День города – 860
(ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ДНЯ ГОРОДА – 860)
День города – 860
(ПРАЗДНИЧНЫЕ КУРАНТЫ НА ТВЕРСКОЙ)
День города – 860
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)
День города – 860
(«О ТЕБЕ, ОБО МНЕ И О МОСКВЕ!»)
День города – 860
(«ВО СЛАВУ ГРАДА СТОЛЬНОГО»)
День города – 860
(«О МОСКВЕ С ЛЮБОВЬЮ»)
День города – 860
(ЛИЦА ПРАЗДНИКА В ИЗМАЙЛОВЕ)
День города – 860
(«ЗДРАВСТВУЙ, ВОЗРОЖДЁННОЕ ЦАРИЦЫНО!»)
День города – 860
(«МЫ ДЕТИ ТВОИ, МОСКВА!»)
Театр
(НОВЫЕ СЮЖЕТЫ И ТЕМЫ)
Очаги культуры
(В ЭТОЙ ДЕРЕВНЕ ОГНИ НЕ ПОГАШЕНЫ)
Фестивали
(ТРИУМФЫ НА БАСМАННОЙ)
Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ОКТЯБРЬ)
Год ребёнка
(«АНИМАФИЛЬМ»)
Московские адреса
(НОВЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ)
Музеи
(НАЧАЛО)
|
НОВЫЕ
СЮЖЕТЫ
И ТЕМЫ
Ольга ИГНАТЮК
Московская сцена обычно представляет собой полное и разностороннее "собрание сочинений" классики, где можно обнаружить целую шеренгу "Ревизоров", множество "Мёртвых душ", большую стаю летящих в разные стороны "Чаек", "Трёх сестёр", множащихся до бесконечности, а также целый лес "Вишнёвых садов". Что и говорить, в русской классике режиссёры всегда находили вечный источник самовыражения, публика же именно в театре приобщается к ней, восполняя пробелы неосвоенной школьной программы. Несколько экзотических названий, появившихся в московском репертуаре, непривычные и новые для театралов, вызвали недавно свежий интерес и оживлённый прилив публики.
Театр имени К.С.Станиславского растрогал нас социально-ностальгической драмой Михаила Бартенева "Куба - любовь моя", на которую сразу же хлынуло всё зрелое московское население. На этом спектакле, поставленном Татьяной Ахрамковой, многие уронят слезу, особенно те, чья жизнь складывалась ещё при социализме. Поскольку всё действие являет ностальгическое путешествие в середину прошлого века, время детства и юности нашего старшего поколения.
Двое бывших одноклассников, гордо маршировавших когда-то в пионерских галстуках, распевая песню "Куба - любовь моя", теперь бомжуют, став обитателями мусорных контейнеров. Это симпатичные мужчины Кирюха (Владимир Коренев) и Калина (Роман Мадянов). Их ежедневная "жизнь на помойке" и представляет собою здешний сюжет. Мусорщик по утрам притаскивает мусор - а наши герои весь день копаются в нём, изыскивая всё что возможно для своего существования: еду, питьё, одежду, мебель, литературу, развлечения - в общем, всякую пищу, физическую и духовную. Выясняется, что сюда, "на свалку истории", выбрасывается всё, что составляло некогда жизнь и быт советских людей и что не вписалось уже в новый век, став абсолютно ненужным новому человеку. Тут и глобус с территорией СССР, и целое собрание сочинений Ленина (используемое теперь вместо табуретки), аквариум и детская лошадка, тома русской классики, деревянные пяльцы с незаконченной вышивкой, а также много иных прекрасных вещей, окружавших жизнь ушедших поколений. Вся эта жизнь, как канувшая под воду Атлантида, и составляет ежедневное бытие двух русских мужиков, не вписавшихся в новые времена и вытесненных ими на свалку. Не располагая иными реалиями, они живут в прошлом, почитывая на досуге сказку про Буратино и вспоминая
Ленина и Энгельса как своих хороших знакомых. Одно из лучших воспоминаний прошлого озвучивает Кирюха, примеряя извлечённые из мусора ласты и вспоминая в связи с этим легендарный фильм "Человек-амфибия". Кадры этого фильма возникают как прекрасная утопия прошлого, и в наших затуманенных слезой глазах фигура самого постаревшего Ихтиандра замещает его неудачливого героя, соединяясь с ослепительной молодостью Человека-амфибии, навсегда ушедшего в пучину волн. Да, это наша история, какой бы она ни была и которую никто у нас не отнимет.
