День города – 860
(ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ДНЯ ГОРОДА – 860)
День города – 860
(ПРАЗДНИЧНЫЕ КУРАНТЫ НА ТВЕРСКОЙ)
День города – 860
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)
День города – 860
(«О ТЕБЕ, ОБО МНЕ И О МОСКВЕ!»)
День города – 860
(«ВО СЛАВУ ГРАДА СТОЛЬНОГО»)
День города – 860
(«О МОСКВЕ С ЛЮБОВЬЮ»)
День города – 860
(ЛИЦА ПРАЗДНИКА В ИЗМАЙЛОВЕ)
День города – 860
(«ЗДРАВСТВУЙ, ВОЗРОЖДЁННОЕ ЦАРИЦЫНО!»)
День города – 860
(«МЫ ДЕТИ ТВОИ, МОСКВА!»)
Театр
(НОВЫЕ СЮЖЕТЫ И ТЕМЫ)
Очаги культуры
(В ЭТОЙ ДЕРЕВНЕ ОГНИ НЕ ПОГАШЕНЫ)
Фестивали
(ТРИУМФЫ НА БАСМАННОЙ)
Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ОКТЯБРЬ)
Год ребёнка
(«АНИМАФИЛЬМ»)
Московские адреса
(НОВЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ)
Музеи
(НАЧАЛО)
|
РУССКИЕ
ПРАЗДНИКИ.
ОКТЯБРЬ
Пётр БАРАНОВСКИЙ
Второй осенний месяц в календаре древних римлян был 8-м месяцем года, на что указывает слово "octo" - восемь.
В старину на Руси его именовали: позимник, листопад, листопадник, жовтень (на Украине он до сих пор "официально" называется именно так), грязник, свадебник, кисельник, крутеверт, хлебник, древопилец, капустник, паздерник (от слова "паздер", обозначающего костр - жёсткую кожицу и деревянистые волокна льна и конопли, остающиеся после их обработки).
На октябрь выпадает только один, хотя и не двунадесятый, но большой церковный праздник - Покров Пресвятой Богородицы. По старому стилю он отмечался 1 октября, по новому стилю - 14 октября. Возник этот праздник в 910 году в Константинополе, который переживал тогда нашествие сарацинов. Чтобы отвести эту беду, народ собрался во Влахернском храме на соборную молитву. И вот во время всенощного бдения святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели молящуюся Богоматерь, парящую над верующими и распростёршую над ними свой омофор. Это чудо настолько воодушевило жителей Константинополя, что они воспрянули духом и изгнали сарацинов. Поскольку на Руси сложилось особое почитание Божией Матери и вера в Её заступничество, праздник Покрова, установленный с XII века князем Андреем Боголюбским, стал поистине русским праздником. И подтверждением тому служит огромное количество храмов во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Это и церковь Покрова на Нерли под Владимиром, и храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, и женский Покровский монастырь в Суздале, и множество других храмов и монастырей во многих городах и селениях. Духовная значимость праздника Покрова выражается ещё и в русской иконописи. Пожалуй, нет ни одного храма, в котором не было бы иконы Покрова Пресвятой Богородицы.
Кроме религиозного значения, праздник Покрова в сознании русского крестьянина был связан с наступлением холодного времени года. Во многих местах земля покрывалась снегом - и тогда слово "покров" приобретало новый смысл: белый снег воспринимался как погребальный саван, которым покрывается на всю зиму земля. Но не зря октябрь получил наименование "свадебник". С праздника Покрова принято было заключать брачные союзы и засылать сватов к родителям своей невесты. Девушки, желающие поскорее выйти замуж, приходили в лучших нарядах в церковь, ставили свечи перед иконами и приговаривали: "Покров, покрой мне голову золотым кокошником!". Иногда Покров именуется то "батюшкой" (в значении праздника), то "матушкой" (в значении и самой Богородицы, и Её покрывала). Поэтому употребление то мужского, то женского рода в отношении праздника Покрова не вносило никакой путаницы.
Традиционно на Руси с Покровом связывали начало посиделок, во время которых молодые парни и девушки собирались вместе по понедельникам, средам и пятницам в какой-нибудь избе, где не только любезничали, но и что-то мастерили. Девушки, например, пряли, а парни плели лапти. Во время этих посиделок, что придавало им особый колорит, кто-то оттачивал своё мастерство сказителя или рассказчика, кто-то загадывал загадки, звучали прибаутки, а также песни и частушки под гармошку: "Скоро, девушки, Покров, / Скоро нам гуляночка, / Скоро-скоро заиграет / Милого тальяночка".
С 1 октября по старому стилю, т. е. в самый день Покрова, во многих местах открывались Покровские ярмарки, во время которых можно было реализовать излишки сельскохозяйственной продукции, расплатиться с кредиторами, приобрести на зиму тёплую одежду, сани и другие необходимые товары и предметы к зиме. С традиционными Покровскими ярмарками связана поговорка: "Подожди до Покрова, весь долг выплачу".
