Главная     Редакция     Архив     1(53)/2008  
 

Событие
(НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ)


Конкурсы
(УСПЕШНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ!)


Хроника
(БИТВЕ ЗА МОСКВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...)


Вести из округов
(РАЗГОВОР С ПРЕФЕКТОМ)


Очаги культуры
(ИМЕНИ ГЕРОЯ)


Очаги культуры
(ПОЭТЫ БРАТЧИНОЙ СИЛЫ)


Рядом с нами
(РОЛЬ - РЕЖИССЕР)


Юбилей
("МОСКВА - ХУДОЖНИКИ - МОСКВА")


Наше наследие
("ЗДЕСЬ РАЗВЕРНУЛИСЬ МОИ АРТИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ...")


Наше наследие
(ВЕРТЕПНЫЙ ТЕАТР)


Традиции
(ХУДОЖНИК ПРИХОДИТ В ХРАМ)


Проблема
(ВОЗМОЖНА ЛИ ПРОФИЛАКТИКА?)


Музеи
(КАК ТРЕБОВАЛА ПЕСНЯ, ИЛИ ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ)


Культ личностей
(ТЕАТР БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ)


Культ личностей
(ЖИВОПИСНЫЙ ГИМН РОДИНЕ)


"ЗДЕСЬ РАЗВЕРНУЛИСЬ МОИ АРТИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ..."

Светлана ГАЛАГАНОВА, фото Сергея НОВОСЁЛОВА

6 (19) января 1866 года, в праздник Крещения Господня, в наш город приехал никому не известный молодой музыкант П.И.Чайковский Через 12 лет он покинул Москву, увенчанный всероссийской славой. Праздник оказался судьбоносным: московская духовно-культурная среда стала для композитора животворящей творческой купелью.

