Событие
(НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ)
Конкурсы
(УСПЕШНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ!)
Хроника
(БИТВЕ ЗА МОСКВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...)
Вести из округов
(РАЗГОВОР С ПРЕФЕКТОМ)
Очаги культуры
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)
Очаги культуры
(ПОЭТЫ БРАТЧИНОЙ СИЛЫ)
Рядом с нами
(РОЛЬ - РЕЖИССЕР)
Юбилей
("МОСКВА - ХУДОЖНИКИ - МОСКВА")
Наше наследие
("ЗДЕСЬ РАЗВЕРНУЛИСЬ МОИ АРТИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ...")
Наше наследие
(ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР)
Традиции
(ХУДОЖНИК ПРИХОДИТ В ХРАМ)
Проблема
(ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОФИЛАКТИКА?)
Музеи
(КАК ТРЕБОВАЛА ПЕСНЯ, ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ)
Культ личностей
(ТЕАТР БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ)
Культ личностей
(ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН РОДИНЕ)
|
ИМЕНИ ГЕРОЯ
Ольга ЯЦЕНКО
На Люблинской улице, среди громоздящихся домов недавней постройки стоит трёхэтажное здание, контрастирующее с окружающим пейзажем. Его окружает сквер со стелой, и ванильно-жёлтые стены дома осенью красиво смотрятся через зелёную и красную листву декоративных кустов, а летом - на фоне яркого синего неба.
Здесь нередко можно видеть праздники -чаще всего они устраиваются для детей и ветеранов. И уж совсем это здание не похоже на крохотный молотильный сарайчик, с которого в 1923 году начал свою работу заурядный местный клуб, впоследствии превратившийся во Дворец культуры имени Героя Советского Союза И.М.Астахова.
Да, всё начиналось с дощатых стен и низкой крыши. Людям хотелось, чтобы их серые трудовые будни в не окрепшей ещё после революции и гражданской войны стране хотя бы по вечерам озарялись теплом, хотелось отдыха - не только физического, но и морального. Клубы вообще были тогда одним из самых благих начинаний молодой республики. Работу клуба, в котором сразу нашло приют множество самодеятельных коллективов разных жанров (например, духовой оркестр был создан в 1923 году, хор - в 1937-м), остановила Великая Отечественная война, но тяжкие годы лихих испытаний не уничтожили этот небольшой островок культуры. В 1945 году, когда ещё не затянулись раны военных лет, здесь уже заработал театральный кружок. В его составе было 27 человек - практически полная труппа. Сила духа нашего народа, неизбывная тяга его к культуре во все времена вызывает глубокое уважение - в победившей, но обескровленной войной стране люди думали не только о куске хлеба, но и об искусстве, без которого душа умирает...
Сейчас здесь Дворец культуры, с дубовыми дверями и мягкими коврами на полах, в нём работают 17 клубов по интересам, цирковой коллектив, духовой оркестр, фотостудия, кружок игры на гитаре, секция аэробики, шахматный кружок- и это далеко не полный перечень того, что есть. О трудном пути ДК, сохранённого, сбережённого за все эти годы, рассказал нам его нынешний директор Людвиг Иванович Серопян.
У него негромкий голос и неспешная речь интеллигента. Он выглядит по-домашнему, как добрый сосед по лестничной площадке, но в то же время чувствуется, что ему присущи и сила воли, и принципиальность. Он говорит о вверенном ему культурном учреждении, как любящий отец о своём ребёнке. На память называет множество дат, связанных с работой ДК, численность людей, занимающихся в том или ином коллективе. Тактично, но настойчиво приводит аргументы в защиту существования как можно большего числа кружков и секций.
На территории нынешнего довольно далёкого от центра района Люблино, вытянувшегося в московское небо всеми своими новостройками, располагалась некогда Люблинская станция аэрации - между прочим, старейшая в Европе. Станцию даже хотели превратить в музей, но перед Олимпиадой 1980 года снесли. На ней работало около 1000 человек. У этих людей была потребность как-то организовать свой досуг, они-то поначалу и были основными посетителями клуба. И вот в 1954 году началось строительство нового здания для клуба. Именно в нём, окончательно сданном в эксплуатацию через 9 лет, располагается Дворец культуры и по сей день. И надо отметить, что шикарный для того времени трёхэтажный дом даже сегодня ещё удивляет посетителей своими размерами, красивыми и уютными интерьерами, хорошо оформленным сквером вокруг. Это вселяет надежду на то, что и в наше время у клубов есть будущее - хотя бы потому, что такое крупное многопрофильное учреждение культуры финансируется из государственных средств.
С 1962 года здесь действует цирковой коллектив, несмотря на отсутствие просторных помещений за исключением спортзала, в котором и тренируется труппа. Вообще дефицит площади, да к тому же её аварийное состояние - очень серьёзная проблема для администрации. "Правительство Москвы нас, по-моему, не обижает, деньги выделяет. .. Недавно вот купили новые инструменты для духового оркестра", - говорит Людвиг Серопян. Но в капитальном ремонте, в реконструкции здание нуждается уже много лет. Из-за аварийного состояния не работают кинозал и фойе. Обидно, что эти огромные помещения с прекрасной акустикой простаивают без дела. Сделано уже 3 проекта реконструкции, но вопрос этот пока не решён.