Изобилие продуктов в октябре породило традицию домашнего пивоварения. Именно в эту пору больше всего варят и пьют пиво, о чём свидетельствует и поговорка: "Апрель обилен водою, а октябрь пивом". Недаром и в русских сказках пиво является непременным атрибутом свадебного пира. Сказитель, заканчивая сказку о таком пире, говорит: "И я там был, мёд, пиво пил…". Свадебный же пир, как отмечают исследователи народной культуры, был естественным завершением земледельческого цикла и напрямую соотносился с плодородием земли. Напоминанием об этом служит и обряд, во время которого на колени молодой непременно сажали свадебного отрока, чтобы у неё первым родился сын.
Свадебные обряды включали в себя и проверку невинности невесты. На следующий день после свадьбы, когда все удостоверялись в непорочности новобрачной, молодой делал своей тёще подарок. Если же целомудрие было нарушено до свадьбы, то крёстным непременно надевали на шею хомут. Существенную роль в установлении невинности невесты играла обрядовая символика. В том случае, если невеста теряла целомудрие до свадьбы, её отцу подносили так называемый "ущербный стакан", а её матери - кусок ржаного пирога, в котором была сделана дырка. В ход шли также дырявые пряники, которыми одаривали на 2-й день свадьбы родню "проштрафившейся" невесты.
По старинному обычаю на 2-й день после свадьбы молодой отправлялся на поклон к тёще. Если к дуге упряжки он привязывал красную косынку, значит, он ехал с доброй вестью, если же косынка была голубого цвета, то встреча с родителями невесты могла проходить соответственно и в более "прохладных" тонах.
Листая месяцеслов на октябрь, снова обнаружим дни, посвящённые какому-нибудь святому с непременным указанием на то, за что "отвечает" этот святой (или святая). Так, 1 октября - память мученицы Ирины. На Руси её часто называли Ариной, отмечая при этом, что "три Арины в году живут: Арина-разрой берега (что соответствовало весенней распутице), Арина-рассадница (святая "помогала" садить раннюю и позднюю огуречную рассаду) и Арина-журавлиный лёт (что соответствовало уже осени). Завидев в небе улетающих журавлей, дети непременно выкрикивали: "Колесом дорога!". Они верили, что птицы могут повернуть обратно - и тогда время тоже вернётся назад и холодная зима не наступит.
2 октября молодёжь устраивала Трофимовские вечёрки, во время которых девушки приглядывали себе женихов. В связи с этим появилась и поговорка: "На Трофима не проходит счастье мимо, куда Трофим - туда и оно за ним". 2-го же октября отмечалась память о соловецком иноке-пчеловоде святом Зосиме. Кстати, пушкинская поэтическая метафора "Пчела из кельи восковой летит за данью полевой" могла возникнуть только в недрах христианской культуры, поскольку именно с приходом христианства пчела стала слыть Божией угодницей, дающей не только мёд, но и воск, из которого изготовлялись церковные свечи.
В древние времена на Руси был один день, когда благочестивые люди отказывались вкушать рыбу. Это было связано с днём памяти ветхозаветного пророка Ионы - 5 октября, который пробыл 3 дня во чреве кита, после чего был низринут оттуда живым и невредимым. Почему такое уважение к рыбе - непонятно. Также непонятно и то, почему, например, один из самых почитаемых святых на Руси Сергий Радонежский, день памяти которого отмечается 8 октября, считается покровителем кур.
Особо почитается в церковном календаре 9 октября - день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который именуется апостолом любви. Это к нему, не покинувшему Иисуса Христа на Голгофе, обращается Спаситель со словами, указывая на Богородицу: "Вот Мать твоя". После Вознесения Иисуса Христа Иоанн Богослов заботился о Матери Божией и служил Ей до того дня, когда Пресвятая Богородица покинула земной мир и отошла на Небеса. Иоанн Богослов написал не только самое сложное Евангелие, но и "Апокалипсис" - книгу, в которой дано предсказание о конце мира и судьбе Христовой Церкви. Но как объяснить возникшее в некоторых местах странное опасение: не есть 9 октября лук и чеснок, чтобы не появились вереды (чирьи)?
13 октября в день памяти святого Георгия, несмотря на прохладную погоду, обливали холодной водой из решета детей - и непременно на пороге дома, что защищалоих от сглаза.
28 октября празднуется почитание иконы Божией Матери "Спорительница хлебов". Эта икона названа так в XIX веке святым Амвросием Оптинским. На ней изображена Пресвятая Богородица, сидящая на облаках и благословляющая сжатое поле, на котором среди цветов и трав лежат снопы ржи. Праздник в честь иконы Божией Матери как бы подводил итог полному завершению полевых работ, связанных с уборочной страдой, что позволяло крестьянину вовремя, уже после того, как урожай был собран, поднять глаза к небу и вспомнить, что "не хлебом единым жив человек".
|