Главная     Редакция     Архив     10(50)/2007  
 

День города – 860
(ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ДНЯ ГОРОДА – 860)


День города – 860
(ПРАЗДНИЧНЫЕ КУРАНТЫ НА ТВЕРСКОЙ)


День города – 860
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)


День города – 860
(«О ТЕБЕ, ОБО МНЕ И О МОСКВЕ!»)


День города – 860
(«ВО СЛАВУ ГРАДА СТОЛЬНОГО»)


День города – 860
(«О МОСКВЕ С ЛЮБОВЬЮ»)


День города – 860
(ЛИЦА ПРАЗДНИКА В ИЗМАЙЛОВЕ)


День города – 860
(«ЗДРАВСТВУЙ, ВОЗРОЖДЁННОЕ ЦАРИЦЫНО!»)


День города – 860
(«МЫ ДЕТИ ТВОИ, МОСКВА!»)


Театр
(НОВЫЕ СЮЖЕТЫ И ТЕМЫ)


Очаги культуры
(В ЭТОЙ ДЕРЕВНЕ ОГНИ НЕ ПОГАШЕНЫ)


Фестивали
(ТРИУМФЫ НА БАСМАННОЙ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ОКТЯБРЬ)


Год ребёнка
(«АНИМАФИЛЬМ»)


Московские адреса
(НОВЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ)


Музеи
(НАЧАЛО)


РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ОКТЯБРЬ

Пётр БАРАНОВСКИЙ

Второй осенний месяц в календаре древних римлян был 8-м месяцем года, на что указывает слово "octo" - восемь.

