Главная     Редакция     Архив     1(41)/2007  
 

С НОВЫМ, 2007-м!
(ВПЕРЕДИ - ГОД РЕБЁНКА)


65-летие битвы за Москву
(«МОСКОВСКИЙ ПРИЗЫВ»)


65-летие битвы за Москву
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»)


65-летие битвы за Москву
(ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ)


В округах
(ТЕРРИТОРИЯ РОСТА)


Культ личностей
(ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ)


Московские легенды
(ТАЙНА СЕЛА ПЕРОВО)


Очаги культуры
(ВЕКТОР КУЛЬТУРЫ ЮГО-ВОСТОКА)


Фестивали
(ПРОФЕССОР РАПАЦКАЯ: «НАДО ПРОСТО ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ»)


Фестивали
(«ВРЕМЯ ЗАЖИГАТЬ ЗВЁЗДЫ»)


Театр
(«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»)


Рядом с нами
(С АРФОЙ ПО ЖИЗНИ)


Рядом с нами
(ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ ЭКСКУРСОВОД)


Наше наследие
(«СОВЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ МОСКВЫ»)


Наше наследие
(ЖИВОПИСЕЦ РУССКОГО ЛЕСА)


С АРФОЙ ПО ЖИЗНИ

Людмила ВЛОДОВА, фото автора

На городском конкурсе "Московские мастера" первое место в номинации "Лучший преподаватель детской школы искусств-2006" заняла Е. А.Павлова, преподаватель по классу арфы в детской музыкальной школе № 45

