсили наш конкурс: Николаю Андреевичу Комолятову, Алемдару Сабитовичу Караманову, Татьяне Алексеевне Гайдамович - вечная ей память, Александру Филипповичу Ведерникову, Геннадию Моисеевичу Цыпину, Марку Анатольевичу Минкову, Сергею Леонидовичу Доренскому и Юрию Васильевичу Бондареву. Кстати, присвоение каждой из номинаций имени деятеля современного искусства - тоже новшество нашего конкурса.
- Людмила Александровна, Вы являетесь автором множества книг и учебников по истории музыки и мировой художественной культуры, под Вашим руководством защитилось немало аспирантов и докторантов. Расскажите, пожалуйста, немного о себе. В чём секрет Вашей жизненной активности?
- Я окончила Иркутское музучилище: как теоретик-музыковед и как пианистка. После этого, уже в Москве, училась в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Позже пришла работать в Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова - тогда он назывался по-другому. Сначала была ассистентом, потом доцентом, сейчас профессор, зав. кафедрой музыкальных инструментов, декан факультета культуры и музыкального искусства. Являюсь членом Союза композиторов России и ряда международных академий, заслуженным работником высшей школы РФ.
Что касается жизненной активности, особых секретов здесь нет - на всё воля Божия. Наверное, надо просто любить людей и дело, которому ты служишь, тогда всё будет получаться.
|