Главная     Редакция     Архив     1(41)/2007  
 

С НОВЫМ, 2007-м!
(ВПЕРЕДИ - ГОД РЕБЁНКА)


65-летие битвы за Москву
(«МОСКОВСКИЙ ПРИЗЫВ»)


65-летие битвы за Москву
(«ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»)


65-летие битвы за Москву
(ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ)


В округах
(ТЕРРИТОРИЯ РОСТА)


Культ личностей
(ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ)


Московские легенды
(ТАЙНА СЕЛА ПЕРОВО)


Очаги культуры
(ВЕКТОР КУЛЬТУРЫ ЮГО-ВОСТОКА)


Фестивали
(ПРОФЕССОР РАПАЦКАЯ: «НАДО ПРОСТО ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ»)


Фестивали
(«ВРЕМЯ ЗАЖИГАТЬ ЗВЁЗДЫ»)


Театр
(«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»)


Рядом с нами
(С АРФОЙ ПО ЖИЗНИ)


Рядом с нами
(ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ ЭКСКУРСОВОД)


Наше наследие
(«СОВЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ МОСКВЫ»)


Наше наследие
(ЖИВОПИСЕЦ РУССКОГО ЛЕСА)


ЖИВОПИСЕЦ РУССКОГО ЛЕСА

Ольга МАРЬЯНОВА

Исполняется 175 лет со дня рождения замечательного русского художника И.И. Шишкина, одного из крупнейших мастеров пейзажа XIX века. Главной темой его творчества стала величественная природа средней полосы России, заповедный русский лес.

Родился Иван Иванович Шишкин 13 января 1832 года в российской глубинке, в старинном городе Елабуга, в купеческой семье. Красота окружающего мира побудила юношу к занятиям рисунком и живописью. В 1852 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем учился в Академии художеств в Петербурге и окончил её с золотой медалью. В годы учёбы Шишкин много писал и рисовал окрестности Петербурга, виды острова Валаам. Уже тогда его работы отличались особым, пристальным вниманием к жизни окружающей природы, искренним восхищением ею. После окончания академии он получил право на заграничную поездку и три года путешествовал по Европе: Чехии, Германии, Швейцарии, Голландии, Бельгии. Природа этих стран не произвела большого впечатления на Шишкина. Однако поездка принесла несомненную пользу, поскольку он сумел почерпнуть у европейских художников много ценного в профессиональном мастерстве живописца. Движимый стремлением изображать родные пейзажи, Шишкин досрочно возвратился на родину.
     Первыми произведениями, созданными художником после возвращения, стали пейзажи Подмосковья. Он провёл лето в подмосковном селе Братцево и написал там много этюдов. Свою радость возвращения в Россию, любовь к ней он выразил в полотне "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869). При виде этой картины захватывает чувство восхищения широтой, раздольем золотых подмосковных полей. Обновлённая после летнего дождя природа сияет, вдали видна деревенька с белой церковью, по дороге идут крестьяне. Картина была сразу же приобретена П.М.Третьяковым.
     В последующие годы И.Шишкин много ездил по России, писал пейзажи на Урале, Валааме, в Тульской и Вологодской губерниях, родной Елабуге и под Петербургом. Он стал одним из создателей и учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его связывала близкая дружба с И.Н.Крамским, К.А.Савицким, А.И.Куинджи, Ф.А. Васильевым, на сестре которого он был женат. Шишкин обладал редким умением непосредственно воспринимать, чувствовать природу и очень точно передавать её в своих картинах. Главной темой его творчества стал русский лес. Особенно он любил хвойный лес, воплощающий суровую красоту национального пейзажа. Художник с восторгом писал такие привычные глазу русского человека сосны, ели, дубы, поросшие мхом берега болот, как бы открывая зрителю всё совершенство окружающего мира. В лучших работах Шишкина чувствуется особое, возвышенное настроение. Замечательная картина "Рожь" (1878) - одно из лучших произведений мастера. Это не просто пейзаж, а величественный, монументальный образ России - плодородной, прекрасной страны.
     В 80-е годы талант и мастерство художника проявились во всю мощь. Он писал много и разнообразно. Его фантазия была неистощима в поисках новых сюжетов и образов природы. Вместе с другом, художником К.А.Савицким, им была задумана и написана известная картина "Утро в сосновом лесу" (1889). Шишкин создал великолепный пейзаж, Савицкий нарисовал медведей. Красив вид утренней, пробуждающейся ото сна лесной чащи, её потаённой жизни, скрытой от человеческих глаз. К сожалению, впоследствии эта картина была растиражирована примитивными копиями, некачественными репродукциями и даже была помещена на обёртку шоколадных конфет, что породило неправильное и предвзятое отношение зрителей к творчеству И.Шишкина.
     Как никогда не повторяется состояние самой природы, так и настроение произведений художника всегда разное. Мастер создал эпические полотна, изображающие величественную панораму русской природы: романтические пейзажи, подобные картине "На севере диком" (1891), и укромные уголки леса, скромные этюды полевых цветов. Для создания большой картины он писал множество небольших этюдов с натуры, в которых тщательно и с любовью изучал каждый цветок и травинку. На его картинах всегда легко угадывается порода деревьев. Помимо живописи, Шишкиным было создано большое количество рисунков и офортов. Он был блестящим рисовальщиком, ещё в юные годы его рисунки поражали мастерством и жизненностью. Большой авторитет среди коллег, всенародная любовь и признание Ивана Шишкина привлекали молодых, начинающих художников. И.Н.Крамской называл его "человек-школа". Некоторое время Иван Иванович вместе с А.И.Куинджи руководил пейзажной мастерской в Академии художеств в Петербурге. Одной из последних работ мастера стала картина "Корабельная роща" (1898): величественный сосновый лес на берегу прозрачного ручья, тишина и покой, вечная красота природы. И.И.Шишкин всю жизнь поражал коллег своей огромной работоспособностью. Творчество и неустанный труд помогли ему преодолеть многие жизненные невзгоды и потрясения. Он и умер, как настоящий художник, с кистью в руках, во время работы над новым произведением. Случилось это 20 марта 1898 года. В те годы художникам не давали почётных званий, но В.В.Стасов написал о нём: "Шишкин - художник народный".