"Если эта статья поможет хотя бы одной моей ученице приобрести инструмент, я буду считать, что мы с Вами не зря потратили сегодня время", - это были первые слова, которые я услышала от Елены Анатольевны в беседе с ней непосредственно на её рабочем месте - в музыкальной школе.
     - Елена Анатольевна, как Вы готовились к конкурсу, как прошло Ваше участие в нём?
     - Я несколько лет подряд отказывалась принимать участие в этом конкурсе, поскольку я совершенно не конкурсный человек. Мне нравится выступать, но бороться за первое место - это не в моём характере. Нашему директору довольно долго пришлось убеждать меня, прежде чем я согласилась.
     Для первого тура предварительно была сделана часовая видеокассета с записью моих занятий с учениками. Запись надо было сделать так, чтобы я оставалась за кадром, слышен был только мой голос, ведь кассеты должны были быть анонимными. В первом туре было показано, чем мы занимаемся каждый день, чем живём. После просмотра кассет какая-то часть претендентов отсеивалась, остальные допускались к участию в следующем туре, который состоял из двух этапов. Первый этап - открытый урок с чужим учеником, знакомство с которым должно было состояться за 30 минут до начала конкурса. В работе были произведения, ставшие известными за два дня до конкурса. Произведение мне попалось яркое, пьеса в стиле фламенко, очень близкая мне по духу испанская музыка. Занятия с чужими учениками - это тоже для меня не ново: ко мне часто кто-то приходит за помощью, я с удовольствием помогаю. Поэтому с девочкой, моей конкурсной "ученицей", почти мгновенно нашёлся контакт, в какое-то мгновение мы даже забыли, что находимся на конкурсе, что за нами наблюдают члены жюри.
     На втором этапе был тематический концерт. Для нас это тоже не было сюрпризом - мы его делаем 4 раза в год. Ребятишки -молодцы! Вся бригада, а вместе со мной нас было 6 человек, выступила на подъёме!
     Даже мальчик у нас был. Обычно мальчики не выдерживают занятий на арфе, у нас же он занимается уже два года. Это Слава Константинов, ему 11 лет. Мальчик очень артистичный, на мартовском арфовом фестивале его все полюбили. Так что к конкурсу я готовилась всю свою жизнь, поэтому он и прошёл для меня довольно легко.
     Мы зашли в кабинет к директору школы Алле Аркадьевне Варламовой. Я попросила сказать несколько слов о Елене - её сотруднице и победительнице конкурса.
     А.А.ВАРЛАМОВА: "Меня радует не только то, что педагог из нашей школы занял в этом конкурсе первое место, мне приятно, что этим педагогом является именно Елена Анатольевна Павлова. Она человек очень профессиональный и не только грамотно учит своих детей, но и сама прекрасно играет. В ней соединяются и замечательный педагог, и прекрасный исполнитель, и просто хороший человек. Для меня как администратора это важно, поскольку в школе не так много людей, в которых есть все эти качества. Наверное, поэтому дети стремятся попасть к ней в класс, ездят из других, достаточно отдалённых районов Москвы.
     Мы часто говорим: это талантливый ребёнок, ему нужен талантливый педагог. Елена Анатольевна занимается со всеми детьми. У нас были даже такие случаи, когда ребят не брали на скрипку или фортепиано, они не проходили по конкурсу, говорили, что они не могут заниматься в силу своих природных данных. Дети попадали в класс к Павловой, и каков результат? Через несколько лет они уже были лауреатами различных конкурсов. Как правило, почти все её ученики выбирают музыку своей будущей профессией и поступают в соответствующие средние и высшие учебные заведения".
     Дальнейшее наше общение с Еленой происходило непосредственно в классе, где у неё должен был состояться урок. Там стояли арфы.
     Арфа - необычный инструмент. Она похожа на волшебного лебедя, так и кажется, что она вот-вот важно поплывёт по сказочному озеру. Хозяйка арф, наверное, тоже должна быть волшебницей: махнёт рукавом - какое-либо сказочное действо и начнётся. Елена тут же села за инструмент и сыграла несколько произведений. Ангельская музыка вознесла меня на небеса. Пока ждали ученицу, побеседовали о жизни.
     Родилась Елена в Воронеже. Отец был военным, поэтому семья часто переезжала, девочка сменила много школ. Вместе с родителями в возрасте 5-ти лет она уехала в Германию. Когда Елене было 10 лет, приехали в Москву. Стала поступать в музыкальную школу, но по классу фортепиано везде предлагали пойти сразу только во 2-й класс. И лишь в одной школе сказали: а не хочет ли она учиться играть на арфе? Про арфу Лена ничего не знала, даже слова такого не слышала. Но пошла. Первая учительница Виктория Михайловна Мальцева ввела в класс, сняла с инструмента чехол -и в арфу девочка влюбилась с первого взгляда и на всю жизнь. Учительница была по-настоящему преданным своему делу музыкантом. Она вкладывала в своих учеников всю свою любовь к инструменту и к профессии. Именно это и решило дальнейшую судьбу Елены.
     После окончания школы она поступила в музыкальное училище имени М.М. Ипполитова-Иванова, где училась у Людмилы Васильевны Подгорной. Затем продолжила учёбу у неё же в институте имени Гнесиных. Людмила Васильевна была весьма строгим педагогом. Она считала, что неважно, какие способности были у детей, работа должна быть сделана качественно. Елена благодарна ей за то, что она не сломала её, дала ей возможность вырастить своё творческое и артистическое "я". Затем Елена продолжила учёбу в классе профессора Сараджевой Киры Константиновны. Необычайно требовательный преподаватель, она стала для Елены одновременно и просто родным человеком, поддерживала свою ученицу не только в профессиональной, но и в личной жизни.
     После окончания института Елена вышла замуж, родился сын. В течение последних 10 лет она занималась и исполнительской деятельностью, периодически выезжала за рубеж, работала там по контрактам. Вот такая вкратце её биография...
     - Елена Анатольевна, сколько у Вас учеников, сколько Вы набираете на учебный год?
     - Поскольку занятия индивидуальные, больше 8-ми человек я не могу себе позволить. Занимаемся в основном часа полтора, примерно два раза в неделю. Первый раз дети выходят на сцену уже через два месяца после начала занятий. Пусть они играют всего лишь небольшую лёгонькую пьеску, но важен сам факт выхода на сцену, самостоятельное выступление, достойное участие в концерте. Это вдохновляет детей на дальнейшую работу.
     - Кто они, Ваши ученики?
     - У меня дети в основном из простых или многодетных семей. Их музыкальным и эстетическим воспитанием и образованием практически никто до поступления ко мне в класс не занимался. Да и судьбы у них порой непростые... Я преподаю с 1981 года, можете представить, сколько за эти годы прошло передо мной детей. Самая большая проблема в том, что очень сложно им приобрести собственный инструмент, арфы очень дорогие. Одна арфа может стоить 860 тыс. рублей! Купить такой инструмент обычной семье практически невозможно. Можно приобрести арфу, бывшую в употреблении, но это тоже недёшево. Поэтому детям приходится заниматься только в школе. Или у меня дома.
     - Расскажите о своих любимых учениках.
     - Мои ученики - это одна большая семья, они у меня все любимые. Есть среди бывших учениц две крёстных дочки: одна была свидетелем у меня на свадьбе, другая стала просто хорошей подругой. Сейчас они для меня - прежде всего коллеги. Конечно, есть и такие, которые запомнились больше других по каким-то причинам. Одна из самых первых моих учениц - Люба Клевцова, мой первый опыт, поэтому для меня этот ребёнок был одним из самых тяжёлых. Девочка категорически отказывалась меня слушаться, пока я не предложила подписать ей договор. Так мы и учились, а иначе никак нельзя было с ней найти контакт. Доверие ко мне у неё пришло уже в старших классах. Люба давно закончила школу, живёт в Бразилии и сейчас она - 1-я арфа в Бразильском национальном оркестре.
     Вот ещё Маша Кулакова - закончила школу, училище, поступила в вуз к моему бывшему преподавателю Л.В.Подгорной, потом уехала за границу, поработала там по контракту, вернулась в Москву и здесь закончила институт. Она на 20 лет моложе меня, но теперь - это моя лучшая подруга.
     Если говорить о сегодняшних ученицах, то могу назвать Свету Морозову. У неё не так давно произошла трагедия в семье: погиб отец. Сейчас, когда папы нет, жить им стало намного тяжелее. Вот если бы этой девочке помочь! Маме её уже 50 лет, а она такое активное участие в музыкальной жизни класса принимает!
     Ещё одна девочка - Вера Беляева. У неё тоже судьба сложилась непросто. Мама двух девочек воспитывала одна, работала на нескольких работах. Так вот Веру в первых классах считали совсем неспособной по той причине, что она очень медлительная, никак не могла запомнить ноты, распознать их. С таким трудом у неё всё укладывалось в голове, столько терпения надо было! А сейчас? Она настолько профессиональная яркая девочка, такая труженица - у меня ощущение, что внутри неё мотор, некий мощный двигатель. Так что любой ребёнок талантлив от природы, нужно только вовремя распознать его талант и правильно вырастить его. Я в это верю!
     Открылась дверь, пришла ученица. "Всё, - заторопилась Елена, - пора заканчивать разговоры, нужно приступать к работе". Худенькая девочка села за арфу. Педагог расположилась рядом.
     - Вот где бы найти спонсора, чтобы купить девочкам арфу? Здесь, наверное, надо говорить не о спонсорстве, а о меценатстве. Если моя победа в конкурсе и в связи с этим моё общение с прессой поможет хотя бы одной моей ученице приобрести инструмент, я буду считать, что победителем в конкурсе стала не зря.
     Этими словами закончился разговор с Еленой Анатольевной Павловой.