В театре "Содружество актёров Таганки" тоже озабочены нашей историей, неотрывной от нашего будущего, и многолюдный спектакль "Мисс и Мафия", поставленный Николаем Губенко по пьесе Надежды Птушкиной, даёт целый срез жизни российской деревни 90-х. Судьба развалившегося колхоза, в котором нет ни рабочих мест, ни работы, ни какой-либо жизненной перспективы, но ещё остались русские люди, способные мечтать, вдохновляться, действовать и трудиться, - это, конечно же, наш отечественный эпос. В котором есть всё: историческое время, быт и нравы, вечные русские вопросы и вечный русский пейзаж, уходящий за горизонт и захватывающий дух своим величием.
Театр имени Моссовета поставил зарубежную классику - но выбрав столь редкого автора, что и рядовые зрители, и театральные знатоки с любопытством устремились сюда на встречу с "Крошкой Цахесом" великого Гофмана в постановке Нины Чусовой.
Немецкий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман - нечастый гость нашей сцены, и многим любопытно будет взглянуть на причудливую жизнь Крошки Цахеса, сказка о котором была написана ещё в 1818 году. История о том, как маленький и злой уродец благодаря волшебным чарам становится деспотичным властителем, сеющим насилие и зло, - безусловно, сатира. Но и одновременно роскошная, волшебная, жутковатая сказка, полная чисто германской мистики и сумрачной магии, столь свойственных миру Гофмана.
В спектакле этот гофмановский мир можно узнать лишь в сценических картинках, похожих на чарующие книжные иллюстрации - где герои так же изощрённо и пышно костюмированы, соединяясь в искусные композиции на круглом подиуме. По сути же сей сюжет о наглом выскочке, захватившем власть, предстал в жанре цирковой буффонады, весьма дерзкой, похожей на комиксы, которые безжалостно смеются над нашими школьными представлениями "о Гофмане сумрачно-серьёзном". К тому же в них слышны параллели и с нашим общественным устройством, и с нашими политиками. Словом, "русский Гофман" оказался насквозь пропитан русскими постмодернистскими настроениями.
Самого Крошку Цахеса впечатляюще сыграл Павел Деревянко - искусно изобразив и уродство, и омерзительную карликовую сущность этого ничтожества, помесь человека со зверем. Его крошечные лилипутские ножки, его злобно торчащая челюсть и плюющийся рот, а также знаменитые "три золотых волоска" (в которых и крылась вся его сила) создают, и правда, образ зловещий. Его же бедная мамаша - Маргарита Шубина - явила нам удивительную фигуру "вечной матери", готовой умереть за своего сыночка, пускай уродливого и злого, но единственного и неповторимого.
Театр "Et Cetera" и вовсе удивил московскую публику никому не известной пьесой современного ливанского автора Важди Муавада "Пожары", поставленной им же самим.
Но этот спектакль отнюдь не для всех. Для тех, кто считает театр местом приятного отдыха, он не предназначен, поскольку в зрительном зале вам придётся не отдыхать, а сострадать и ужасаться.
Важди Муавад - уроженец Ливана: он отразил события местной гражданской войны, которая коснулась и лично его. Эта война страшна и жестока, сам же сюжет сочинён с поистине античным размахом. На протяжении всего спектакля ливанская семья, разорванная войною на части, пытается воссоединиться, и близкие люди долгие годы идутнавстречу друг другу сквозь военные пожары. Как заклинание произнося фразу: "Теперь, когда мы вместе - легче!". Сначала юная девушка Нуаль ищет своего сына, отнятого у неё при рождении. Потом она идёт по дорогам войны, участвует в ней, попадает в тюрьму и там, подвергшись насилию боевика, производит на свет ещё двоих детей, мальчика и девочку, которым уже перед смертью завещает найти их родного брата. И теперь уже эти выросшие дети в поисках брата следуют по маршрутам жизни покойной матери, пытаясь по неуловимым следам прошлого восстановить картину реальных событий своей семьи, неотделимых от ужасов войны. Когда же они восстанавливают таинственный семейный многоугольник, их сердца каменеют от открывшейся им страшной правды.
