Главная     Редакция     Архив     1(53)/2008  
 

Событие
(НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ)


Конкурсы
(УСПЕШНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ!)


Хроника
(БИТВЕ ЗА МОСКВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...)


Вести из округов
(РАЗГОВОР С ПРЕФЕКТОМ)


Очаги культуры
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Очаги культуры
(ПОЭТЫ БРАТЧИНОЙ СИЛЫ)


Рядом с нами
(РОЛЬ - РЕЖИССЕР)


Юбилей
("МОСКВА - ХУДОЖНИКИ - МОСКВА")


Наше наследие
("ЗДЕСЬ РАЗВЕРНУЛИСЬ МОИ АРТИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ...")


Наше наследие
(ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР)


Традиции
(ХУДОЖНИК ПРИХОДИТ В ХРАМ)


Проблема
(ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОФИЛАКТИКА?)


Музеи
(КАК ТРЕБОВАЛА ПЕСНЯ, ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ТЕАТР БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ)


Культ личностей
(ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН РОДИНЕ)


ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОФИЛАКТИКА?

Юрий СОШИН

В современной России, переживающей сложнейший период активных социально-политических и экономических трансформаций, смены ценностных ориентиров, ломки старых и отсутствия стройной системы новых институтов воспитания подрастающих поколений, дети, подростки, молодёжь оказались в культурном вакууме, что приводит к различным негативным явлениям в молодёжной среде. Молодое поколение в духовном и социальном плане является самым незащищённым социальным слоем. Сложность духовного становления личности, нравственно-ценностного выбора обуславливает стремление многих молодых людей "закрыться" от мира, уйти в социальную и духовную замкнутость.

В последние десятилетия российской действительности возникли многочисленные условия для зарождения и быстрого развития разного рода отклонений в социальной жизни, носящих деструктивно-негативный характер. К ним надо отнести общее снижение качества образования, культурного, духовного, интеллектуального развития, уровня морали, взаимопонимания, доверия между поколениями, преемственности традиций, патриотизма и гражданственности. Характер эпидемии приобрели такие социальные болезни, как преступность, алкоголизм и особенно наркомания.
     То, что наркомания является серьёзным социальным недугом, в настоящее время признано всеми. Но этот недуг коренится прежде всего в кризисе духовно-нравственной сферы общественной жизни, в девальвации общекультурных ценностей, предлагаемых обществом каждому отдельному человеку. Приобщение к наркотикам в большинстве случаев есть результат кризиса личности, факт внутреннего разлада и духовного упадка. Наркотики поражают всё общество: наркомания является проблемой для всех социальных и возрастных слоев. Хотя больше всего страдают от этого недуга именно молодые члены общества.
     Наркомания по сути есть своеобразная форма самоубийства: вначале самоубийства духовного, а впоследствии и физического. Результат употребления наркотиков - всегда эмоциональная и эстетическая пустота и всё более усиливающаяся негативность по отношению к окружающему миру.
     Основными формами современного социального самозакрытия являются различные виды молодёжных субкультур, нередко агрессивных по отношению к окружающему миру. Для них порой и характерна "культура" наркотиков.
     В 60-е - 70-е годы на Западе существовала попытка "выхода" из поражённого духовным кризисом общества через создание "контркультуры", автономной по отношению к погрязшему в денежно-меркантильных отношениях обществу и его "официальной" культуре. В концепции "контркультуры" наркотики провозглашались средством "психоделической революции", "расширения сознания", способом создания "новой эстетики" и "нового искусства". Однако реальный опыт последних десятилетий показал гибельность и разрушительность всех попыток социальных и эстетических экспериментов с наркотиками. Попытки создания социальной и культурной наркоальтернативы всегда приводили её создателей к смерти в той или иной форме.
     В настоящее время многие новые молодёжные субкультуры (к примеру, самая новейшая -"эмо") провозглашают отрицательное отношение к наркотикам. Даже субкультура "хиппи", некогда создававшаяся на принципах "психоделической революции", ныне резко отрицательно относится к наркотикам и попыткам создания того или иного рода "наркокультуры". На сайтах и в печатных изданиях современных российских хиппи постоянно подчёркивается (благо, опыта и конкретных примеров у них очень много), что наркотики есть прямой путь к смерти.
     Задача современного общества, в том числе и органов государственной поддержки культуры, это сохранение и донесение до граждан России лучших и наиболее значимых образцов отечественной и мировой культуры и искусства. Помочь каждому члену общества приобщиться к лучшим образцам духовного наследия, дать ему возможность самому реализовать себя в процессе художественного творчества - одно из главных условий ликвидации наркомании как социального недуга.
     Искусство и культура - своеобразный духовный мост между индивидуальным миром человека и всем наработанным веками духовным опытом человечества. Они должны помочь человеку сформировать свою цельную духовную действительность, жить полнокровной, эмоционально насыщенной жизнью. Искусство и культура могут помочь в создании и выстраивании личной ценностной системы, когда ценности индивидуального бытия дополняются общечеловеческими духовными ценностями высшего порядка.
     Однако, чтобы культура и искусство могли эффективно помогать людям в решении их духовно-личностных проблем и лишить этим наркоманию основы для её существования, нужен хорошо отлаженный трансляционный механизм. Культура и искусство должны доноситься людям на понятном и ясном для них языке.
     В этой работе необходимо сотрудничество как государственных и общественных институтов: школы, административных органов, Православной церкви, так и субкультурных объединений(а стремление к диалогу и сотрудничеству проявляется на этом уровне очень часто), творческих союзов и деятелей общепризнанной "формальной" и "неформальной" культуры. В качестве примера можно привести многих представителей российской молодёжной рок-культуры: Юрий Шевчук, Константин Кинчев, Борис Гребенщиков, которые активно пропагандируют решительный отказ от употребления наркотиков. Можно также привести в пример плодотворную работу среди молодёжи московского священника иеромонаха о. Сергия (Рыбко). Выходец из субкультуры "хиппи", он в своих проповедях и книгах разоблачает, причём на понятном для молодёжи языке, гибельность наркотического пути, показывает лучшее средство избежать этого недуга - приход к великому наследию Православной церкви.