Главная     Редакция     Архив     1(53)/2008  
 

Событие
(НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ)


Конкурсы
(УСПЕШНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ!)


Хроника
(БИТВЕ ЗА МОСКВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...)


Вести из округов
(РАЗГОВОР С ПРЕФЕКТОМ)


Очаги культуры
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Очаги культуры
(ПОЭТЫ БРАТЧИНОЙ СИЛЫ)


Рядом с нами
(РОЛЬ - РЕЖИССЕР)


Юбилей
("МОСКВА - ХУДОЖНИКИ - МОСКВА")


Наше наследие
("ЗДЕСЬ РАЗВЕРНУЛИСЬ МОИ АРТИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ...")


Наше наследие
(ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР)


Традиции
(ХУДОЖНИК ПРИХОДИТ В ХРАМ)


Проблема
(ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОФИЛАКТИКА?)


Музеи
(КАК ТРЕБОВАЛА ПЕСНЯ, ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ТЕАТР БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ)


Культ личностей
(ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН РОДИНЕ)


ПОЭТЫ БРАТЧИНОЙ СИЛЬНЫ

Алексей ПОЛУБОТА

Нужна ли сегодня поэзия? Вопрос не праздный, если вспомнить, что тиражи поэтических сборников современных литераторов редко дотягивают до 1000 экземпляров. Да и они, эти немногочисленные экземпляры, раздариваются, как правило, друзьям и собратьям по перу.

Создаётся впечатление, что живое поэтическое слово никому, кроме самих поэтов, не нужно. И это впечатление, увы, недалеко от истины. Впрочем, удивляться нечему. Поэзию перестают не только читать, её перестают замечать в жизни. Часто ли современный городской человек встаёт засветло, чтобы, например, полюбоваться восходом солнца? А можете представить себе компанию молодых людей, которые, приехав на выходные в лес, вместо того чтобы потягивать пиво под орущую магнитолу, затаив дыхание, вслушиваются в пение птиц?! Не секрет, что речь подростков, воспитанных Муз-ТВ, всё больше сводится к лексикону Эллочки Людоедки. Потому-то, наверное, многие из современных поэтов, ценителей и хранителей русского языка, могут сказать о себе словами Есенина: "В своей стране я, словно иностранец...".
     Между тем поэзия - высшее выражение любого языка, своего рода заповедник лучших чувств, впечатлений, движений души, запёчатлённых в Слове. И потому никак нельзя допустить, чтобы стихи воспринимались будущими поколениями как странные и бесполезные сочетания малопонятных слов.
     Одним из мероприятий, призванных популяризировать русскую поэзию, напомнить, что она жива, стал литературно-музыкальный вечер, организованный в Политехническом музее Московским институтом социально-культурных программ.
     Вечер был одновременно традиционен и необычен. Необычен, начиная с названия: "Поэты братчиной сильны". Сегодня мы с удовольствием "козыряем" заимствованными словами и понятиями, забывая свой исконный лексикон. Все знают, что значит "шоу" или "корпоративная вечеринка", а вот то, что после окончания сельскохозяйственных работ в погожий день бабьего лета русские крестьяне составляли вместе столы с плодами своего труда на главной деревенской улице и начинали праздник, который назывался братчиной, вспомнят разве что единицы.
     Идея организаторов вечера в Политехническом музее состояла в том, чтобы поэты после окончания традиционно плодотворной для русской поэзии осенней поры поделились со слушателями плодами своего творчества. Так оно и получилось. Каждый из участников внёс свою лепту, чтобы литературная братчина изобиловала самыми разнообразными поэтическими яствами.
     Светло-грустная лирика Геннадия Иванова сменялась задорными, "боевыми" частушками Александра Боброва, тихие проникновенные интонации Василия Казанцева - остросоциальной сатирой Вилена Иванова, пластичные, полные артистизма образы Александра Фомина - сдержанной, "аскетической" поэзией Владимира Сергеева.
     Волной свежей, какой-то вневозрастной энергии "окатил" слушателей замечательный поэт Владимир Костров:
     Как дождь, весёлой брагой брызжет лихая песня соловья.
     И ведьмой в древнем чернокнижъе судьба записана моя.
     Но так прекрасно, так отважно тобой душа моя больна.
     Какая ночь!
     Какая жажда!
     Какая полная луна!

     Слушая эти строки, забываешь, что читает их человек, которому далеко за 70, что буквально за несколько минут до выступления ему было плохо и пришлось срочно искать нужные таблетки.
     Вечер получился поэтическим в полном смысле этого слова. Поэзия не только читалась стихотворцами, она была рассыпана по залу вместе с антоновскими яблоками, украсившими сцену, звучала из уст обаятельных ведущих Татьяны Бурдаковой и Андрея Фёдорова, слышалась в звонких переборах балалаечного дуэта Цветковых, кружилась в складках цветастых нарядов участников детской студии "Наследие".
     Завершало поэтическое действо в Политехническом проникновенное выступление царицы русской песни, народной певицы России Татьяны Петровой. Её согласие участвовать в "братчине" было не случайным. Ведь, помимо уникального голоса, певица известна своей любовью к русскому поэтическому слову.
     Порадовали не только выступавшие со сцены участники братчины, но и те, кого принято называть зрителями. Среди них было много совсем юных 14 -17-летних молодых людей и девушек в форме воспитанников кадетских школ-интернатов. Не покривив душой, можно сказать, что скучающих лиц даже среди такой весьма специфической публики практически не было.
     Единственной ложкой дёгтя в медовой "бочке" литературного вечера стало почти полное отсутствие молодых поэтов на сцене. И это при том, что именно молодым сегодня труднее всего в полный голос заявить о себе, пробиться к читателю. Впрочем, надеемся, что в будущем эту оплошность удастся исправить, и поэтические братчины ещё не раз всколыхнут литературную жизнь нашей столицы.