По сути это эпос, разворачивающий перед нами огромный период современной войны и судеб нескольких мусульманских поколений, опалённых в её пожарах. Сюжет этот звучит со сцены скорее как мощное антивоенное воззвание, полное декламационного пафоса и огромных, пламенных, горестных монологов, обращённых в зал. Они безусловно обжигают, не оставляя в публике равнодушных, а сосредоточенный и страстный "документальный" стиль делает нас живыми свидетелями происходящего.
Театр "Практика", по традиции исследуя актуальное пространство жизни современника, рассказал нам о тех, кого народ считает "небожителями", - о тех, кто живёт в своих высших сферах, недоступных рядовому гражданину. Пьесу "Небожители" написал Игорь Симонов, поставил Руслан Маликов.
Главный небожитель - нефтяной магнат Цейтлин в исполнении Андрея Смолякова. У этого баснословно богатого и знаменитого человека дела неожиданно пошатнулись, его вынуждают выйти из бизнеса и покинуть страну. И в этот самый момент три известные тележурналистки приглашают его на ток-шоу, где будут задавать ему нелицеприятные и опасные вопросы о его жизни и бизнесе, "раздевая" его перед всей страной. И Цейтлин, и три телеведущие в глазах простых смертных являются безусловными "небожителями", получившими от жизни всё. Но лишь сами они знают, что не смогли обрести в жизни счастья, - и как раз об этом расскажет спектакль. В прицеле которого именно человеческая, истинная жизнь "небожителей". Их невидимые миру слёзы.
А жизнь их непроста и жестока. У трёх теледив, между прочим, ничего путного в личной жизни, ставшей жертвой общей деградации женско-мужских отношений. Бойфренды этих девушек (частично женатые) плевать хотели на их мечты о семейном счастье. Так что не светит им быть ни жёнами, ни матерями. Что же остаётся нашим русским умницам и красавицам? Ожесточаться сердцами, становиться всё злее и жёстче - мстя миру за его несовершенство.
Самая юная среди них, разуверившись в "добром и вечном", бросается в объятия к нефтяному магнату, пусть и с пошатнувшимся положением. И по трагической случайности погибает в его машине с заложенной в ней взрывчаткой. Впрочем, какие же это случайности - это прямые закономерности судеб "небожителей".
Музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва тоже порадовал эксклюзивом, поставив румынскую пьесу Михаила Себастиана "Безымянная звезда" - хорошо известную у нас по фильму Михаила Козакова, прошедшую по многим театрам нашей страны, а теперь впервые решённую в жанре мюзикла и названную "Астрономией любви".
Осуществил этот авантюрный проект сам Чихачёв, попутно наполнив его разными любовными дуэтами мировой литературы: рядом с главными героями пьесы разыгрывали свои "вечные сюжеты" Ромео и Джульетта, Квазимодо и Эсмеральда, Отелло и Дездемона. Главные же герои, сельский учитель Марин и красавица Мона, становились таким образом в общий ряд великих любовных пар мировой культуры. А их музыкальное бытие (на музыку, сочинённую Марком Самойловым) поднимало ввысь и уносило их уже в мифологические сферы.
В антрепризном мире, переливающемся всеми красками сюжетов и тем, развлекающих и веселящих, кое-что достойно внимания и вдумчивого зрителя, знающего толк в хорошем, добротном, изящном театре.
Например, "Случайное счастье милиционера Пешкина", поставленное Андреем Житинкиным в Творческом объединении "Дуэт" по пьесе Игоря Лысова. Здесь современную жизнь смешали с великой русской литературой - получив занятно-поучительный гибрид. Этот современный анекдот на тему "Ревизора" приводит пример счастливого влияния искусства на нашу жизнь.
