Главная     Редакция     Архив     1(41)/2007  
 

С НОВЫМ, 2007-м!
(ВПЕРЕДИ - ГОД РЕБЁНКА)


65-летие битвы за Москву
(«МОСКОВСКИЙ ПРИЗЫВ»)


65-летие битвы за Москву
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»)


65-летие битвы за Москву
(ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ)


В округах
(ТЕРРИТОРИЯ РОСТА)


Культ личностей
(ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ)


Московские легенды
(ТАЙНА СЕЛА ПЕРОВО)


Очаги культуры
(ВЕКТОР КУЛЬТУРЫ ЮГО-ВОСТОКА)


Фестивали
(ПРОФЕССОР РАПАЦКАЯ: «НАДО ПРОСТО ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ»)


Фестивали
(«ВРЕМЯ ЗАЖИГАТЬ ЗВЁЗДЫ»)


Театр
(«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»)


Рядом с нами
(С АРФОЙ ПО ЖИЗНИ)


Рядом с нами
(ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ ЭКСКУРСОВОД)


Наше наследие
(«СОВЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ МОСКВЫ»)


Наше наследие
(ЖИВОПИСЕЦ РУССКОГО ЛЕСА)


ТАЙНА СЕЛА ПЕРОВО

Ирина КАРПАЧЕВА

Поздним холодным вечером 24 ноября 1742 г, жители села Перово были очень удивлены тем, что вокруг церкви Знамения Пресвятой Богородицы происходит нечто странное. Церковь ярко освещена, но пуста, подойти поближе не дают, В 10 часов вечера, когда подъехала карета, из которой вышли мужчина и женщина, стало ясно, что происходит тайное венчание. В просто одетой молодой даме немногие узнали императрицу Елизавету Петровну.

XVIII век оставил в российской истории много загадок и легенд. По сей день это состояние является одним из самых малоизученных -реформы, первые учебные заведения, полное изменение повседневной жизни, новые города и праздники, дворцовые интриги, чехарда на российском престоле...
     После смерти Петра Великого наступило странное время засилья иностранцев на императорском троне. Многим казалось, что Россия доживает последние годы.
     Однако в 1741 году появился свет "в конце тоннеля". На российский престол встала дочь Петра 1 Елизавета. В день своего восшествия на престол она с гордостью объявила о своём намерении во всём следовать заветам любимого отца. Мгновенно со всех государственных должностей исчезли иностранцы. И хотя в царствование Елизаветы Петровны не было проведено никаких судьбоносных реформ, были отменены смертная казнь и пытки. Вообще все 20 лет её правления были отмечены гуманностью и явно "русским направлением". Так, было облегчено исполнение населением воинской повинности, в Петербурге и Москве учреждены заёмные банки, конечно, для дворянства и купечества. И, наконец, в 1755 году был открыт, именно в Первопрестольной, первый Российский университет. Ещё в 1747 году Михаил Васильевич Ломоносов написал "Оду на восшествие на престол императрицы Елизаветы Петровны":
      "О, вы, которых ожидает
     Отечество от недр своих
     И видеть таковых желает,
     Каких зовёт от стран чужих!
     О, ваши дни благословенны!
     Дерзайте, ныне ободренны,
     Реченьем вашим показать,
     Что может собственных Платонов
     И быстрых разумом
     Невтонов Российская земля рождать...".
     Эти вирши были щедро оценены императрицей, которая выделила Михаилу Васильевичу аж 2000 рублей! Причём деньги были выданы медной монетой - "деньгами" и полушками. Весил гонорар более 3 тыс. килограммов. Его доставили к дому Ломоносова на нескольких подводах. Конечно, сама государыня делами не занималась. Доверила всё Сенату, который был составлен из приближённых к ней лиц - большинство из них она знала ещё до вступления на престол. Среди них особо выделялись братья Алексей и Кирилл Разумовские. При дворе давно шептались о том, что императрицу связывают с Алексеем совсем не деловые отношения... Они встретились в 1737 году, причём Елизавета его не увидела, а услышала. 28 января будущая государыня присутствовала на торжественном богослужении в честь дня рождения императрицы Анны Иоанновны в церкви Зимнего дворца. Её потряс голос певчего, исполнявшего тенорную партию. Она пожелала познакомиться с обладателем столь красивого голоса. Это был недавно привезённый из Малороссии Алексей Разум. Она влюбилась в молодого красавца, ввела его в число своих друзей. И 25 ноября 1741 года, в день её восшествия на престол, уже не Разум, а Разумовский был пожалован в действительные камергеры, поручики лейб-компании с чином генерал-аншефа, вслед за чем получил звание обер-егермейстера. К этому времени он был награждён орденами Св.Андрея Первозванного и Св.Анны, имел несколько тысяч крепостных. Впрочем, такая стремительная карьера пастуха из села Лемеши была для XVIII столетия делом обычным. Достаточно вспомнить окружение отца Елизаветы Петровны.
     Село Перово, подаренное Алексею Григорьевичу, стало излюбленным местом пребывания императрицы. Она сама принимала активное участие в его благоустройстве, занималась разведением садов и цветников, убранством дома. Алексей Григорьевич всюду следовал за ней, государыня оказывала ему особые знаки внимания. Многие не поверили в тайный брак, однако при дворе появилась мода на всё украинское. Современники отмечали, что, несмотря на великие почести, Алексей Григорьевич оставался простым и добродушным человеком. Рядом с Елизаветой Петровной он пробыл до конца её дней. Смерть императрицы в 1761 году стала для него трагедией. Он навсегда удалился от двора, вёл замкнутый образ жизни. Новая императрица Екатерина II испытывала к нему большое уважение, часто приглашала во дворец, даже иногда обедала у него. Однажды Екатерина попыталась узнать правду об этой тайной свадьбе, ведь ни одного письменного доказательства не сохранилось. Тем более что её фаворит, Григорий Орлов, попытался намекнуть ей на брак. Не желая обидеть любимого отказом, государыня послала канцлера графа Воронцова на Покровку к Алексею Разумовскому - узнать правду. Воронцов приехал с проектом указа, в котором объявлялось, что государыня-императрица в память "почившей тётки своей императрицы Елизаветы Петровны признаёт справедливым даровать" её мужу, графу Алексею Григорьевичу, титул императорского высочества. Воронцов рассказывал, что, прочитав документы, Разумовский с благодарностью отверг предложенный титул и... ничего не рассказал канцлеру. Так это и осталось тайной маленькой церкви на юго-востоке Москвы.