Главная     Редакция     Архив     1(53)/2008  
 

Событие
(НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ)


Конкурсы
(УСПЕШНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ!)


Хроника
(БИТВЕ ЗА МОСКВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...)


Вести из округов
(РАЗГОВОР С ПРЕФЕКТОМ)


Очаги культуры
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Очаги культуры
(ПОЭТЫ БРАТЧИНОЙ СИЛЫ)


Рядом с нами
(РОЛЬ - РЕЖИССЕР)


Юбилей
("МОСКВА - ХУДОЖНИКИ - МОСКВА")


Наше наследие
("ЗДЕСЬ РАЗВЕРНУЛИСЬ МОИ АРТИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ...")


Наше наследие
(ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР)


Традиции
(ХУДОЖНИК ПРИХОДИТ В ХРАМ)


Проблема
(ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОФИЛАКТИКА?)


Музеи
(КАК ТРЕБОВАЛА ПЕСНЯ, ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ТЕАТР БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ)


Культ личностей
(ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН РОДИНЕ)


ИМЕНИ ГЕРОЯ

Ольга ЯЦЕНКО

На Люблинской улице, среди громоздящихся домов недавней постройки стоит трёхэтажное здание, контрастирующее с окружающим пейзажем. Его окружает сквер со стелой, и ванильно-жёлтые стены дома осенью красиво смотрятся через зелёную и красную листву декоративных кустов, а летом - на фоне яркого синего неба.