Милиционер Пешкин (Сергей Шакуров) жил себе недурно без всякого искусства, когда вдруг угораздило его попасть за кулисы театра, где и был он отравлен навсегда магией сцены. Вследствие чего он возмечтал немедленно сам стать режиссёром и поставить "Ревизора" прямо у себя дома. Во имя этого тут же была взята в библиотеке пьеса Гоголя, а жене Валентине(Людмила Гурченко) с дочерью велено было приступить к репетициям. Что очень по-русски, ведь мечта о новой жизни и перемене участи у нашего романтичного народа в крови.
Однако "влияние искусства на жизнь", как и положено, становится роковым и необратимым, норовя преобразить наше бытие до неузнаваемости. В квартиру Пешкиных является сам Хлестаков в облике задержанного правонарушителя, который выдаёт себя за родственника министра МВД, а потом таковым и оказывается - преображая жизнь Пешкиных фантастическим образом. В том числе женясь на их дочери.
Тепло на душе от подобных сюжетов. В которых пафос актёрского лицедейства оправдан лучезарным финалом. Лицедейство же тут самое бурное. Вы, например, не сразу узнаете Шакурова в новом амплуа простого дядьки, охваченного внезапной и дикой мечтой. Вопреки всему, что было сыграно им ранее, Шакуров берёт ноту "воодушевлённого невежества", играя на ней со свойственной ему страстью и демонстрируя нам великое "искусство быть другим". На наших глазах становясь актёром театра абсурда.
Гурченко же показала себя истинной примадонной драматической сцены, осуществив на ней мощную прививку эстрады. Изображая домашнюю дуру, она сыграла большую актрису, по ошибке отдавшую свою жизнь молочной фабрике. Но сохранившую неутолённую жажду игры и гротеска. При обнаружении которых публика теряет голову. Радостно встречая водопад неповторимых приёмов и манер. Её фирменные прыжки и ужимки, прищуривания и взбивания причёски, каскады экзальтированных жестов и внезапные канканы с блеском отыгрывают нелепость всех ситуаций, являя нам особый "театр Людмилы Гурченко".
Недурна и комедия Нила Саймона "Слухи", поставленная в "La/ Театре" В.Дубровицким. Там дело в том, что на богатой американской вилле её хозяин Чарли созвал друзей в честь семейного юбилея. Однако как раз в момент торжественного съезда гостей в доме прозвучал выстрел. Таинственный Чарли загадочно стрелял в себя, находясь меж тем в спальне, в которую теперь все пытаются и боятся войти и вокруг которой закручиваются страсти. И целых два акта собравшиеся гости пытаются разгадать сие странное событие - одновременно опасаясь и сами попасть под подозрение, поскольку все они видные фигуры города, играют которых Андрей Ильин, Елена Сафонова, Валентин Смирнитский, Ольга Волкова, Владимир Стеклов, Марина Могилевская, Игорь Ливанов. Пытаясь раскрыть "тайну Чарли", они невольно становятся на путь столкновений и саморазоблачений, успевая поведать нам о себе массу невероятного и анекдотичного. К тому же становясь похожими на абсолютных детей - легкомысленных и вздорных, закомплексованных и нелепых, кричащих и толкающих друг друга, создающих дикие недоразумения, непрерывно осаждающих туалет и панически боящихся полиции. Весь драйв действия как раз и состоит в этом бесконечном и комическом нагнетании абсурда.
Главный же манящий фактор спектакля - парад-алле наших любимых звёзд, не устающих быть комичными ни на миг. Яростный темперамент Стеклова, едкая стервозность Могилевской, интеллектуализм Сафоновой, трагикомичность Волковой, элегантная ироничность Смирнитского - всё идёт в дело создания анекдота. Словно бегуны на длинной дистанции, все они два акта подряд тренируют в себе комедийный дар, учась работать на грани чистого примитива. И осуществляя прививку американского комикса на русской сцене.
|