...Он отправился в Москву завьюженным "пушкинским" трактом, сквозь хрестоматийную русскую метель. "Грёзы зимнею дорогой" - так назвал он первую часть симфонии, партитура которой лежала теперь вместе с только что полученным дипломом Петербургской консерватории в его небольшом потёртом саквояже. Название "сбылось": в старой длиннополой енотовой шубе с дружеского плеча поэта Апухтина так сладостно грезить о будущем! "Вы самый большой талант музыкальной России, - написал ему его консерваторский друг Г.Ларош, будущий критик. - Ваши творения начнутся, может быть, только через пять лет, но эти - зрелые, классические - превзойдут всё, что мы имели после Глинки". "Спасибо, дорогой Генрих, Вы - добрая душа, но что-то не верится Вашим щедрым посулам", - думает "талант России", поправляя тяжёлую полость...
     Чайковский не любил зимы, он был человеком "весенним"; его любимым месяцем был май, символом Прекрасного - ландыши. Но в историю музыки величайший симфонист XIX века шагнул из ледяной январской купели, ибо нет роднее для русской души этого поющего метельного раздолья, мешающего хохот с плачем, землю с небом, Слово с Музыкой. И уже неважно, кто это сочинил - какой-то Белкин, Пушкин, Чайковский или Свиридов: здесь дышит русский дух - тоскуя, ликуя, взмывая вихрем к небесной тверди.
     ...Басовитый голос ямщика вернул его в морозную явь: "Москва, барин! Куда изволишь?". "В номера. Где подешевле...", - смущённо "изволил" седок. Ямщик понятливо кивнул, и сани заскользили по снежным коридорам между высокими, в человеческий рост сугробами...
     С архивной фотографии смотрит красивый молодой человек в просторной шубе (той самой, апухтинской), с чуть испуганно-удивлённым выражением лица. Пётр Ильич только что остановился "у Кокорева". Завтра он встретится с "московским Рубинштейном", а сегодня - фото для семейного альбома (оказалось - для истории). Что так напугало петербургского музыканта? Непроглядная темень московских улиц с тусклыми керосиновыми "коптилками" вместо газовых фонарей? Или громогласное "Побереги-и-сь!" лихачеи-извозчиков, скакавших по городу, как по степи, не придерживаясь ни правой, ни другой какой стороны? А может быть, отсутствие в городе водопровода и канализации? "Не бойтесь, Пётр Ильич, - хочется успокоить человека на фотографии.
     - Этот город станет родиной Вашей музыкальной славы. Вы полюбите его странной, ревнивой любовью и он ответит Вам преданным поклонением и вечной памятью. Годы, которые Вам предстоит прожить здесь, вместят драму неудачной женитьбы - и радость духовной близости с умной, тонкой женщиной; Вы познаете муки сомнений, боль разочарований, тяготы безденежья - и спасительную поддержку верных друзей, а главное - счастье творчества: в Москве Вы создадите 36 своих произведений - почти половину Вашего творческого наследия. Когда на российский престол взойдёт император Александр III, то именно Вам закажет наш город и кантату для исполнения в Грановитой палате, и торжественный марш для коронационного праздника в Сокольниках. Осенью здесь откроется консерватория; пройдут годы - и она обретёт Ваше имя. А рядом с ней будет поставлен памятник... Не бойтесь, Пётр Ильич!".
     Чайковский был приглашён в Москву Н.Г.Рубинштейном преподавать теоретические предметы в Музыкальных классах Московского отделения Русского музыкального общества. Николай Григорьевич сам приехал в Кокоревскую гостиницу, чтобы перевезти будущего коллегу в свою просторную квартиру на Моховой. Так началась эта большая, многолетняя дружба, выдержавшая немало испытаний и размолвок, неизбежных при столь разных характерах и темпераментах. Это уж потом наступит усталость от служебной лямки и тоска по творческой свободе, а тогда, невольно заражаясь кипучей рубинштейновской энергией, Пётр Ильич радостно включился в разработку консерваторского устава, учебных планов, программ. Он перевёл с немецкого ряд музыкально-педагогических трудов, составил "Руководство к практическому изучению гармонии". Так начались эти московские годы, сыгравшие решающую роль в творческом становлении одного из гениев русской музыки. "Если бы не двенадцать лет в Москве, я никогда бы не стал тем, кем я стал, - признавался впоследствии композитор. - Здесь развернулись мои артистические силы".
     Но ведь творческие силы не разворачиваются сами собой, их, словно благовещенских птиц, выпускают на волю люди - те, что окружают носителя "искры Божьей", что способны своим дыханием - бережно-заботливым или бездумно-неосторожным - раздуть её в "пламень огненный" или загасить, навсегда, навеки. Мы никогда уже не узнаем, скольких талантов недосчиталась мировая культура из-за чьей-то зависти, равнодушия, интриг, безответственного "авторитетного" слова. У Чайковского, с его болезненной впечатлительностью, обидчивостью, ранимостью, шансов избежать подобной участи было немного. "Enfant verre! ("Стеклянный ребёнок!")", - вздыхала, глядя на маленького "Пьера", гувернантка-француженка. Он так и остался большим ребёнком, простодушным, наивным и доверчивым. Московская художественная элита чутко угадала эту душевную хрупкость молодого музыканта и бросилась... нет, не давить новоявленного соперника - бросилась опекать "милого Петра Ильича", нянчиться с ним, как любящая маменька. Н.Г.Рубинштейн и его сподвижники - преподаватели консерватории Н.С.Зверев, К.К.Альбрехт, Н.А.Губерт ("Альбертыч") и его жена, урождённая Баталина ("Баташа"), совсем ещё неизвестный в ту пору музыкальный критик Н.Д.Кашкин, драматург А.Н.Островский и его друг, артист Малого театра П.М.Садовский, нотоиздатель П.И.Юргенсон и князь В.Ф.Одоевский - создатели неповторимой художественной атмосферы, вскормившей несколько поколений москвичей, это они закладывали демократические традиции "русского Просвещения", формируя своим примером идеал музыканта-просветителя, артиста-служителя, художника-"народника", это они "воспитывали" для России её великого композитора, это они "сделали Чайковского Чайковским". Дружеский круг ширился: через несколько лет он пополнился консерваторскими учениками - композитором С.И.Танеевым, пианистом А.И.Зилоти, виолончелистом А.А.Брандуковым. "Общество добрых и хороших людей есть неоцененное благо", - скажет потом Чайковский.