В старину на Руси его именовали: позимник, листопад, листопадник, жовтень (на Украине он до сих пор "официально" называется именно так), грязник, свадебник, кисельник, крутеверт, хлебник, древопилец, капустник, паздерник (от слова "паздер", обозначающего костр - жёсткую кожицу и деревянистые волокна льна и конопли, остающиеся после их обработки).
     На октябрь выпадает только один, хотя и не двунадесятый, но большой церковный праздник - Покров Пресвятой Богородицы. По старому стилю он отмечался 1 октября, по новому стилю - 14 октября. Возник этот праздник в 910 году в Константинополе, который переживал тогда нашествие сарацинов. Чтобы отвести эту беду, народ собрался во Влахернском храме на соборную молитву. И вот во время всенощного бдения святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели молящуюся Богоматерь, парящую над верующими и распростёршую над ними свой омофор. Это чудо настолько воодушевило жителей Константинополя, что они воспрянули духом и изгнали сарацинов. Поскольку на Руси сложилось особое почитание Божией Матери и вера в Её заступничество, праздник Покрова, установленный с XII века князем Андреем Боголюбским, стал поистине русским праздником. И подтверждением тому служит огромное количество храмов во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Это и церковь Покрова на Нерли под Владимиром, и храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, и женский Покровский монастырь в Суздале, и множество других храмов и монастырей во многих городах и селениях. Духовная значимость праздника Покрова выражается ещё и в русской иконописи. Пожалуй, нет ни одного храма, в котором не было бы иконы Покрова Пресвятой Богородицы.
     Кроме религиозного значения, праздник Покрова в сознании русского крестьянина был связан с наступлением холодного времени года. Во многих местах земля покрывалась снегом - и тогда слово "покров" приобретало новый смысл: белый снег воспринимался как погребальный саван, которым покрывается на всю зиму земля. Но не зря октябрь получил наименование "свадебник". С праздника Покрова принято было заключать брачные союзы и засылать сватов к родителям своей невесты. Девушки, желающие поскорее выйти замуж, приходили в лучших нарядах в церковь, ставили свечи перед иконами и приговаривали: "Покров, покрой мне голову золотым кокошником!". Иногда Покров именуется то "батюшкой" (в значении праздника), то "матушкой" (в значении и самой Богородицы, и Её покрывала). Поэтому употребление то мужского, то женского рода в отношении праздника Покрова не вносило никакой путаницы.
     Традиционно на Руси с Покровом связывали начало посиделок, во время которых молодые парни и девушки собирались вместе по понедельникам, средам и пятницам в какой-нибудь избе, где не только любезничали, но и что-то мастерили. Девушки, например, пряли, а парни плели лапти. Во время этих посиделок, что придавало им особый колорит, кто-то оттачивал своё мастерство сказителя или рассказчика, кто-то загадывал загадки, звучали прибаутки, а также песни и частушки под гармошку: "Скоро, девушки, Покров, / Скоро нам гуляночка, / Скоро-скоро заиграет / Милого тальяночка".
     С 1 октября по старому стилю, т. е. в самый день Покрова, во многих местах открывались Покровские ярмарки, во время которых можно было реализовать излишки сельскохозяйственной продукции, расплатиться с кредиторами, приобрести на зиму тёплую одежду, сани и другие необходимые товары и предметы к зиме. С традиционными Покровскими ярмарками связана поговорка: "Подожди до Покрова, весь долг выплачу".
     Изобилие продуктов в октябре породило традицию домашнего пивоварения. Именно в эту пору больше всего варят и пьют пиво, о чём свидетельствует и поговорка: "Апрель обилен водою, а октябрь пивом". Недаром и в русских сказках пиво является непременным атрибутом свадебного пира. Сказитель, заканчивая сказку о таком пире, говорит: "И я там был, мёд, пиво пил…". Свадебный же пир, как отмечают исследователи народной культуры, был естественным завершением земледельческого цикла и напрямую соотносился с плодородием земли. Напоминанием об этом служит и обряд, во время которого на колени молодой непременно сажали свадебного отрока, чтобы у неё первым родился сын.
     Свадебные обряды включали в себя и проверку невинности невесты. На следующий день после свадьбы, когда все удостоверялись в непорочности новобрачной, молодой делал своей тёще подарок. Если же целомудрие было нарушено до свадьбы, то крёстным непременно надевали на шею хомут. Существенную роль в установлении невинности невесты играла обрядовая символика. В том случае, если невеста теряла целомудрие до свадьбы, её отцу подносили так называемый "ущербный стакан", а её матери - кусок ржаного пирога, в котором была сделана дырка. В ход шли также дырявые пряники, которыми одаривали на 2-й день свадьбы родню "проштрафившейся" невесты.
     По старинному обычаю на 2-й день после свадьбы молодой отправлялся на поклон к тёще. Если к дуге упряжки он привязывал красную косынку, значит, он ехал с доброй вестью, если же косынка была голубого цвета, то встреча с родителями невесты могла проходить соответственно и в более "прохладных" тонах.
     Листая месяцеслов на октябрь, снова обнаружим дни, посвящённые какому-нибудь святому с непременным указанием на то, за что "отвечает" этот святой (или святая). Так, 1 октября - память мученицы Ирины. На Руси её часто называли Ариной, отмечая при этом, что "три Арины в году живут: Арина-разрой берега (что соответствовало весенней распутице), Арина-рассадница (святая "помогала" садить раннюю и позднюю огуречную рассаду) и Арина-журавлиный лёт (что соответствовало уже осени). Завидев в небе улетающих журавлей, дети непременно выкрикивали: "Колесом дорога!". Они верили, что птицы могут повернуть обратно - и тогда время тоже вернётся назад и холодная зима не наступит.
     2 октября молодёжь устраивала Трофимовские вечёрки, во время которых девушки приглядывали себе женихов. В связи с этим появилась и поговорка: "На Трофима не проходит счастье мимо, куда Трофим - туда и оно за ним". 2-го же октября отмечалась память о соловецком иноке-пчеловоде святом Зосиме. Кстати, пушкинская поэтическая метафора "Пчела из кельи восковой летит за данью полевой" могла возникнуть только в недрах христианской культуры, поскольку именно с приходом христианства пчела стала слыть Божией угодницей, дающей не только мёд, но и воск, из которого изготовлялись церковные свечи.
     В древние времена на Руси был один день, когда благочестивые люди отказывались вкушать рыбу. Это было связано с днём памяти ветхозаветного пророка Ионы - 5 октября, который пробыл 3 дня во чреве кита, после чего был низринут оттуда живым и невредимым. Почему такое уважение к рыбе - непонятно. Также непонятно и то, почему, например, один из самых почитаемых святых на Руси Сергий Радонежский, день памяти которого отмечается 8 октября, считается покровителем кур.
     Особо почитается в церковном календаре 9 октября - день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который именуется апостолом любви. Это к нему, не покинувшему Иисуса Христа на Голгофе, обращается Спаситель со словами, указывая на Богородицу: "Вот Мать твоя". После Вознесения Иисуса Христа Иоанн Богослов заботился о Матери Божией и служил Ей до того дня, когда Пресвятая Богородица покинула земной мир и отошла на Небеса. Иоанн Богослов написал не только самое сложное Евангелие, но и "Апокалипсис" - книгу, в которой дано предсказание о конце мира и судьбе Христовой Церкви. Но как объяснить возникшее в некоторых местах странное опасение: не есть 9 октября лук и чеснок, чтобы не появились вереды (чирьи)?
     13 октября в день памяти святого Георгия, несмотря на прохладную погоду, обливали холодной водой из решета детей - и непременно на пороге дома, что защищалоих от сглаза.
     28 октября празднуется почитание иконы Божией Матери "Спорительница хлебов". Эта икона названа так в XIX веке святым Амвросием Оптинским. На ней изображена Пресвятая Богородица, сидящая на облаках и благословляющая сжатое поле, на котором среди цветов и трав лежат снопы ржи. Праздник в честь иконы Божией Матери как бы подводил итог полному завершению полевых работ, связанных с уборочной страдой, что позволяло крестьянину вовремя, уже после того, как урожай был собран, поднять глаза к небу и вспомнить, что "не хлебом единым жив человек".