Здесь нередко можно видеть праздники -чаще всего они устраиваются для детей и ветеранов. И уж совсем это здание не похоже на крохотный молотильный сарайчик, с которого в 1923 году начал свою работу заурядный местный клуб, впоследствии превратившийся во Дворец культуры имени Героя Советского Союза И.М.Астахова.
     Да, всё начиналось с дощатых стен и низкой крыши. Людям хотелось, чтобы их серые трудовые будни в не окрепшей ещё после революции и гражданской войны стране хотя бы по вечерам озарялись теплом, хотелось отдыха - не только физического, но и морального. Клубы вообще были тогда одним из самых благих начинаний молодой республики. Работу клуба, в котором сразу нашло приют множество самодеятельных коллективов разных жанров (например, духовой оркестр был создан в 1923 году, хор - в 1937-м), остановила Великая Отечественная война, но тяжкие годы лихих испытаний не уничтожили этот небольшой островок культуры. В 1945 году, когда ещё не затянулись раны военных лет, здесь уже заработал театральный кружок. В его составе было 27 человек - практически полная труппа. Сила духа нашего народа, неизбывная тяга его к культуре во все времена вызывает глубокое уважение - в победившей, но обескровленной войной стране люди думали не только о куске хлеба, но и об искусстве, без которого душа умирает...
     Сейчас здесь Дворец культуры, с дубовыми дверями и мягкими коврами на полах, в нём работают 17 клубов по интересам, цирковой коллектив, духовой оркестр, фотостудия, кружок игры на гитаре, секция аэробики, шахматный кружок- и это далеко не полный перечень того, что есть. О трудном пути ДК, сохранённого, сбережённого за все эти годы, рассказал нам его нынешний директор Людвиг Иванович Серопян.
     У него негромкий голос и неспешная речь интеллигента. Он выглядит по-домашнему, как добрый сосед по лестничной площадке, но в то же время чувствуется, что ему присущи и сила воли, и принципиальность. Он говорит о вверенном ему культурном учреждении, как любящий отец о своём ребёнке. На память называет множество дат, связанных с работой ДК, численность людей, занимающихся в том или ином коллективе. Тактично, но настойчиво приводит аргументы в защиту существования как можно большего числа кружков и секций.
     На территории нынешнего довольно далёкого от центра района Люблино, вытянувшегося в московское небо всеми своими новостройками, располагалась некогда Люблинская станция аэрации - между прочим, старейшая в Европе. Станцию даже хотели превратить в музей, но перед Олимпиадой 1980 года снесли. На ней работало около 1000 человек. У этих людей была потребность как-то организовать свой досуг, они-то поначалу и были основными посетителями клуба. И вот в 1954 году началось строительство нового здания для клуба. Именно в нём, окончательно сданном в эксплуатацию через 9 лет, располагается Дворец культуры и по сей день. И надо отметить, что шикарный для того времени трёхэтажный дом даже сегодня ещё удивляет посетителей своими размерами, красивыми и уютными интерьерами, хорошо оформленным сквером вокруг. Это вселяет надежду на то, что и в наше время у клубов есть будущее - хотя бы потому, что такое крупное многопрофильное учреждение культуры финансируется из государственных средств.
     С 1962 года здесь действует цирковой коллектив, несмотря на отсутствие просторных помещений за исключением спортзала, в котором и тренируется труппа. Вообще дефицит площади, да к тому же её аварийное состояние - очень серьёзная проблема для администрации. "Правительство Москвы нас, по-моему, не обижает, деньги выделяет. .. Недавно вот купили новые инструменты для духового оркестра", - говорит Людвиг Серопян. Но в капитальном ремонте, в реконструкции здание нуждается уже много лет. Из-за аварийного состояния не работают кинозал и фойе. Обидно, что эти огромные помещения с прекрасной акустикой простаивают без дела. Сделано уже 3 проекта реконструкции, но вопрос этот пока не решён.
     Интересна художественная самодеятельность Дворца культуры. Самодеятельный ансамбль "Светлячок" имеет звание "Народный коллектив", а для юных энтузиастов до 7-ми лет при нём создан другой коллектив - "Малышок", участники которого впоследствии переходят в "Светлячок". Яркие, многоцветные танцы и постановки в исполнении артистов-любителей не только украшают все праздники, но и превращают в праздники даже обычные вечера.
     За долгие годы во Дворце было создано множество различных коллективов и ансамблей. Часть одного из них - ансамбля "Феникс" - впоследствии присоединилась к ВИА "Весёлые ребята", который прославился на всю страну. Вообще самодеятельность - это любовь к своему делу, это доброта, готовность отдать зрителям частицу своей души и не за деньги, а за нечто большее, что с трудом поддаётся определению, - за благодарность, за общее веселье, за то, чтобы сказка пришла ко всем независимо от возраста и настроения. А кто постоянно выступает в интернатах, домах престарелых и даже в приюте ночного пребывания, в народе именуемого бомжатником? Кто выступает перед теми, кто не способен доехать до далёкого концертного зала и заплатить за билет? Опять же они - участники самодеятельных коллективов Дворца.
     Сегодня судьба некоторых жанров искусства плачевна - к ним совершенно незаслуженно падает интерес. Например, желающих обучаться игре на гитаре хоть отбавляй, людей же, интересующихся духовой музыкой, теперь мало. Почти перестали играть духовые оркестры в парках. Интерес к духовой музыке, как и к искусству цирка, в ДК имени И.М.Астахова стараются возрождать. - Духовой оркестр выступает в сквере перед Дворцом - и люди приходят слушать. Данная ситуация опровергает законы экономики: "Нет предложения -нет спроса", - комментирует директор ДК.
     Во времена перестройки сохранить Дворец культуры было нелегко. Он принадлежал Мосводоканалу. Трижды это предприятие делало попытки закрыть ДК, чтобы продать здание. Многим, кстати, такое удавалось: сначала любой профсоюзный клуб окончательно передавался предприятию, при котором существовал; владельцы предприятия переименовывали клуб в цех культуры, и это маленькое формальное отличие давало повод со временем просто отказаться от одного из рядовых цехов - от цеха культуры, после чего можно было спокойно его закрыть как не приносящего доход и продать само его здание. Так хотели поступить и с ДК имени И.М.Астахова, но благодаря активности его директора и коллектива Дворец был спасён.
     Сейчас у большинства клубов и Домов культуры - несколько общих основных проблем. Во-первых, это нехватка кадров. Сотрудничество в ДК, увы, считается не престижным и не прибыльным. А ведь восторженные глаза детей, на заре своей жизни уже старающихся создать в этом мире что-то новое, интересное, благодарные улыбки их родителей, радость ветеранов войны, приходящих сюда 9 мая в День Победы вспомнить былые годы и почтить её, - разве эту радость сердца, которую ты даришь людям, можно измерить деньгами и заменить на хрустящие бумажки?
     Во-вторых, многие люди сейчас воспринимают клубы как пережиток прошлого, явление, которое должно уйти в историю вместе с Советским Союзом. А зря, потому что главная заслуга культурных учреждений - не только в приобщении к прекрасному, а ещё и в том, что люди объединяются в них, находят новых друзей, общаются, занимаются общим интересным для каждого делом.
     В-третьих, без хорошей материально-технической базы сейчас уже сложно дать концерт, который собрал бы достаточно зрителей и зрители не ушли бы разочарованными. Свет, звук, оформление зала, интерьеры помещений - всё это должно быть качественным, а для этого нужны деньги.
     И всё же Дома культуры сейчас не остаются совсем без внимания. Их деятельность финансируется во многом благодаря усилиям администрации, но главное - они нужны людям. Причём в идеале Дворцы культуры должны соответствовать своему названию - и понятию "культура", и понятию "дворец". Кстати сказать, ДК имени И.М. Астахова это удаётся.
     - Я считаю, что Дворцы культуры должны быть очень красивыми, очень аккуратными внутри, чтобы людям хотелось прийти в них. На первом плане должна стоять эстетика, - убеждён Людвиг Серопян.
     В самом деле, кому из нас не знакомы кружки в подвалах или помещениях переоборудованных квартир на первом этаже, которыми приходилось довольствоваться детям перестройки - точнее, тем из них, кому ещё повезло посещать хоть какой-нибудь кружок? Настоящие же Дома культуры было по пальцам пересчитать. Всё это создавало ощущение какой-то если не нелегальности происходящего, то, по крайней мере, его глубокой ненужности никому, кроме горстки энтузиастов, почти бесплатно (или действительно бесплатно) занимавшихся с детьми. Были, кстати, такие кружки и для взрослых...
     Да, Дворец культуры должен быть большим, красивым, уютным и укомплектованным необходимой техникой, литературой, музыкальными инструментами. Но прежде всего он просто должен быть. Чтобы любой человек независимо от своего достатка мог войти в эти гостеприимные двери и найти здесь понимание и душевное тепло. Чтобы ребёнок из любой семьи мог реализовать себя в творчестве, а не в дворовых драках. Чтобы одинокий пожилой человек мог здесь найти себе друзей и занятие по душе. И чтобы в наше суматошное время каждый мог прийти в дом, в котором всегда праздник.