Интересна художественная самодеятельность Дворца культуры. Самодеятельный ансамбль "Светлячок" имеет звание "Народный коллектив", а для юных энтузиастов до 7-ми лет при нём создан другой коллектив - "Малышок", участники которого впоследствии переходят в "Светлячок". Яркие, многоцветные танцы и постановки в исполнении артистов-любителей не только украшают все праздники, но и превращают в праздники даже обычные вечера.
За долгие годы во Дворце было создано множество различных коллективов и ансамблей. Часть одного из них - ансамбля "Феникс" - впоследствии присоединилась к ВИА "Весёлые ребята", который прославился на всю страну. Вообще самодеятельность - это любовь к своему делу, это доброта, готовность отдать зрителям частицу своей души и не за деньги, а за нечто большее, что с трудом поддаётся определению, - за благодарность, за общее веселье, за то, чтобы сказка пришла ко всем независимо от возраста и настроения. А кто постоянно выступает в интернатах, домах престарелых и даже в приюте ночного пребывания, в народе именуемого бомжатником? Кто выступает перед теми, кто не способен доехать до далёкого концертного зала и заплатить за билет? Опять же они - участники самодеятельных коллективов Дворца.
Сегодня судьба некоторых жанров искусства плачевна - к ним совершенно незаслуженно падает интерес. Например, желающих обучаться игре на гитаре хоть отбавляй, людей же, интересующихся духовой музыкой, теперь мало. Почти перестали играть духовые оркестры в парках. Интерес к духовой музыке, как и к искусству цирка, в ДК имени И.М.Астахова стараются возрождать. - Духовой оркестр выступает в сквере перед Дворцом - и люди приходят слушать. Данная ситуация опровергает законы экономики: "Нет предложения -нет спроса", - комментирует директор ДК.
Во времена перестройки сохранить Дворец культуры было нелегко. Он принадлежал Мосводоканалу. Трижды это предприятие делало попытки закрыть ДК, чтобы продать здание. Многим, кстати, такое удавалось: сначала любой профсоюзный клуб окончательно передавался предприятию, при котором существовал; владельцы предприятия переименовывали клуб в цех культуры, и это маленькое формальное отличие давало повод со временем просто отказаться от одного из рядовых цехов - от цеха культуры, после чего можно было спокойно его закрыть как не приносящего доход и продать само его здание. Так хотели поступить и с ДК имени И.М.Астахова, но благодаря активности его директора и коллектива Дворец был спасён.
Сейчас у большинства клубов и Домов культуры - несколько общих основных проблем. Во-первых, это нехватка кадров. Сотрудничество в ДК, увы, считается не престижным и не прибыльным. А ведь восторженные глаза детей, на заре своей жизни уже старающихся создать в этом мире что-то новое, интересное, благодарные улыбки их родителей, радость ветеранов войны, приходящих сюда 9 мая в День Победы вспомнить былые годы и почтить её, - разве эту радость сердца, которую ты даришь людям, можно измерить деньгами и заменить на хрустящие бумажки?
Во-вторых, многие люди сейчас воспринимают клубы как пережиток прошлого, явление, которое должно уйти в историю вместе с Советским Союзом. А зря, потому что главная заслуга культурных учреждений - не только в приобщении к прекрасному, а ещё и в том, что люди объединяются в них, находят новых друзей, общаются, занимаются общим интересным для каждого делом.
В-третьих, без хорошей материально-технической базы сейчас уже сложно дать концерт, который собрал бы достаточно зрителей и зрители не ушли бы разочарованными. Свет, звук, оформление зала, интерьеры помещений - всё это должно быть качественным, а для этого нужны деньги.
И всё же Дома культуры сейчас не остаются совсем без внимания. Их деятельность финансируется во многом благодаря усилиям администрации, но главное - они нужны людям. Причём в идеале Дворцы культуры должны соответствовать своему названию - и понятию "культура", и понятию "дворец". Кстати сказать, ДК имени И.М. Астахова это удаётся.
- Я считаю, что Дворцы культуры должны быть очень красивыми, очень аккуратными внутри, чтобы людям хотелось прийти в них. На первом плане должна стоять эстетика, - убеждён Людвиг Серопян.
В самом деле, кому из нас не знакомы кружки в подвалах или помещениях переоборудованных квартир на первом этаже, которыми приходилось довольствоваться детям перестройки - точнее, тем из них, кому ещё повезло посещать хоть какой-нибудь кружок? Настоящие же Дома культуры было по пальцам пересчитать. Всё это создавало ощущение какой-то если не нелегальности происходящего, то, по крайней мере, его глубокой ненужности никому, кроме горстки энтузиастов, почти бесплатно (или действительно бесплатно) занимавшихся с детьми. Были, кстати, такие кружки и для взрослых...
Да, Дворец культуры должен быть большим, красивым, уютным и укомплектованным необходимой техникой, литературой, музыкальными инструментами. Но прежде всего он просто должен быть. Чтобы любой человек независимо от своего достатка мог войти в эти гостеприимные двери и найти здесь понимание и душевное тепло. Чтобы ребёнок из любой семьи мог реализовать себя в творчестве, а не в дворовых драках. Чтобы одинокий пожилой человек мог здесь найти себе друзей и занятие по душе. И чтобы в наше суматошное время каждый мог прийти в дом, в котором всегда праздник.
|