День города – 860
(ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ДНЯ ГОРОДА – 860)
День города – 860
(ПРАЗДНИЧНЫЕ КУРАНТЫ НА ТВЕРСКОЙ)
День города – 860
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)
День города – 860
(«О ТЕБЕ, ОБО МНЕ И О МОСКВЕ!»)
День города – 860
(«ВО СЛАВУ ГРАДА СТОЛЬНОГО»)
День города – 860
(«О МОСКВЕ С ЛЮБОВЬЮ»)
День города – 860
(ЛИЦА ПРАЗДНИКА В ИЗМАЙЛОВЕ)
День города – 860
(«ЗДРАВСТВУЙ, ВОЗРОЖДЁННОЕ ЦАРИЦЫНО!»)
День города – 860
(«МЫ ДЕТИ ТВОИ, МОСКВА!»)
Театр
(НОВЫЕ СЮЖЕТЫ И ТЕМЫ)
Очаги культуры
(В ЭТОЙ ДЕРЕВНЕ ОГНИ НЕ ПОГАШЕНЫ)
Фестивали
(ТРИУМФЫ НА БАСМАННОЙ)
Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ОКТЯБРЬ)
Год ребёнка
(«АНИМАФИЛЬМ»)
Московские адреса
(НОВЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ)
Музеи
(НАЧАЛО)
|
ТРИУМФЫ НА БАСМАННОЙ
Иван ДМИТРИЕВ
Первый Московский фестиваль комической оперы, прошедший на сцене Камерного театра, организовал и провёл Музыкальный театр под руководством Жанны Тертерян.
Одно дело - давать свои спектакли на чужой престижной площадке, не имея собственного здания, и другое - объявить во всеуслышание о Первом Московском фестивале комической оперы. К такому раскладу по-иному отнесутся и критики с журналистами, и даже любящая публика: ведь фестиваль предполагает не просто праздник. Он обещает и разных участников события, и более высокий уровень подготовки.
Музыкальный театр "На Басманной", обозначивший в прессе и в своей рекламной продукции 1-й Московский фестиваль комической оперы как начало кампании по возрождению несправедливо забытого жанра, пошёл ва-банк и выиграл. Творческая фантазия Тертерян вкупе с талантливым коллективом, подобный которому сегодня может собрать и удержать далеко не каждый руководитель, тем более в Москве, уже давно снискал себе любовь зрителей. А фестиваль позволил этому коллективу занять нишу, до сих пор бывшую свободной. Сыграла здесь роль и авантюрная смелость организаторов, которые несколькими спектаклями своего собственного театра сумели создать прецедент, чтобы иметь право на дальнейшие действия. И премьера "Безумного Drang`a на Зальцбург", поставленная в день открытия, тому подтверждение.
Спектакль сделан по зингшпилю Моцарта "Директор театра", где либретто изначально довольно скучное, а музыки, хоть и гениальной, - с гулькин нос. Вот почему это произведение австрийского маэстро ставили зачастую лишь в концертном варианте. Жанна Тертерян, прекрасно зная изнутри театральную кухню, решила увеличить число действующих лиц и обострить между ними борьбу за место под солнцем (либретто Николая Шумейко). Это потянуло за собой вставные номера из других опер Моцарта, которые только украсили спектакль, показав с самой выгодной стороны всех солистов. За исключением начала, где прозвучала ария Констанцы из оперы "Похищение из Сераля". Известно, что она очень сложна в исполнении, но здесь и воспринимать её было непросто. Приходилось только гадать, кто эта мрачная и высокомерная женщина, которая испытывает наше терпение. Но всё остальное, что случилось после неё, заставило забыть первые минуты неловкости и недоумения, потому что в спектакле действительно был фейерверк фантазии и талантов, где каждый, кто выходил на сцену, удивлял и восхищал зрителей.
А ещё фестиваль дарил публике сюрпризы, среди которых особенно радостной стала встреча с артистом Бориславом Молчановым. Его появление как-то незаметно сбалансировало превосходные актёрские работы в уже давно идущих спектаклях, так что совершенно по-другому прозвучали и "Ночь наваждений" Доницетти, и "Муж за дверью" Оффенбаха. В его "Флорестане", герое из светской жизни французских "тусовщиков", было столько чувственности и азарта, что не вызывало сомнений, почему он, спасаясь от мужа одной женщины, тут же попадает в спальню к другой: представительницы прекрасного пола были не в силах отринуть обладателя столь любвеобильного сердца.
Актёрский квартет в "Пиратском треугольнике" Доницетти буквально превзошёл все наши ожидания. Светлана Арефьева блеснула своим тёплым сопрано и женственностью, Константин Сироткин увлёк мощным баритоном и тонким юмором, Анастасия Головина растопила нежностью и редким колоратурным сопрано, а Борислав Молчанов покорил красотой и силой своего превосходного тенора и виртуозной игрой, в которой нет ни грана фальши при довольно остром рисунке роли. Ну а все вместе они дали возможность насладиться и увлекательным зрелищем, и великолепным вокальным ансамблем.
Лишь мюзикл Александра Покидченко "Леди Акулина" смазал общую картину. Малоинтересной оказалась сама музыка спектакля, а её воспроизведение стало тяжёлым бременем для ушей собравшихся: то "фонили" микрофоны, густо развешанные на маленькой сцене камерного театра, то без удержу грохотал барабан, заглушая пение солистов, то никак не соединялся с фонограммой живой инструментальный ансамбль. Да и от пушкинской повести почти ничего не осталось, кроме схематичной фабулы, в которой герои выглядели, как статисты.
Зато заключительный вечер фестиваля явился настоящим триумфом театра. Ведь в "Фиалке Монмартра" совпало сразу всё - и потрясающая музыка венгерского маэстро, и безудержная фантазия постановщика Жанны Тертерян, и молодой задор талантливой труппы. Переполненный зал, то и дело взрываясь аплодисментами и криками "браво", в конце спектакля встал, не в силах сдержать свои эмоции.
Итак, 1-й Московский фестиваль комической оперы, хоть и задумывался как пробный шар и заявка на будущее, весьма серьёзное предприятие, которое пойдёт под грифом всероссийского, а затем и международного, наделал этим летом много шума. На улице Никольской, где организаторы проводили свои спектакли на сцене театра п/р Бориса Покровского, висели растяжки. Перед входом юноши и девушки в карнавальных костюмах зазывали гостей. В фойе играл инструментальный ансамбль, а публику угощали то пивом в день открытия, когда шла премьера "Безумного Drang`a на Зальцбург" австрийского маэстро, то итальянским или французским вином перед комическими операми Доницетти и Оффенбаха. А ещё разыгрывалось эксклюзивное шампанское, чтобы уж совсем взъерошить зрителей, поселив в их душе праздничное отношение к происходящему.
Но главными в эти вечера всё-таки были спектакли, в которых музыка и голоса, юмор и любовь щедро выплёскивались со сцены в зрительный зал. И всем казалось, что слишком мало этих минут и часов для того, чтобы насладиться счастьем встречи с искусством комической оперы. И что обязательно нужен в Москве такой фестиваль, в котором примут участие и другие талантливые коллективы, влюблённые в этот замечательный жанр.
|