Главная     Редакция     Архив     10(50)/2007  
 

День города – 860
(ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ДНЯ ГОРОДА – 860)


День города – 860
(ПРАЗДНИЧНЫЕ КУРАНТЫ НА ТВЕРСКОЙ)


День города – 860
(НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ)


День города – 860
(«О ТЕБЕ, ОБО МНЕ И О МОСКВЕ!»)


День города – 860
(«ВО СЛАВУ ГРАДА СТОЛЬНОГО»)


День города – 860
(«О МОСКВЕ С ЛЮБОВЬЮ»)


День города – 860
(ЛИЦА ПРАЗДНИКА В ИЗМАЙЛОВЕ)


День города – 860
(«ЗДРАВСТВУЙ, ВОЗРОЖДЁННОЕ ЦАРИЦЫНО!»)


День города – 860
(«МЫ ДЕТИ ТВОИ, МОСКВА!»)


Театр
(НОВЫЕ СЮЖЕТЫ И ТЕМЫ)


Очаги культуры
(В ЭТОЙ ДЕРЕВНЕ ОГНИ НЕ ПОГАШЕНЫ)


Фестивали
(ТРИУМФЫ НА БАСМАННОЙ)


Наше наследие
(РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ. ОКТЯБРЬ)


Год ребёнка
(«АНИМАФИЛЬМ»)


Московские адреса
(НОВЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ)


Музеи
(НАЧАЛО)


ТРИУМФЫ НА БАСМАННОЙ

Иван ДМИТРИЕВ

Первый Московский фестиваль комической оперы, прошедший на сцене Камерного театра, организовал и провёл Музыкальный театр под руководством Жанны Тертерян.

Одно дело - давать свои спектакли на чужой престижной площадке, не имея собственного здания, и другое - объявить во всеуслышание о Первом Московском фестивале комической оперы. К такому раскладу по-иному отнесутся и критики с журналистами, и даже любящая публика: ведь фестиваль предполагает не просто праздник. Он обещает и разных участников события, и более высокий уровень подготовки.
     Музыкальный театр "На Басманной", обозначивший в прессе и в своей рекламной продукции 1-й Московский фестиваль комической оперы как начало кампании по возрождению несправедливо забытого жанра, пошёл ва-банк и выиграл. Творческая фантазия Тертерян вкупе с талантливым коллективом, подобный которому сегодня может собрать и удержать далеко не каждый руководитель, тем более в Москве, уже давно снискал себе любовь зрителей. А фестиваль позволил этому коллективу занять нишу, до сих пор бывшую свободной. Сыграла здесь роль и авантюрная смелость организаторов, которые несколькими спектаклями своего собственного театра сумели создать прецедент, чтобы иметь право на дальнейшие действия. И премьера "Безумного Drang`a на Зальцбург", поставленная в день открытия, тому подтверждение.
     Спектакль сделан по зингшпилю Моцарта "Директор театра", где либретто изначально довольно скучное, а музыки, хоть и гениальной, - с гулькин нос. Вот почему это произведение австрийского маэстро ставили зачастую лишь в концертном варианте. Жанна Тертерян, прекрасно зная изнутри театральную кухню, решила увеличить число действующих лиц и обострить между ними борьбу за место под солнцем (либретто Николая Шумейко). Это потянуло за собой вставные номера из других опер Моцарта, которые только украсили спектакль, показав с самой выгодной стороны всех солистов. За исключением начала, где прозвучала ария Констанцы из оперы "Похищение из Сераля". Известно, что она очень сложна в исполнении, но здесь и воспринимать её было непросто. Приходилось только гадать, кто эта мрачная и высокомерная женщина, которая испытывает наше терпение. Но всё остальное, что случилось после неё, заставило забыть первые минуты неловкости и недоумения, потому что в спектакле действительно был фейерверк фантазии и талантов, где каждый, кто выходил на сцену, удивлял и восхищал зрителей.
     А ещё фестиваль дарил публике сюрпризы, среди которых особенно радостной стала встреча с артистом Бориславом Молчановым. Его появление как-то незаметно сбалансировало превосходные актёрские работы в уже давно идущих спектаклях, так что совершенно по-другому прозвучали и "Ночь наваждений" Доницетти, и "Муж за дверью" Оффенбаха. В его "Флорестане", герое из светской жизни французских "тусовщиков", было столько чувственности и азарта, что не вызывало сомнений, почему он, спасаясь от мужа одной женщины, тут же попадает в спальню к другой: представительницы прекрасного пола были не в силах отринуть обладателя столь любвеобильного сердца.
     Актёрский квартет в "Пиратском треугольнике" Доницетти буквально превзошёл все наши ожидания. Светлана Арефьева блеснула своим тёплым сопрано и женственностью, Константин Сироткин увлёк мощным баритоном и тонким юмором, Анастасия Головина растопила нежностью и редким колоратурным сопрано, а Борислав Молчанов покорил красотой и силой своего превосходного тенора и виртуозной игрой, в которой нет ни грана фальши при довольно остром рисунке роли. Ну а все вместе они дали возможность насладиться и увлекательным зрелищем, и великолепным вокальным ансамблем.
     Лишь мюзикл Александра Покидченко "Леди Акулина" смазал общую картину. Малоинтересной оказалась сама музыка спектакля, а её воспроизведение стало тяжёлым бременем для ушей собравшихся: то "фонили" микрофоны, густо развешанные на маленькой сцене камерного театра, то без удержу грохотал барабан, заглушая пение солистов, то никак не соединялся с фонограммой живой инструментальный ансамбль. Да и от пушкинской повести почти ничего не осталось, кроме схематичной фабулы, в которой герои выглядели, как статисты.
     Зато заключительный вечер фестиваля явился настоящим триумфом театра. Ведь в "Фиалке Монмартра" совпало сразу всё - и потрясающая музыка венгерского маэстро, и безудержная фантазия постановщика Жанны Тертерян, и молодой задор талантливой труппы. Переполненный зал, то и дело взрываясь аплодисментами и криками "браво", в конце спектакля встал, не в силах сдержать свои эмоции.
     Итак, 1-й Московский фестиваль комической оперы, хоть и задумывался как пробный шар и заявка на будущее, весьма серьёзное предприятие, которое пойдёт под грифом всероссийского, а затем и международного, наделал этим летом много шума. На улице Никольской, где организаторы проводили свои спектакли на сцене театра п/р Бориса Покровского, висели растяжки. Перед входом юноши и девушки в карнавальных костюмах зазывали гостей. В фойе играл инструментальный ансамбль, а публику угощали то пивом в день открытия, когда шла премьера "Безумного Drang`a на Зальцбург" австрийского маэстро, то итальянским или французским вином перед комическими операми Доницетти и Оффенбаха. А ещё разыгрывалось эксклюзивное шампанское, чтобы уж совсем взъерошить зрителей, поселив в их душе праздничное отношение к происходящему.
     Но главными в эти вечера всё-таки были спектакли, в которых музыка и голоса, юмор и любовь щедро выплёскивались со сцены в зрительный зал. И всем казалось, что слишком мало этих минут и часов для того, чтобы насладиться счастьем встречи с искусством комической оперы. И что обязательно нужен в Москве такой фестиваль, в котором примут участие и другие талантливые коллективы, влюблённые в этот замечательный жанр.