     60-е - 70-е годы позапрошлого века вошли в историю Москвы как период "патриархального романтизма". Невиданный патриотизм, основанный на восприятии родного города как принадлежащего лично каждому и всем вместе, всеобщее воодушевление и гордость - одним из лучших в мире судов, университетом, выпускавшим Ключевских и Захарьиных, Рубинштейном и "его" консерваторией, в которую посылали своих детей европейские музыканты, театром, куда ходили "молиться и плакать" (В.Белинский), цирком Соломонского на Цветном бульваре (где рядом с разносчиками и кухарками заливались смехом грозный генерал-губернатор и его друг, обер-пастор лютеранской общины), Л.Толстым (наш ведь, хамовнический!) и А.Островским, первомайскими гуляньями в Сокольниках и Татьяниным днём (когда объявление в ресторане "Стрельня" умоляло "господ студентов" и "господ преподавателей" не залезать на пальму в зимнем саду). Город-дитя, демократичный, непосредственный и очень серьёзный, Москва трудилась, гуляла и молилась на пределе физических и душевных сил, вселяя в своих жителей спасительную "радость существования" (И.Бунин). Не понравиться ей было опасно (с известным адвокатом, попытавшимся выиграть "неправедное" дело, перестали здороваться), но и любить она умела, легко прощая людям их слабости. Чайковского Москва полюбила "с первого взгляда" - после исполнения в марте 1866 года фа-мажорной увертюры; москвичи увидели в нём "своего" композитора, а "детская" душа музыканта радостно соединилась с широкой душой "града сердечного". "Я и люблю её, и ненавижу, как будто бы ревную", - писал Пётр Ильич из Швейцарии Юргенсону... нет, не о любимой женщине, это - о нашем городе. Чайковский относился к Москве как к живому существу: он служил ей, он всеми силами добивался её любви, он страдал, если она не отвечала взаимностью.
     Постоянного жилья Пётр Ильич в Москве не имел; все 12 лет он оставался "очарованным странником", кочующим по съёмным квартирам и меблированным комнатам (именно поэтому в столице никогда не было и не может быть мемориального музея композитора, подобного знаменитому "домику в Клину"). Почти ни одному из временных пристанищ не удалось удержать Чайковского больше, чем на год; исключение составляют лишь две квартиры Рубинштейна да арендованная осенью 1872 года квартира на Кудринской площади, где Пётр Ильич прожил 14 месяцев. Здесь он работал над Второй симфонией, музыкой к "Снегурочке" А.Н.Островского, симфонической фантазией "Буря", романсами (опус 16). В мае на Кудринской открылся музей с необычным названием "П.И.Чайковский и Москва" (о его открытии наш журнал сообщал в прошлом году). Не "П.И.Чайковский в Москве", а именно так, через уравнительно-соединительное "и" - "П.И.Чайковский и Москва". Название отражает новаторскую концепцию экспозиции: здесь два равноправных действующих лица - великий русский композитор и его любимый город, в котором он мечтал быть похороненным. Тщательно подобранная, с большим вкусом оформленная экспозиция позволяет не только понаблюдать за жизнью её главного героя (крайне деликатно, с почтительного расстояния, без ставшего традиционным копания в "грязном белье"), но и окунуться в жизнь московского "общества", проникнуться его идеалами и настроениями. Неспешное, захватывающее повествование об окружавших композитора "добрых и хороших людях", незаметно раздвинув стены квартир, салонов и концертных залов, выходит на общегородской, надсословный уровень - уровень серьёзных исторических и культурологических обобщений. Экспонаты не просто знакомят посетителей с московским периодом жизни и творчества Чайковского - они повествуют о переплетении человеческих судеб, соприкосновении душ. Как из маленького отростка незаметно вырастает целый куст, так и тут из единичных биографических фактов формируются обширные событийные пласты, заново "вскопанные" создателями экспозиции. Художники-дизайнеры О.Кирюхина и В.Вильчес-Ногерол, известные москвичам по блестящим экспозициям в мемориальных музеях Ф.И.Шаляпина и С.С.Прокофьева, на сей раз превзошли самих себя. Похоже, ребята работали в смирительных рубашках: столь сдержанно-строгая, изысканно-аскетичная стилистика при их беспредельной, "улётной" фантазии дорогого стоит! Низкий поклон сотрудникам выставочного отдела ГЦММК имени М.И.Глинки Н.Востоковой и С.Чхаидзе и, конечно же, заведующей экспозицией В.Евсеевой-Сидоровой - заботливой хозяйке музея, его главному "идеологу" и "ангелу-хранителю", одному из тех самоотверженно-бескорыстных служителей музейного дела, которые тихо и незаметно подпирают сегодня прогнувшийся свод российской культуры. Стараниями всех этих и многих других замечательных людей на втором этаже бывшего дома Казакова воскресла "матушка Москва" - степенная и благочестивая, жизнелюбивая и простодушная, отзывчивая на беду, скорая на подмогу, привычная к неудобствам патриархального быта, обожающая музыку, театр, литературу. И поэтому отсюда так не хочется уходить - в другой век, в другой город, к другим людям...
     У городов бывают свои особые литературно-музыкальные праздники. Нам сегодня трудно представить день 6 июня без возложения цветов к памятнику Пушкину и повсеместного чтения пушкинских стихов. Статус традиционного общегородского торжества старательно возвращает рубинштейновскому "Николину дню" (19 декабря) Московская консерватория. Так давайте же превратим 19 января в "День Чайковского" - чтобы в каждом концертном зале, в каждой ДМШ звучала знакомая нам с детства музыка, чтобы широко распахивал двери, встречая гостей, Культурный центр П.И.Чайковского на Кудринской, чтобы утреннее "Во Иордане крещающуся..." сменялось вечером "Зимними грёзами" и шёпот скрипок, похожий на лёгкий посвист санных полозьев, напоминал нам о молодом человеке в старой енотовой шубе, шагнувшем когда-то в такой же крещенский день на заснеженную московскую мостовую. Оказалось - в бессмертие.